УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
По УД ОДп.13 Биология
специальность 34.02.01 Сестринское дело
базовая подготовка
очная форма обучения
Разработчик:
Лоншакова Н.Я., преподаватель УД ОДп.13 Биология ГПОУ «КМК»
Рассмотрено на заседании ЦМК СД
Протокол № ____ от _______ 20__ г.
Сопредседатель ЦМК СД
___________ Савченко Л.Г.
Учебно-методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по УД ОДп.13 Биология специальности 34.02.01 Сестринское дело базовая подготовка очная форма обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………...…4
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ……………....5
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………………………………………….…..6
ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ…………………………………………….….7
Самостоятельная работа № 1………………………………………………………………………...8
Самостоятельная работа № 2………………………………………………………………………...9
Самостоятельная работа № 3…………………………………………………….……………..…..10
Самостоятельная работа № 4…………………………………………………………………...…..11
Самостоятельная работа № 5…………………………………………………………………...…..12
Самостоятельная работа № 6…………………………………………………………………...…..13
Самостоятельная работа № 7…………………………………………………………………..…...14
Самостоятельная работа № 8…………………………………………………………………..…...15
Самостоятельная работа № 9…………………………………………………………………..…...16
Самостоятельная работа № 10…………………………………………………………….………..17
Приложения ……………………………………………………………………………………..…..19
ВВЕДЕНИЕ
Биология - система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.
Биология является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями - одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.
Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, - по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.
При изучении учебной дисциплины «Биология» большое внимание уделяется самостоятельней работе студента.
Самостоятельная работа студентов – это форма организации теоретического и практического обучения, предполагающая активную работу студентов по самообразованию, организованную преподавателем по освоению программы учебной дисциплины.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
¾ формирования и развития предметных компетенций;
¾ систематизации и закрепления полученных знаний и умений студентов;
¾ углубления и расширения знаний;
¾ развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
¾ формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
¾ развития исследовательских умений.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
¾ уровень освоения студентом учебного материала;
¾ умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
¾ сформированность предметных компетенций;
¾ уровень умения ориентации в потоке информации, умение выделять главное;
¾ уровень умения анализа альтернативных возможностей и вариантов действий;
¾ уровень умения формулировки собственной позиции, ее оценка и аргументация.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ
Уважаемые студенты!
Учебно-методическое пособие предназначено для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов представлены различными формами и видами: самостоятельное изучение темы с последующим составлением плана – конспекта, подготовка и защита сообщения; творческая работа по составлению синквейнов, тематических кроссвордов, заполнение сравнительных таблиц; решение генетических задач.
Успешная работа над заданиями возможна не только при хорошем знании изученного материала, но и предполагает умение устанавливать междисциплинарные связи.
Учебно-методические рекомендации не содержат эталонов ответа, задания выполняются в различной форме самостоятельно, контроль проводится преподавателем.
Предлагаемые рекомендации могут быть использованы для углубления, закрепления и систематизации знаний по определенной теме.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела / темы программы | Кол-во часов на выполне-ние задания | Цель ВСРС | Вид самостоятельной работы | Форма контроля |
Биология как наука. Методы научного познания | |||||
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи | Для углубления и систематизации знаний | Подготовить сообщения по одной из тем (по выбору) с использованием информационных технологий. (Приложение 1) | Публичное представление сообщения Контроль на У3, У6, У22, У26, У27, У33, У35, У36 | ||
Клеточная теория. Особенности химического состава клетки | Для углубления и систематизации знаний | Заполнить таблицу «Заболевания, возникающие в результате недостатка или избытка какого-либо химического элемента». | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на У3 | ||
Клетка | |||||
Строение клетки. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток | Для закрепления и систематизации знаний | Составить синквейны на тему «Клеточные органоиды». | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на У9 | ||
Митоз. Амитоз. Мейоз | Для закрепления и систематизации знаний | Составить кроссворд по разделу 2 «Клетка». | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на У16 | ||
Основы генетики | |||||
Основные законы наследственности | Для закрепления и систематизации знаний | Решение генетических задач | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на У24 | ||
Основы учения об эволюции | |||||
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Вид и его критерии, популяции | Для закрепления и систематизации знаний | Составить списки известных видов растений и животных. Попытаться сгруппировать их по степени сходства: а) морфологического; б) экологического. Заполнить таблицу. | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на У28 | ||
Антропогенез | |||||
Положение человека в системе животного мира. Основные стадии и движущие силы антропогенеза | Для углубления и систематизации знаний | Подготовить конспект на тему проблем межрасовых отношений и межрасовых браков в современном обществе. | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на У33 | ||
Основы экологии | |||||
Среда обитания организмов и её факторы. Основные экологические характеристики популяции | Для углубления и систематизации знаний | Составить примерную хронологическую таблицу, показывающую формы воздействия человека на окружающую природу в разные периоды развития цивилизации, основываясь на знания из курса экологии и истории. | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на У35 | ||
Экологические сообщества. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования | Для закрепления и систематизации знаний | Составить синквейны по разделу «Экология» | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на У36 | ||
Экологические сообщества. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования | Для углубления и систематизации знаний | Составить примерную хронологическую таблицу, показывающую основные этапы эволюции биосферы, основываясь на знания о развитии жизни на нашей планете. | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на У36 | ||
Итого: |
ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ