Руководство разрабатывается руководителем исследования; он определяет инструкцию и темы, которые должны быть затронуты в ходе интервью. Когда интервью осуществляется несколькими интервьюерами, вступительные фразы могут иногда предшествовать каждой теме, так чтобы темы имели одинаковое введение (Berthier, 2000).
Список тем определяется целями и характеристиками исследования. Если предшествующие работы позволяют сразу определить проблематику, то в этом случае содержание руководства по проведению интервью обычно ограничивается основными вопросами, составляющими данную проблематику. В случае поисковых исследований зачастую необходимо предварительное изучение: сначала проводится несколько свободных интервью с целью выделения основных тем и на основе этого составляется руководство, позволяющее получить точную информацию в ходе полунаправленных интервью.
Объем списка тем меняется от одного исследования к другому. Когда руководитель исследования желает сориентировать опрашиваемых на конкретные темы, пользуясь при этом максимумом преимуществ недирективности, он использует небольшое количество тем (5-6). В этом случае интервьюер может дать опрашиваемому возможность свободно высказываться, ограничиваясь направлением его к тем сюжетам, которые тот не затрагивает произвольно. Если руководитель исследования желает получить очень точные сведения, он обычно увеличивает число тем и подтем; руководство к интервью в таком случае включает 20-30 рубрик. Действуя подобным образом, руководитель исследования теряет часть преимуществ, предоставляемых недирективностью. Действительно, когда список достаточно длинный, различные подтемы не могут быть независимыми одна от другой; существует логика, которую необходимо соблюдать, и ограничения, налагаемые на интервьюируемых.
Руководство по проведению исследования, кроме того, определяет стратегию, которой должен следовать интервьюер. Оно определяет, как лучше сочетать направленность и ненаправленность, указывая, должен ли интервьюер представлять темы в указанном порядке или он должен быть гибким. В некоторых случаях руководство указывает на искомую степень точности и определяет темы, о которых интервьюер обязательно должен напомнить, если опрашиваемый не сообщает достаточного количества информации. Руководство также может указывать, надо ли поощрять интервьюируемого развивать аффективную составляющую речи. Наконец, в отдельных исследованиях руководство указывает, какой тип вмешательства предпочтителен, а какого следует избегать (если высок риск блокировки, обычно желательно не использовать технику персонализированного повторения).
Пример. Производитель туалетной воды заказывает исследование, имеющее двойную цель: узнать, как потребители представляют себе сегодня туалетную воду и как они покупают данный вид продукта. Первоначальная инструкция достаточно конкретна: «Я бы хотел, чтобы вы рассказали мне о туалетной воде, что это такое в вашем представлении». Руководство по проведению интервью включает пять тем: туалетная вода для женщин и мужчин, стиль туалетной воды и личность использующего ее, место покупки, выбор продукта в магазине, покупка туалетной воды. В инструкции уточняется, что сперва необходимо дать интервьюируемому возможность свободно высказываться; две первые темы необходимо рассмотреть в начале разговора, но порядок их введения свободный. Вторая часть интервью должна быть посвящена аспектам покупки туалетной воды, при этом три последние темы должны быть представлены в указанном порядке. Что касается пятой темы, руководство уточняет, что интервьюер должен попросить рассказать о последней покупке; подчеркивается, что необходимо вернуть говорящего к теме, если интервьюируемый не предоставляет детального описания.
Подготовка и проведение направленного интервью
Подготовка направленного интервью требует разработки подробной проблематики. Руководитель исследования составляет вопросы, принимая во внимание цели исследования и опираясь на знания, почерпнутые из литературы. Обычно он использует довольно большое количество вопросов.
Пример.
«Укажите, пожалуйста, все, что вы отметили, рассматривая эту рекламу».
«Каково, по вашему мнению, значение этого рекламного обращения?»
«Что вам понравилось в этой рекламе?»
«Что вам не понравилось?»
Интервьюер проводит интервью, задавая вопросы в заданном порядке и в одинаковой формулировке. Хотя рамки вопросов достаточно жесткие, опрашиваемые могут, несмотря на это, подробно излагать свои взгляды; интервьюер позволяет им долго высказываться, возвращаться к уже сказанному, поправлять или дополнять информацию. Важно, чтобы опрашиваемые могли высказаться по каждому вопросу в необходимом объеме, поскольку именно разнообразие собираемой информации отличает направленное интервью от анкетного опроса.
Если интервьюируемый отклоняется от темы, интервьюер вмешивается, используя прием реконцентрации (он вежливо предлагает индивиду сосредоточиться на заданном ему вопросе). В подобном типе интервью он может также попросить разъяснений. Когда он чувствует, что полученный ответ недостаточно ясен и не дает информации, которая требуется руководителю исследования, он задает специальный вопрос («Что вы имеете в виду под...?»). Наконец, когда ответ слишком лаконичен, интервьюер может попросить уточнений («Не могли бы вы рассказать мне подробнее?»).
Глава II