В общепринятом смысле предпринимательской (бизнесом) является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Применительно к здравоохранению оно нуждается в уточнении и дополнении. Предпринимательством в здравоохранении следует считать деятельность организаций и частных лиц, направленную на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющую возместить затраты на осуществление этой деятельности и получать прибыль за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц и организаций.
Продуктом предпринимательской деятельности в здравоохранении может быть как товар (любое изделие медицинского назначения – искусственная почка, набор хирургических инструментов, лекарство), так и услуга (диагностическая, лечебно-профилактическая, консультационная).
В условиях рыночной экономики предпринимательство в здравоохранении выполняет следующие основные функции:
- общеэкономическую, проявляющуюся в участии организаций здравоохранения в общественном разделении труда и обеспечении потребностей населения в дополнительных товарах и услугах медицинского назначения;
- ресурсную, направленную на эффективное использование в медицинской деятельности как воспроизводимых, так и не воспроизводимых ресурсов;
- инновационную, обусловленную потребностью в непрерывном медико-технологическом развитии организаций здравоохранения, в том числе за счет средств предпринимателей;
|
- социальную, проявляющуюся в направленности деятельности коммерческих организаций здравоохранения на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан.
В известном смысле медицинскому предпринимательству свойственна также и политическая функция. Активными выразителями политической воли предпринимателей, действующих на рынке товаров и услуг медицинского назначения, могут быть, в частности, профессиональные ассоциации врачей и фармацевтов.
Основные классификационные признака медицинского предпринимательства:
-форма собственности на имущество, используемое в предпринимательской деятельности вид продукта предпринимательской деятельности;
- численность работников и объем деятельности;
- научно-технический уровень и качество работы;
- темпы роста и прибыльность.
Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух. Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска.
Каждая форма бизнеса имеет свои преимущества и недостатки. Все формы бизнеса – малый, средний и крупный – сравниваются между собой по одним и тем же критериям. Самый основной из них – это величина прибыли. Очевидно, что прибыль малого предприятия всегда будет во много раз меньше компании крупного бизнеса, а прибыль среднего бизнеса будет находиться где-то посередине между ними. В каждом бизнесе бывают кризисы и подъемы, поэтому может произойти ситуация, когда прибыль малого предприятия превысит прибыль предприятия среднего ранга за какой-либо отчетный период.
|
Кроме прибыли, формы бизнеса сравниваются еще также по величине производства, реализации продукции, количеству работающего персонала, количеству филиалов и т.д. Только после сравнения всех характеристик бизнеса, можно говорить о его принадлежности к той или иной форме.
Если в малом бизнесе большое значение играет персонал, то в среднем бизнесе уже на первый план выдвигается качество продукции (услуг) и их эффективный сбыт. В среднем бизнесе появляется более-менее регулярный и продуманный менеджмент, организовать который довольно таки просто (по сравнению с большим бизнесом).
Благодаря своему небольшому размеру предприятиям среднего бизнеса не составляет труда оставаться гибкими и подстраиваться под меняющиеся условия рынка.
Крупный бизнес открывает свои филиалы и представительства в разных странах и предоставляет рабочие места для сотен тысяч человек. Практически любая компания, которая у всех на слуху – это крупный бизнес. Основа успеха большого бизнеса – это эффективные бизнес модели, построенные таким образом, что спустя десятки лет, они продолжают работать, выживая в постоянно меняющихся условия
Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух. Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска.