Экологическое регулирование - это система активных законодательных, административных и экономических мер и рычагов влияния, которые используют государственные органы разного уровня для принуждения загрязнителей окружающей среды ограничить выбросы вредных веществ в естественные и техногенные среды, а также для материального стимулирования добросовестных природопользователей.
Важную роль относительно этого сыграет институт права, которое четко фиксирует для физических и юридических лиц границу допустимого в их экологическом поведении и предусматривает юридическую ответственность за нарушение этой границы. Однако основной объем загрязнений и других видов нарушение качества среды, источником которых есть материальное производство, транспорт и т.п., не может быть устранен одномоментно в силу экономических и технологических ограничений. Относительно этих источников загрязнений именно и применяется экологическое регулирование, которое рассчитанное на более или менее значительный срок.
Основы экологического регулирования вводятся в действие законами об охране окружающей естественной среды.
Для эффективного экологического регулирования первоочередное значение имеет выбор правильных методов и инструментов (рычагов) регулирование. На ранних стадиях экологического регулирования, которое выходило из идеологии сдерживания возрастание загрязнение пассивное регулирование, применялись в основному административно-распорядительные инструменты, экологические стандарты и нормы, разрешительные процедуры. Во время перехода к новой идеологии в политике охраны окружающей среды, ориентированной па последовательное уменьшение загрязнения (активное регулирование), применялись некоторые экономические регуляторы - эмиссионные нормативы поэтапного снижения загрязнения, временные разрешения на выбросы и т.п. В странах с развитой рыночной экономикой в структуре механизмов прямого регулирования (административно-правового принуждения) появились новые и перспективные как административно-распорядительные, так и экономические инструменты.
|
Механизмы прямого экологического регулирования являются гибкими, то есть дают возможность дифференцированно подходить к объекту смыкания и разных экологических ситуаций, а также к определению меры жесткости регулирования. Эти механизмы не выключают, а наоборот, предусматривают предоставления государственной помощи предприятиям, в частности на техническое перевооружение. Это дает удовлетворительные результаты относительно главного критерия экономической эффективности регулирования - величина удельных затрат для сокращения выбросов. В реальной практике экологического регулирования стран Запада величина государственного стимулирования достигает, по наиболее скромным оценкам. 0,1 %ВВП.
В странах Запада механизмы экологического регулирования существенно изменились, и процесс этот длится. Главные векторы этой эволюции - установление более темных связей между регулирующими органами и каждым объектом регулирования, а также усовершенствование и обогащение арсенала как регламентационных, так и (в особенности) экономических инструментов. В обобщенном виде механизм прямого экологического регулирования, применяемый в странах с развитой рыночной экономикой, имеет такую структуру:
|
1. Регуляционные инструменты
1.1. Попытки принуждения:
1.1.1. Порядок обязательного оценивания влияния па окружающую среду - экологическая экспертиза.
1.1.2. Прогрессивные нормативы снижения уровня выбросов (эмиссионные нормативы).
1.1.3. Экономические санкции, административная, гражданско-правовая уголовная ответственность за невыполнение требований эмиссионных нормативов.
1.2. Инструменты материального стимулирования и поддержки:
1.2.1.Инструменты, связанные с природоохранной деятельностью государства.
1.2.2. Прямое и косвенное государственное стимулирование предприятий.
1.2.3. Многофункциональные системы с элементами взаимостимулирования и взаимофункцинирования (перераспределительные системы, порядок переуступки разрешений на загрязнение).
1.3. Рычаги экономического побуждения (ценовое регулирование относительно товаров, изделий, продуктов):
1.3.1. Ценовая дифференциация.
1.3.2. Налоги на изделия и продукты.
1.3.3. Заставные системы.
2. Вспомогательные (не регуляционные) средства:
2.1. Стандарты и нормы-ориентиры предельных концентраций и выбросов.
2.2. Зонирование территорий, планы землепользования.
2.3. Ответственность за правонарушение экологического характера, порядок покрытия убытков в результате загрязнения среды.
3. Ассоциированные средства:
3.1. Административные налоги.
3.2. Фондосоздающие налоги и платежи (на временной основе).
3.3. Порядок обязательного страхования экологических рисков (в сфере управления опасными и токсичными веществами).
|
В Украине улучшение состояния естественной среды и использования естественных ресурсов возможное только в случае государственной поддержки и регулирования этих процессов, в особенности в условиях формирования рыночного отношения, экономической свободы и безответственности хозяйственных структур и правового нигилизма, который пока что властвует в сознания предпринимателей.
Важным средством государственного регулирования может быть Государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования естественных ресурсов, концепцию которой было создано в 1995г.
В соответствии с этой концепцией в Украине генеральной стратегической целью относительно охраны окружающей среды и рационального использования естественных ресурсов признано такое развитие его современного социально-хозяйственного комплекса, за которого не было бы разногласий между экономическими интересами, природопользованием, сохранением целостности экосистемы и достижением стабильного развития. Для осуществления этой цели необходимое последовательное решение ряда стратегических проблем.
В будущему планируется создать систему государственного управления использованием естественных ресурсов, регулированием техногенного влияния на окружающую естественную среду как составную управление общим развитием общества.
Экологическая экспертиза есть одним из рычагов государственного регулирования. В Украине осуществляется государственная, общественная и прочие виды экологической экспертизы. Проведение экологической экспертизы является обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и другой деятельности.
Экологической экспертизе подлежат: проекты схем развития и размещение продуктивных сил, развития областей экономики, генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования и другая предплановая и предпроектная документация; технико-экономические обоснование и расчеты, проекты строительства и реконструкции предприятий и других объектов; проекты инструктивно-методических и нормативно-технических актов и документов, которые регламентируют хозяйственная деятельность; документация с создание новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе и то, что покупается за границей; материалы, вещества, системы и объекты, внедрение и реализация которых может привести к нарушению норм экологической безопасности и отрицательного влияния на окружающую естественную среду.
В границах экологического мониторинга осуществляются: надзор за качеством воздуха, воды, грунта; радиационный мониторинг; надзор за биологическими ресурсами и т.п.
Государственная экологическая инспекция осуществляет контроль за внедрением законодательных актов, которые регулируют вопрос защиты окружающая среда, рационального использования естественных ресурсов и ядерной безопасности. К обязанностям инспекции отнесен: контроль за использованием земли, наземных и грунтовых водных ресурсов; защита биологических видов и морских экосистем; контроль за соблюдением норм ядерной и радиационной безопасности, лимитов на выбросы и других экологических нормативов.
Одним из инструментов охраны окружающей среды есть стандартизация и нормирование. Государственные стандарты в сфере охраны окружающей естественной среды, которые являются обязательными к выполнению. Они содержат: понятие и сроки, режим использования и охраны естественных ресурсов; методы контроля за состоянием окружающей естественной среды; требования относительно предотвращения вредному влиянию загрязнение окружающей естественной среды на здоровье людей; другие вопросы, связанные с охраной окружающей естественной среды и использованием естественных ресурсов.
Регулирование охраны окружающей естественной среды обеспечивается системой экологических нормативов.
Экологические нормативы должны отвечать требованиям охраны окружающей естественной среды и здоровье людей от отрицательного влияния его загрязнения. В случае необходимости для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более жесткие нормативы, предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и других вредных влияний на окружающую естественную среду.
Экологические нормативы разрабатываются и вводятся в действие Министерством экологии и естественных ресурсов Украины, Министерством здравоохранения Украины и другими уполномоченными на это государственными органами.
Важнейшим средством решения экологических проблем есть программно-целевое планирование, разработка и реализация экологических ДЦП.
К средствам учета естественных ресурсов належат кадастры естественных ресурсов - документы, которые содержат сведения о состоянии естественных ресурсов. В Украине действующий Кадастр земельных ресурсов, который содержит документы о правовом режиме земель, распределение их между собственниками и землепользователями по категориям земель, сведения о качественной характеристике и ценности земель. Внедрение земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, грунтовых, геоботанческих и других обследований, регистрацией землевладений и землепользований и договоров на аренду земли, учетом количества
Государственному учету подлежат объекты, которые вредно влияют или могут влиять на этап окружающей естественной среды, виды и количество вредных веществ, которые попадают в окружающую естественную среду, виды и размеры вредных физических влияний на него.
Предприятия, учреждения и организации проводят первичным учет в области охраны окружающей естественной среды и безвозмездно дают соответствующую информацию органам, которые ведут государственный учет в этой области.
К основным рычагам государственного регулирования относят также экологическое страхование; повышение нормы амортизации основных природоохранных производственных фондов; договоры на комплексное природопользование; аренду, передачу в постоянное пользование природоохранных объектов и др.
Комплекс природоохранных мероприятий призванный обеспечить получение максимальной экономической эффективности от улучшения состояния окружающей естественной среды.
Ныне приобрело распространение экологическое страхование. Оно обеспечивает возможность компенсации части нанесенных убытков и создает дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий. Как убыток экологическое страхование рассматривает вред, причиненный неожиданной аварией, которая причинила загрязнения окружающей среды и заключается в ухудшении качества основных фондов, здоровье населения, производительности сельскохозяйственного и лесного хозяйства, уменьшении полезности рекреационных ресурсов.