Раздел 5. Экономический механизм обеспечения природоохранной деятельности.




В переходный к рыночной экономике период важное значение имеют экономические меры для обеспечения охраны окружающей естественной среды, которые предусматривают:

- взаимосвязь всей управленческой, научно-технической и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций с рациональным использованием естественных ресурсов и эффективной охраной естественной среды;

- определение источников финансирования мероприятий из охраны окружающей естественной среды;

- установление лимитов использования естественных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую естественную среду и захоронение (складирование) отходов;

- установление порядка оплаты и нормативов и размеров платежей за использование естественных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую естественную среду, захоронение (складирование) отходов и прочие виды вредного влияния;

- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и других льгот за внедрение ними энерго- и ресурсосохраняющих технологий и использование нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер из охраны окружающей естественной среды;

- возмещение в установленном порядке убытков, причиненным нарушением законодательства об охране окружающей естественной среды.

Финансирование мероприятий из охраны окружающей естественной среды осуществляется за счет государственного бюджета Украины, бюджета АР Крым, местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, внебюджетных фондов охраны окружающей естественной среды, добровольных взносов и другого средства.

Основным источником поступлений в бюджеты является плата за использование естественных ресурсов. Плата за специальное использование естественных ресурсов устанавливается на основе нормативов платы и лимитов использование ресурсов. Нормативы платы за использование естественных ресурсов определяются с учетом их распространения, качества, возможности воспроизведения, доступности, комплексности, производительности, местонахождения, возможности переработки и утилизации отходов и других факторов. Платежи за использование естественных ресурсов в границах установленных лимитов относят на затраты производства, а за сверхлимитное использование и порчу их качества взимают из прибыли, которая остается в распоряжении предприятий (учреждений, организации) или граждан.

Плата за загрязнение окружающей естественной среды устанавливается на основе лимитов выбросов и сбросов загрязненных веществ в окружающую естественную среду, захоронение (складирование) отходов промышленного, сельскохозяйственного, строительного и другого производств.

Порядок установления нормативов платы и взыскание платежей за загрязнение окружающей естественной среды определяется Кабинетом Министров Украины.

Платежи за ухудшение характеристик естественных ресурсов (снижение плодородия грунта, производительности лесов, производительности водоемов) в результате владения и пользование ними устанавливаются также на основе соответствующих нормативов.

Платежи за использование естественных ресурсов поступают в государственный и местные бюджеты и направляются на выполнение работ по воспроизведению этих ресурсов, поддержание их в надлежащем состоянии. Платежи за загрязнение окружающей естественной среды поступают в местные, областные и государственный фонд охраны окружающей естественной среды в соотношении: 70, 20 и 10 %.

Распределение средств за использование естественных ресурсов, которые поступают в государственный бюджет Украины, осуществляет Верховный Совет Украины.

Распределение платежей, которые поступают в местные фонды охраны окружающей естественной среды, осуществляется соответственно областными, городскими Советами народных депутатов и по представлению органов Министерства охраны окружающей естественной среды Украины.

Республиканский фонд охраны окружающей естественной среды получается за счет:

- отчислений из местных фондов охраны окружающей естественной среды, размер которых определяется Верховной Рада Украины;

- добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, отдельных граждан и других поступлений.

Распределение средства, которые поступают в республиканский фонд охраны окружающей естественной среды, осуществляется Кабинетом Министров Украины.

Средство местного и государственного фондов могут использоваться только для целевого финансирования природоохранных и ресурсосохраняющих мероприятий, а также мер по уменьшению отрицательного влияния окружающей естественной среды на здоровье населения.

Стимулирование в системе охраны окружающей естественной среды осуществляется:

- предоставлением льгот в налогообложении предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам в случае реализации ними мероприятий из рационального использования естественных ресурсов и охраны окружающей естественной среды: перехода на безотходные и ресурсо- и энергосберегающие технологии, внедрение очистительного оснащения и оборудования для утилизации загрязняющих веществ и переработки отходов, а также приборов контроля за состоянием окружающей естественной среды и источниками выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- предоставлением на льготных условиях краткосрочных и долгосрочных ссуд для реализации мероприятий из обеспечения рационального использования естественных ресурсов и охраны окружающей естественной среды;

- установлением повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;

- увольнением от налогообложения фондов охраны окружающей естественной среды;

- передачей части средства внебюджетных фондов охраны окружающей естественной среды на договорных условиях предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на осуществление мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ; уменьшение вредных физических, химических и биологических влияний на состояние окружающей естественной среды; развитие экологически безопасных технологий и производств;

- предоставление возможности получение естественных ресурсов под

залог.


Выводы

Если современная цивилизация не решит главной проблемы - ядерной и связанной с ней экологической, - она не решит ни одной из своих проблем.

Люди - не хозяева национального пола, а только пахари на нем, которые обеспечивают благосостояние общества. Попытка не подстраиваться под природу, а подстраивать ее под себя – самая страшная ошибка в истории человечества.

Поэтому независимое украинское государство должно, если не восстановить бывшее состояние живой природы (это, к сожалению, уже невозможно!), то, по крайней мере, позаботиться о том, чтобы наносить окружению минимальный ущерб. Альтернатива - посадить лес ли выстроить завод - должна всегда, при любых обстоятельствах решаться в пользу леса. Наша ситуация дополнительно усложняется тем, что решение проблемы охраны природы и окружающей среды требует не только разработка "мероприятий", как это было раньше, а и огромного энтузиазма всех граждан, возрастание общей культуры, глубокого и точного знания законов природы.

Хотя как удивительно, но специалисты-экологи на Западе оценивают наши потенциальные возможности не более низкие чем свои собственные. Все зависит под того, сможем ли избегнуть тех экологических ошибок, великое множество которых уже когда-то сделали развитые капиталистические страны.

 

Список использованной литературы:

1. Державне регулювання у ринковій економіці/ А. Н. Ластовецький/ Підприємництво, господарство і право/ Київ – 2003 р. №6.

2. Планування в системі державного регулювання економіки і ринкового саморегулювання/ Д. В. Полозенко/ Статистика України – 2004 р.

3. Державне регулювання економіки: навчальний посібник/ С. М. Чистов, А. Є. Никифоров, Т. В. Куценко/ Київ – 2005 р.

4. Державне регулювання економіки: навчальний посібник/ Л. І. Дідковська, Л. С. Головко/ Київ – 2002 р.

5. Державне регулювання економіки: курс лекцій/ А. В. Скрипник/ Київ – 2002 р.

6. Державне регулювання економіки: підручник/ О. М. Бондарчук, К. Д. Петров, В. І. Удадова/ Харків – 2000 р.

7. Державне регулювання економіки: підручник для ВУЗів/ І. В. Михасюк, А. Н. Мельник, М. А. Кугужка та ін./ Київ – 2000р.

8. Державне регулювання економіки: методологічни та організаційно-правові аспекти/ Л. О. Антоненко, Н. І. Шиян/ Харків – 1999 р.

9. Україна за роки незалежності 1991-2003 роки/ Київ – 2003 р.

10. Предприятие в системе государственного управления и регулирования/ Голиков В. И., Николян А. В., Голикова И. В./ Киев – 1998 г.

11. Регулювання процесів ринкової трансформації системидоходів/ Донецьк – 2001р.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: