При использовании закрытого вопроса основная сложность заключается в разработке вариантов ответов. Этот список должен быть исчерпывающим; варианты должны быть однородными и взаимоисключающими, они должны, кроме того, составлять уравновешенное целое. Эти четыре условия мы рассмотрим подробнее.
Когда мы составляем закрытый вопрос, необходимо считаться со всеми возможными вариантами и составить исчерпывающий список. Предлагаемые варианты должны дать всем опрашиваемым возможность описать собственный опыт или выразить свое мнение, какими бы ни были их поведение или точка зрения. Когда это условие не соблюдается, скрываются некоторые аспекты реальности. Если вопрос направлен на изучение поведения, список возможных ответов нужно просто составить. Достаточно проследить за тем, чтобы не оставить в стороне маргинальные практики. Задача усложняется, когда вопрос относится к психическому феномену, такому как мотивация. Для изучения этого феномена при помощи закрытого вопроса необходимо выделить все виды мотивации, учитывая особенности темы и предмета опроса. Это требует документальных исследований и разработок, основанных на интервью. В целом, когда исследуемый феномен слабо изучен, рекомендуется действовать в несколько этапов. Начать можно с разработки серии ненаправленных интервью, чтобы выделить используемые данной группой населения схемы мышления; это позволяет выделить серию существенных вопросов. Затем осуществляется поисковое исследование, в ходе которого опрашивается небольшая выборка лиц, при этом им представляются вопросы, сформулированные в открытой форме. Затем мы переходим к классификации ответов, и на основе этого определяется список вариантов.
|
Когда используется закрытый вопрос, стоит убедиться, что выбранные варианты ответа однородны. Это значит, что все варианты должны соответствовать одному подходу. Когда варианты ответа на один вопрос неоднородны, обычно это означает, что в одном вопросе на самом деле заключено несколько. Полученные результаты в таком случае двусмысленны и разнородны. Выбирая подходящий вариант ответа, опрашиваемое лицо также бессознательно выбирает вопрос, на который он отвечает.
Пример. «Как вы оцениваете качество продукции марки X?
Плохое
Приемлемое
Хорошее
Соответствует цене
В этом примере три первых варианта описывают уровень качества. Последний же относится к другому подходу: он говорит о соотношении цены и качества. На самом деле здесь два вопроса, первый — «Каков уровень качества продукции марки X?» и второй — «Соответствует ли качество этой продукции ее цене?» Здесь необходимо вычеркнуть последний вариант и добавить новый вопрос, относящийся к отношению цены и качества.
Варианты ответа на закрытый вопрос должны быть, кроме того, взаимоисключающими. Опрашиваемый не должен иметь возможности выбрать один из двух отвечающих его мнению вариантов, чтобы дать одну и ту же информацию. Когда это условие не соблюдается, собранные данные неоднозначны; они не дают всех ожидаемых сведений.
Пример. «Как вы добираетесь до работы?
Пешком
На машине
На трамвае
Общественным транспортом
Этот вопрос плохо составлен, поскольку два последних варианта ответа не являются взаимоисключающими. Человек, ездящий на трамвае, может выбрать один или другой из двух последних вариантов, чтобы указать, что он использует этот тип транспорта. Некоторые из ездящих на трамвае выберут предпоследний вариант, другие — последний. Статистика, собранная при помощи данного вопроса, не позволит корректно выделить лиц, использующих трамвай.
|
В этой области существует важное исключение. Частота практики порой рассматривается при помощи таких вариантов, как «почти каждый день», «как минимум раз в неделю», «как минимум раз в месяц», «никогда». Эти варианты не являются взаимоисключающими, но их можно использовать, поскольку они не содержат двусмысленности.
Наконец, важно, чтобы список вариантов ответа был уравновешенным. Неуравновешенным список становится, когда одна из сторон изучаемого феномена рассматривается через серию точных вариантов, а остальные упоминаются мельком с использованием крайне синтетических вариантов. Уравновешенность оценивается в зависимости от целей исследования. Заказчик исследования может решить описать некоторые формы ответов, которые его интересуют больше, чем остальные, более детально. Но он должен избегать случайной неуравновешенности, проистекающей от недостатка сведений. Когда он использует классы (уровень дохода, например), он должен внимательно отнестись к определению границ: необходимо избегать неоднородных классов, объединяющих большое число лиц. Чтобы иметь возможность корректно проанализировать распределение ответов в фазе обработки, желательно использовать достаточно узкие классы; некоторые из них затем при необходимости могут быть сгруппированы.