Понятие навязанной проблематики было введено Бурдье (Bourdieu, 1981). Согласно ему, анкета навязывает проблематику опрашиваемому, если она содержит вопросы, которые для опрашиваемого являются беспредметными и которые он не в состоянии задать себе самостоятельно. Бурдье утверждает, что ответы, полученные в таких условиях, являются артефактами, лишенными научной значимости.
Решающим моментом является предмет вопроса, а не то, что для опрашиваемого этот вопрос совершенно нов. Навязывание проблематики происходит в явной форме, когда опрашиваемого просят сформулировать некоторое мнение по вопросу, который ему абсолютно чужд и который не относится ни к одной из сфер его интересов (это, например, происходит в случае опроса подростков по темам, затрагивающим взрослые заботы). Напротив, навязывания проблематики не существует, когда мы просим людей высказать свое мнение о проблеме, о которой они никогда не находили времени задуматься, но которая для них имеет смысл.
В анкетных опросах при навязывании проблематики опрашиваемые лица отвечают, не владея полностью всеми обстоятельствами дела. Поскольку вопросы не находят мгновенного отражения в их мыслях, то для ответа они вынуждены интерпретировать их по-своему. Сведения, которые собираются таким образом, в некоторой мере передают их схемы мышления и социальные нормы, которые важны для них. Но при этом обычно невозможно определить, каким образом они восприняли вопросы. Для данного типа вопросов нет общей точки отсчета, общих знаний у руководителя исследования и респондентов: напротив, существует разрыв, который делает анализ результатов случайным. При подобном положении дел составление комментария к ответам с опорой на проблематику, разработанную автором вопросов, является ошибочным, поскольку при ответе опрашиваемые опирались не на эту проблематику.
Чтобы избежать данного смещения, необходимо использовать только те вопросы, которые соответствуют полю опыта опрашиваемых.
Если мы пытаемся исключить навязывание проблематики, необходимо осуществить качественные исследования перед составлением анкеты. В исследованиях восприятия и оценки продукта потребителями определение того, какую информацию необходимо собирать, не дает всех необходимых для составления вопросов сведений. Например, недостаточно знать, что нужно собрать сведения, содержащие серию пунктов, повторяющих категории, используемые потребителями при оценке продуктов. Необходимо определить эти пункты соответствующим образом и корректно их сформулировать, избегая многословия. Чтобы этого достичь, нужно изучить схемы мышления целевой группы населения, осуществив серию интервью с лицами, принадлежащими к данной группе. Подготовительная работа того же рода также необходима в случае, когда мы предполагаем использовать измерительные шкалы и стараемся разработать серию вопросов с целью анализа установки или имиджа (Pinson, 1983; Evrard et al., 2000).
Пример. В исследовании, целью которого является выделение того, каким образом публика оценивает качество некоторых телепередач, составление вопросов было подготовлено следующим образом. Сначала были проведены интервью с телезрителями (ненаправленные интервью и групповые собрания с представлением отрывков соответствующих передач). Использование техник анализа содержания позволило выделить категории, предваряющие суждения, собранные в ходе интервью, и для каждой найти серию соответствующих фраз. На небольшой группе телезрителей были проведены тесты, с тем чтобы исключить двусмысленные формулировки. Наконец, в ходе предварительного исследования, осуществленного на репрезентативной выборке, 70 оставшихся фраз были представлены опрашиваемым. Статистический анализ результатов позволил удалить повторения, подчеркнув суждения, которые взаимно ассоциировались в глазах опрашиваемых и которые, по их мнению, выражали одну и ту же идею; количество необходимых фраз таким образом, сократилось до 20 (Источник: по Deroo, DusH saix, 1980).
Если существует риск навязывания проблематики некоторым лицам, необходимо предоставить им лазейку, чтобы они могли избежать формального ответа. Для этого используются такие варианты ответа, как «не имею мнения» и «воздерживаюсь». Действуя таким образом, мы демонстрируем опрашиваемым, что нет ничего недостойного в неспособности ответить.
2. Смущающие (приводящие в замешательство) вопросы и необходимость знать
Вопросы, относящиеся к знаниям, иногда приводят в замешательство, что побуждает некоторых ответить, в то время как они не способны это сделать. Риск сбора формальных ответов также высок, когда мы стремимся получить оценки, которые могут дать только опытные люди, обладающие реальным знанием изучаемого предмета.
Пример. В несколько последовательных опросов исследователи вводили следующий вопрос: «Знаете ли вы или, возможно, слышали о поправке Буррье, касающейся социального обеспечения?» Каждый раз около 4% опрашиваемых заявляли, что знают об этой поправке, которой на самом деле никогда не существовало (источник: Lebart, Salem, 1994).
Чтобы избежать этого смещения, необходимо исключить формулировки, требующие от опрашиваемых ответа. Необходимо также предоставлять возможность «сохранить лицо» тем, кому не хватает знаний или сложно выразить свое мнение. Могут быть использованы два приема. Первый, который может использоваться только при закрытых вопросах, состоит во включении в спи сок разрешенных ответов варианта «не знаю». Это указывает на то, что по этому поводу человек вполне может быть несведущим. Второй прием состоит в использовании фильтров.
Прежде чем задать людям вопрос, на который из-за недостатка знаний они могут дать формальный ответ, необходимо постараться узнать, способны ли опрашиваемые высказаться по данному вопросу. Вопросы, требующие определенных знаний, задаются только тем, кто, как представляется, способен на них ответить. Фильтры — это выход, благодаря которому опрашиваемые могут уклониться от вопросов, ответить на которые они затрудняются. Этот прием уменьшает количество ответов, но позволяет получить информацию наилучшего качества. Тем не менее он является действенным только в том случае, если анкета заполняется интервьюером.
Пример. В опросе одной из затронутых тем были достоинства и недостатки «электронного кошелька». Авторы анкеты хотели, чтобы люди, имеющие отдаленное представление о предмете опроса, не чувствовали себя обязанными отвечать. Для того чтобы выбрать лиц, которые будут опрошены по этой теме, используются прогрессивные фильтры.
Первый фильтр. «Слышали ли вы об "электронном кошельке?"»
Да
Нет => переходите к вопросу №…
Этот вопрос дает понять, что человек вполне может и не иметь понятия об этой технологии. Те, кто не знает о ней, видят, как открывается первый выход.
Второй фильтр. У тех, кто утверждает, что слышал об «электронном кошельке», спрашивают: «Вы лично знакомы с этим инструментом?»
Очень хорошо
Довольно хорошо
Довольно плохо => переходите к вопросу №...
Очень плохо => переходите к вопросу №...
Этот фильтр позволяет тем, кто, желая показаться авторитетным, продемонстрировать свои знания («довольно хорошо»). Затем, удовлетворив свои амбиции, они смогут легче воспользоваться лазейкой, предоставленной последним фильтром.
Третий и последний фильтр. «Пользовались ли вы уже "электронным кошельком"?»
Да
Нет => переходите к вопросу №...
Смущающий характер вопроса смягчается присутствием двух предыдущих фильтров. И только тем, кто ответит «да», будет задан вопрос о преимуществах и недостатках электронного кошелька (Deroo, Dussaix, 1980).
Некоторые анкеты иногда включают в себя контрольные вопросы, предназначенные для оценки знаний респондентов. Подобная проверка позволяет a posteriori выявить формальные ответы. Рекомендуется не злоупотреблять данной техникой, поскольку она придает "инквизиторский» тон анкете и может раздражать опрашиваемых.