Раздел 1 словарь терминов и список сокращений




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Астраханской области
«Астраханский колледж вычислительной техники»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов

по дисциплине
ОГСЭ.07 Экономика и менеджмент
по специальности
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

 

Астрахань


 

  одобрена   Утверждаю
  Цикловой комиссией 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы   Зам. директора по УМВР
  Протокол от «   »       г.     «   »       г.
  Председатель   А.Г.Сботова     И.В.Шишманова
                                         

 

Разработчики: Д.В.Кушнеревич, преподаватель ГБПОУ АО «АКВТ»
   
   

Организация-разработчик:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области«Астраханский колледж вычислительной техники» (далее – ГБПОУ АО «АКВТ»)

 


Содержание

Общие положения. 4

2 Структура и содержание методических рекомендаций по ВСРС.. 5

Информационное обеспечение ВСРС.. 25

 


Общие положения

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее – ВСРС) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью ВСРС является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. ВСРС способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Объем ВСРС определяется ФГОС СПО. ВСРС является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.

в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.0201 Компьютерные системы и комплексы дисциплина вариативной части обще гуманитарного и социально-экономического цикла Экономика и менеджмент. Количество часов ВСРС по дисциплине «Экономика и менеджмент» – 36 часов.


2 Структура и содержание методических рекомендаций по ВСРС

Методические рекомендации по выполнению ВСРС по дисциплине «Экономика и менеджмент» состоят из 5 разделов.

Раздел 1 – содержит словарь терминов и список сокращений по дисциплине «Экономика и менеджмент»

Раздел 2 – содержит 176 теоретических вопроса для самостоятельного изучения дисциплины для подготовки к контрольной работе и зачётному занятию.

В 3 разделе приведен перечень из 37 тем рефератов по дисциплине «Экономика и менеджмент»

В разделе 4 приводится комплект типовых заданий практического характера, задач и упражнений.

Раздел 5 – подготовка к лабораторно-практическим работам.

Методические рекомендации могут быть использованы для самостоятельного освоения дисциплины Экономика организации.

Раздел 1 словарь терминов и список сокращений

Словарь терминов

Автоматизация (гр. automatos) – использование технических средств в системе управления без непосредственного участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов и информации.

Агент (лат. agentis) – 1) оптовый торговец, представляющий покупателя или продавца на относительно постоянной основе, выполняющий лишь небольшое количество функций и не принимающий на себя права собственности на товар; 2) юридическое или физическое лицо, совершающее операции по поручению другого лица (принципала) за его счет или от его

имени, не являясь при этом его служащим.

Адаптация (лат. adaptatio) – изменения в целях, плане, содержании маркетинга, осуществляемые фирмой, чтобы приспособиться к изменившимся, новым условиям и задачам деятельности.

Адвалорная пошлина (лат. ad valorem duty) – таможенная пошлина, взимаемая с грузовладельца в процентах от цены товара, в отличие от твердых ставок за единицу товара (специфическая пошлина)

Административные расходы. Общехозяйственные расходы (англ. administrativ expense, general and administrativ expense) – расходы, понесенные на предприятии в целом, в отличие от расходов специального назначения, таких как производственные или затраты на реализацию. Характер затрат, включаемых в эту категорию, различается в зависимости от видов деятельности. Обычно к административным расходам относятся: 1) затраты на оплату труда управленческого персонала; 2) амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств общехозяйственного назначения; 3) арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; 4) расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и тому подобных услуг; 5) другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Администрация (лат. administratio) – 1) управленческая деятельность государственных органов управления, организационная деятельность субъектов хозяйствования в сфере управления; 2) орган исполнительной власти организации (администрация предприятия), государственных структур

(администрация субъекта Федерации), административно-территориального образования (колониальная администрация); 3) должностные лица, руководящий персонал организации.

Ажио (ит. aggio) – 1) приплата к установленному курсу валюты или нарицательной цене акции. Термин используется при повышении валютного курса. Ажио именуется также как прибавка к продажной цене акций за срочность обмена, его объемом и т.п. Равно разнице между продажной и номинальной ценами акций; 2) при инфляции показатель разницы между ценностью металлической монеты и обесцененной одноименной бумажной купюры.

Аккредитив (лат. accreditivus) – 1) вид банковского счета, дающий возможность получить платеж за товар, работы или услуги немедленно по исполнении обязательств; 2) именная ценная бумага, удостоверяющая право лица, на имя которого она выписана, получить указанную в аккредитиве

сумму полностью или частями в банке или сберегательном учреждении другого города, или за границей в течение определенного срока (денежный аккредитив, англ. money order).

Актив (лат. activus) – 1) совокупность имущественных прав (материальных ценностей, денежных средств, долговых требований), принадлежащих физическому или юридическому лицу; 2) ресурсы, получаемые или контролируемые конкретным хозяйствующим субъектом, возникшие в результате

совершенных в прошлом операций или событий и являющиеся источником предполагаемых экономических выгод в будущем.

Активность деятельности фирмы (англ. activity of firm) – характеристика фирмы, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами.

Активы банка (англ. bank asset) – важнейшая (активная) часть баланса банка, в которой отражаются краткосрочные и долгосрочные кредиты и другие направления размещения аккумулируемых банками средств. Активы банка включают задолженность со стороны клиентов по ссудам, кассовую

и валютную наличность в банке, средства, размещенные в других финансовых и кредитных учреждениях (паи, акции, другие ценные бумаги).

Активы компании, предприятия (англ. assets of enlerprice) – любая собственность компании: оборотный капитал (наличные деньги, инвестиции, дебиторская задолженность, сырье и полуфабрикаты, межцеховые запасы), основной капитал (недвижимость, машины, оборудование), нематериальные активы (патенты, репутацияё деловая марка, информация и т.д.).

Актуальность инновационного проекта (англ. actuality of innovatory projeсt) – соответствие инновационного проекта задачам научно-инновационного и социально-экономического развития страны, региона, хозяйствующего субъекта.

Актуальность проблемы (задачи) (англ. actuality of problem) – степень необходимости, злободневности решения (устранения, осуществления); определяется на основе сравнительной оценки последствий в случае отказа или несвоевременности решения, осуществления.

Акцепт (лат. acceptus) – 1) согласие на заключение договора в соответствии с предложением (офертой) другой стороны; 2) в международном праве – одностороннее заявление о связанности условия договора; 3) принятие плательщиком (трассатом) по переводному векселю (тратте) обязательства оплатить вексель при наступлении указанного в нем срока. Такой акцепт оформляется в виде соответствующей надписи акцептанта на лицевой стороне векселя; 4) согласие банка гарантировать уплату суммы, указанной в переводном векселе; 5) согласие плательщика на оплату денежных и товарных документов. Применяется при расчетах за товары, услуги и выпол-

ненные работы, при которых платеж производится с согласия (акцепта) плательщика по расчетным документам, выписанным поставщиком.

Акциз (фр. accise) – вид косвенного налога на товары и услуги, включаемого в цену или тариф.

Акции (фр. аction) – ценные бумаги, выпускаемые акционерным обществом и дающие право их владельцу на получение определенного дохода (дивиденда) из прибылей акционерного общества.

Акция гарантированная (англ. guaranteed stock) – акция, уплата дивиденда по которой гарантируется другой корпорацией.

Акция директорская (англ. management stock) – акция, дающая особые права в отношении голосования.

Акция именная (англ. registred stock) – акция, принадлежащая определенному физическому или юридическому лицу, регистрируемая в книге собственников. В акции указывается имя ее владельца. При ее передаче другому лицу требуется разрешение правления акционерной компании.

Акционерное общество (англ. joint-stock company) – добровольное объединение юридических и физических лиц, капитал которого образуется путем выпуска и продажи акций. Существуют акционерные общества закрытого и открытого типа.

Акционерное общество закрытого типа (англ. private company) – акции реализуются только его работникам и не могут быть проданы посторонним лицам без согласия других акционеров.

Акционерное общество открытого типа (англ. pablic company) – капитал общества формируется за счет открытой продажи акций.

Акционерный сертификат (англ. share certificate) – документ, удостоверяющий юридическое право собственности на акции (ценные бумаги).

Амортизационные средства (англ. depreciational resoureces) – финансовые средства, выделяемые специальным назначением, для сохранения и возобновления основных фондов предприятия.

Амортизационный фонд (англ. depreciational fund) – денежные средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства основных фондов.

Амортизация (лат. amortisatio) – постепенное перенесение стоимости основных фондов на производимые с их помощью продукт и услугу; целевое накопление средств и их последующее применение для возмещения изношенных основных фондов; распределение амортизируемой стоимости актива на рассчитанный срок его полезной службы. В рамках понятия «амортизация» различают: 1) износ (depreciation) – термин обычно применяется к материальным активам; 2) амортизация (amortization) – термин часто используется для нематериальных активов; 3) истощение (depletion) – амортизация природных ресурсов (так называемых истощаемых средств – природный газ, уголь, нефть, древесина и т.п.).

Амортизируемая стоимость (англ. depreciable amount) – фактическая стоимость приобретения актива или другая величина, заменяющая фактическую стоимость приобретения в финансовой отчетности, за вычетом расчетной ликвидационной стоимости. Амортизируемая стоимость относится систематически на каждый отчетный период в течение срока полезной службы актива.

Анализ (гр. analysis) – метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Анализ затрат (англ. cost analysis) – анализ величины, структуры и динамики затрат с целью выявления их возможного снижения и более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Анализ затрат и результатов (англ. input-output analysis) – анализ с использованием балансовых таблиц, в которых зафиксированы и подытожены затраты на производство основных видов экономического продукта и результаты в виде объемов производства, выпуска этого продукта. Такой анализ позволяет выявить уровень общих, полных затрат на производство продукта, установить взаимосвязи между разными секторами и отраслями экономики. Подобный анализ используется в качестве исследовательского инструмента, а также в прогнозных, предплановых обоснованиях, расчетах.

Анализ издержек и выгод (англ. benefit-cost analysis) – сопоставление издержек и выгод при принятии решения о том, следует ли направлять ресурсы и в каком количестве на строительство предприятия или на осуществление программы по производству определенного товара или услуги.

Анализ коэффициентов (англ. ratio analysis) – расчет финансовых и других показателей и их сравнение с показателями, полученными в прошлых периодах, со средними отраслевыми данными и с нормативами. Цель подобного анализа – получить ясную картину в отношении совершаемых хозяйственных операций и событий.

Анализ отклонений (англ. analysis of variances, variance analysis) – 1) определение значений и выявление причин отклонений фактических затрат от нормативных, плановых или расчетных; 2) в статистике – выявление отклонений параметров от среднего распределения.

Анализ реализуемости программы (англ. program marketabiliny analysis) – понятие реализуемости программы имеет ряд разновидностей: логическую реализуемость (учет логических ограничений на возможный порядок временных характеристик работ: ранняя/поздняя дата начала /окончания работы, полный, свободный временной резерв и др.); физическую (ресурсную) реализуемость (учет ограниченности наличных или доступных ресурсов в каждый момент времени выполнения проекта); финансовую реализуемость (обеспечение положительного баланса денежных средств как особого вида ресурса).

Анализ риска (англ. risk analysis) – систематический анализ степени риска, которому подвержены те или иные инвестиционные проекты. Риск отражает изменчивость ожидаемых в будущем доходов от инвестиций капитала, поэтому для принятия решения могут использоваться статистические методы теории вероятностей.

Анализ хозяйственной деятельности (англ. business analysis) – экономический анализ результатов деятельности предприятия, при котором комплексно оценивается ее соответствие целям и задачам, стоящим на данном этапе перед предприятием. Является необходимым элементом управления.

Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, качество производимого продукта. В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия наблюдаемых, изучаемых факторов.

Аудит (лат. audit) – систематическая проверка, проводимая в виде анализа, подтверждения и выверки бухгалтерских записей для выдачи обоснованного заключения о том, что эти записи достаточно адекватно отражают экономические события и операции. Аудит может проводиться как внешним, так и внутренним аудитором. В соответствии с российским законодательством аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой вневедомственной проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и индивиду-

альных предпринимателей.

Аудитор (лат. auditor) – гражданин, получивший в установленном порядке лицензию на право занятия аудиторской деятельностью. В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ аудиторы имеют право требовать любые документы общества, заверять их счета и балансы, сообщать прокурору об обнаруженных преступных деяниях.

Базовая нормативная себестоимость (англ. basic standart cost) – нормативная себестоимость, представляющая собой исторически сложившийся производственный стандарт. Она остается неизменной до тех пор, пока не произойдет значительное изменение сущности производственных операций. К пересмотру базовой нормативной себестоимости могут привести и такие события, как, например, рост цен на используемые ресурсы (сырье, материалы, энергоносители, труд).

Балансовая стоимость (англ. boоk value) – балансовая (учетная) стоимость – стоимость активов, отражаемая в бухгалтерском учете и в балансе (п. 4 письма МНС России от 11.03.2001 г. № ВТ-6-04/197 «О методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий»).

Бенчмаркинг (англ. bentmarking) – сравнительный анализ эффективности и особенностей функционирования субъектов хозяйственной деятельности или локальных экономических систем в пределах одной отрасли или сферы деятельности с целью выявления средней ситуации, а также лидеров и их изучения.

Бизнес (англ. business) – любой вид непосредственной деятельности с целью получения дохода (такое определение было дано понятию «предпринимательство» в Законе РФ 1992 года «О предпринимательской деятельности»); экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуги.

Бизнес-инкубатор (англ. business–incubator) – структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающаяся разработкой новых форм бизнеса; специально оборудованная территория с производственными и офисными помещениями, где созданы условия, необходимые для развития малых фирм до момента их полной финансовой самостоятельности.

Бизнес малый (англ. small business) – экономическая деятельность совокупности малых предприятий.

Бизнесмен (англ. businessman) – коммерсант, предприниматель, занимающийся любым видом экономической деятельности, приносящий прибыль или иные выгоды.

Бизнес-процесс инноваций (англ. business-process of innovations) – упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве по созданию и внедрению инноваций с указанием их начала и конца.

Бизнес-процесс реинжиниринг (англ. business-process reenjineering) – оптимизация системы организации и управления хозяйственным процессом, которая основана на принципах ориентации на весь процесс организации бизнеса и на качественный скачок, а также на ликвидацию закомплексованности в бизнесе, с использованием эффективных технологий информационного продукта.

Биржа (лат. bursa) – основная форма регулярно функционирующего оптового рынка, учреждение, в котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг (фондовая биржа), валюты (валютная биржа) или товаров, продающихся по стандартам либо образцам (товарная биржа).

Валовая прибыль (англ. gross margin) – разница между чистой реализацией и себестоимостью реализованных товаров. Валовой доход, Валовая реализация (англ. gross revenue, gross sales) - суммарный доход от продаж без учета скидок за срочность оплаты, компенсаций и прочих корректировок.

Варрант (англ. warrant) – свидетельство, выдаваемое товарными складами о приеме товара на хранение. Обычно состоит из двух частей – складского свидетельства (складского варранта; англ. warehouse warrant) и собственно варранта, который является ценной бумагой, т.е. может служить предметом сделки и дает его владельцу право получить заем под залог указанного в варранте товара.

Вероятность (англ. probability) – числовая характеристика степени возможности появления какого-либо события в тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях. Вероятность классифицируется по следующей шкале:

0.00 – полностью исключено;

0.10 – в высшей степени неопределенно;

0.20–0.30 – весьма неправдоподобно;

0.40 – неправдоподобно;

0.60 – вероятно;

0.70–0.80 – весьма вероятно;

0.90 – в высшей степени вероятно;

1.00 – полностью достоверно.

Вертикальный метод продвижения инноваций (англ. vertical method of innovation promotion) – метод, при котором весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях инновационной деятельности от подразделения к подразделению. Однако применимость этого метода весьма ограничена – либо сама организация должна быть мощным концерном, объединяющим все виды отделов, производств и служб (например, концерн VOLVO, не выпускающий из рук даже снабжение своих мастерских), либо предприятие должно разрабатывать и выпускать узкий спектр весьма специфической продукции, не содержащей разнородных составных частей (например, новые химические или фармакологические материалы).

Взаимодействие (англ. interaction) – процессы воздействия различных элементов системы друг на друга, их взаимная обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.

Внедрение нового продукта (англ. new product introduction) – это радикальная продуктовая новация в том случае, если речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускающихся продуктов.

Внеоборотные активы (англ. noncurrent assets; fixed assets, capital assets) – все активы, не являющиеся текущими. Внеоборотные активы включают в себя материальные, нематериальные, операционные и финансовые активы долгосрочного характера. Для обозначения данного понятия в Великобритании используется термин fixed assets или capital assets, а в США – longlive assets.

Внутренний аудит (англ. internal audit) – деятельность, осуществляемая внутри предприятия, в ходе которой оценивается работа компании на соответствие принятой политике и установленным целям, а в результате выдается заключение. В процессе проведения внутреннего аудита производится ревизия и анализ целостности финансовых, оперативных и системных операций, а также всех других операций, требующих управления. Внутренний аудит проверяет эффективность и достоверность оперативных отчетов, предназначенных для управленческого звена и работает в основном как функция, обслуживающая управленческий аппарат.

Внутренний контроль (англ. internal control) – цельная система средств контроля (финансовых и других), устанавливаемая управленческим звеном на предприятии для обеспечения строгого следования политике управления, сохранности активов, а также – насколько это возможно – завершенности и точности информации. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» система внутреннего контроля экономического субъекта должна включать в себя: надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля.

Внутренняя норма прибыли (англ. internal rate of return, IRR) – ставка дисконтирования, при которой чистая текущая стоимость денежных выплат и поступлений равна нулю.

Внутрифирменная прибыль (англ. interdivisional profit) – разность между ценой реализации и себестоимостью продукции, проданной одним подразделением другому подразделению той же хозяйственной единицы. Цена реализации в таких случаях обычно называется трансфертной ценой.

Внутрихозяйственная прибыль (intracompany profit) – прибыль от реализации продукции, произведенной одной компанией.

Возможная цена продажи (англ. exit value) – цена или сумма, по которой может быть продан актив или погашено обязательство. Может принимать форму текущей возможной цены продажи, ожидаемой возможной цены продажи или текущей стоимости. Называется также текущей возможной ценой продажи (current realizable value).

Восстановительная стоимость (англ. recovery value) – 1) оценочный доход от перепродажи или списания основных средств; 2) стоимость восполнения израсходованных запасов; 3) стоимость основного средства с учетом переоценки основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Высокие технологии (англ. high technology) – уникальные (высокие) производственные процессы, в результате которых создаются сложнотехнические изделия либо продукция, реализующая свою потребительскую функцию с использованием новейших высокоэффективных физикотехнических эффектов.

Гипотеза (гр. hypothesis) – 1) научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений; 2) утверждение, на основе теоретического анализа, сформулированное достаточно точно, чтобы его можно было подвергнуть проверке эмпирическими данными. В экономической науке гипотезы получают путем дедукции из набора исходных предпосылок о поведении потребителей, производителей и т.д. и проверяют обычно посредством сбора экономических данных и их статистической обработки.

Глобализация (фр. global) – универсальный процесс, охватывающий всю планету, состоящий из новых интеллектуально-информационных технологий, активно действующих на мировом рынке в целях укрепления связей денежного капитала инновациями.

Горизонтальный метод продвижения инноваций (англ. horizontal method of innovation promotion) – метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной продукции распределены между участниками. Участников трансферта технологий принято называть сторонами.

Государственная инновационная политика (англ. public innovation policy) – составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Готовая продукция (англ. finished goods inventory) – 1) конечный продукт производственного процесса предприятия; 2) готовая продукция – часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством; 3) содержание соответствующего управленческого счета, отражающего стоимость завершенной продукции, готовой к реализации или другому использованию.

Движение денежных средств (англ. cash flow) – 1) потоки денежных поступлений и выплат предприятия или его сегмента. С аналитической точки зрения представление потоков денежных средств должно отражать время, сумму и источник денежных поступлений, а также характер денежных расходов; 2) наличие, поступление и расходование денежных средств в организации в отчетном периоде.

Дебиторская задолженность (англ. receivable) – часть оборотного капитала, причитающаяся компании, но еще не полученная ею.

Девальвация (англ. devalvation) – официально объявленное понижение стоимости денежных единиц, уменьшение установленной стоимости валюты, металлического содержания денежной единицы или снижение курса валюты данной страны по отношению к золоту, серебру или валюте других стран.

Демаркетинг (англ. demarketing) – вид маркетинга, направленный на понижение спроса на дефицитный товар путем повышения спроса на дефицитный товар путем повышения цены товара или сокращения средств на его рекламу. В основном демаркетинг используется по престижным, наиболее популярным товарам и услугам и особенно по новым и перспективным моделям.

Дерево решений (англ. dicision tree) – диаграмма, в которой каждая ветвь представляет собой альтернативное решение. Чистый выигрыш (выгоды, минус затраты) отражается на заключительных узлах дерева, путь к которым проходит по ветвям от начального узла.

Дефицит (лат. deficit) – ситуация на рынке, когда при данной цене величина спроса превышает величину предложения. Дефицит как устойчивое явление возможен тогда, когда цены не могут выполнять свою функцию распределения благ между конкурирующими покупателями. Обычно возникновение дефицита обусловлено поддержанием низких цен государством.

Дефляция (позд.-лат. deflatio) – снижение общего (среднего) уровня цен в экономике страны; процесс сдерживания роста денежной массы в обращении; противоположность инфляции, поскольку обычно предшествует проведению денежной реформы и означает изъятие из обращения излишней денежной массы, выпущенной в период инфляции.

Диверсификация (лат. diversificatio) – 1) одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя свое производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы; 2) расширение научного или производственного профиля предприятия за счет создания и освоения производства качественно новой продукции и освоения новых рынков ее реализации.

Диверсификация производства (англ. product line diversification) – переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.

Диверсификация товара (англ. good diversification) – стратегия, когда фирма начинает производить дополнительные товары и выходить на новые рынки сбыта. Диверсификация товара проводится компаниями, которые обладают необходимым потенциалом и деловыми способностями по освоению новых производств и новых товаров. Различают три типа диверсификации: горизонтальная, вертикальная и концентрическая. Горизонтальная - означает производство таких новых товаров, которые очень близки по условиям производства к существующим товарам.

Дивиденд (лат. dividendus) – часть прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами после уплаты процентов по облигациям и т.п.; доход акционера, формирующийся за счет прибыли предприятия, выпускающего акции. Дивиденд зависит от размеров прибыли предприятия и общего числа акций. Величина дивиденда влияет на спрос на акции, их ликвидность. Если размер дивиденда превышает банковский процент по вкладам, то потенциальному инвестору выгодно стать акционером, т.е. приобрести акции.

Дисконт (англ. discount) – 1) учет векселя; 2) учетный процент в банковской практике, взимаемый банками при учете векселей.

Дисконтирование (англ. discounting) – 1) метод, применяемый при оценке и отборе инновационных программ. Суть его заключается в приведении разноразмерных инвестиций и денежных поступлений фирмы к определенному периоду времени и последующему определению внутренней нормы доходности (англ. inner rate of profitability) – коэффициент окупаемости капиталовложений; 2) метод приведения будущей стоимости денег к настоящей их стоимости.

Дистрибьютор (англ. distributor) – 1) брокер, размещающий ценные бумаги среди клиентуры; 2) независимый оптовый посредник (торговец, фирма), осуществляющий деятельность по закупке продукции с целью ее продажи розничным фирмам и магазинам для конечного потребления. Одновременно оказывает услуги по сбыту продукции и подготовке ее к производственному потреблению. Отношения между дистрибьютором и его заказчиком строятся на договорной основе, определяющей размеры наценок к оптовой цене реализуемого товара.

Дифференциация товара (англ. product differentiation) – процесс разработки ряда существенных модификаций товара, которые делают его отличным от товаров конкурентов. Дифференциация основана на улучшении привлекательности товара за счет увеличения его дополнительных возможностей: эффективности использования, уровня комфортности, надежности, ремон-топригодности, безопасности и дизайна.

Документ (лат. documentum) – любой материальный объект с информацией, закрепленной определенным образом для передачи его во времени и пространстве. Форма документа зависит от уровня принятого управленческого решения. На высшем государственном уровне решения закрепляются в виде законов, которыми пользуются в качестве основополагающих документов. На основе изучения и оценки обстановки управленческие решения принимают форму приказов, указаний, инструкций, перспективных планов по отдельным проблемам и линиям работы.

Должностные инструкции (англ. duty regulations) – документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника. Разрабатываются руководителями подразделений для своих непосредственных подчиненных на основе нормативных правовых актов, в частности действующего в РФ единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Доля маржинальной прибыли (англ. contribution margin ratio) – отношение маржинальной прибыли к чистой реализации. Доля маржинальной прибыли может измеряться для отдельной единицы либо для всей суммы реализации и маржинальной прибыли предприятия.

Доходы (англ. income) – поступления за период или другие формы повышения стоимости активов хозяйственной единицы или изменение состояния ее обязательств (или комбинации того и другого) от поставки или производства продукции, предоставления услуг или других операций, являющихся основной деятельностью хозяйственной единицы. Доход – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества), погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Дочерняя компания (англ. sub-company, subsidiary company) – филиал головной (материнской) компании, находящийся под ее контролем. Сохраняет юридическую самостоятельность, и в случае убытков или банкротства головная компания за них ответственности не несет.

Емкость рынка (market capacity) – одна из важных характеристик рынка; возможный годовой объем продаж товаров на рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса. Емкость рынка зависит от степени освоения данного рынка конкурентами, эластичности спроса, от изменения

экономической конъюнктуры, уровня цен, качества товара и затрат на рекламу.

Жизненный цикл инвестиций (англ. investment life-cicle) – период времени от начала вложения средств в инвестиционный или инновационный проекты до последующего инвестирования в функционирующий объект.

Жизненный цикл инноваций (гр. kuklos; англ. innovation life-cicle) – определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизнеспособностью на рынке и приносит продуценту или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Закон (англ. rule) – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: