Управление образования
Республики Казахстан
Гимназия №5
Классный час на тему
«Трудно ли быть добрым»
Астана 2013
Цель классного часа:
· формирование представлений о понятии «доброта».
Задачи классного часа:
· формировать нравственные знания;
· развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;
· воспитание стремления совершать добрые дела;
· развитие самооценки.
Оборудование:
изображения добрых дел, весы, карточки с “добрыми” и “злыми” словами.
Ход урока
Учитель: В каждом из нас есть маленькое солнце — доброта. Что такое добро? (Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, мама, весна, улыбка, солнце, учитель).
1-ый ученик:
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
2-ой ученик:
Ты узнал чужой секрет.
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
3-ий ученик:
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!
4-ый ученик:
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
5-ый ученик:
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это – просто красота,
Только так и нужно!
6-ой ученик:
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
7-ой ученик:
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?
Какого же человека можно назвать добрым?
Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?
(Ответы учащихся)
Учитель: Ребята, все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы хлопаете в ладоши, если злой — топаете ногами.
Итак, начали: Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Волшебник Балхаш, Баба-Яга, Золушка, Русалочка.
А на кого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?
(Ответы учащихся)
Учитель: Много славных дел ждёт нас, но прежде вы должны вырасти настоящими людьми — добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей, и делают их стойкими и весёлыми. Но и добрые дела должны совершаться с умом.
ДОБРО БЕЗ УМА
Древняя китайская история
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество ловушек, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего города. Он увидел во дворце голубей и спросил:
- Зачем столько птиц?
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец.
- Каких птенцов? — удивился император.
-У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал, — признался император.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
- Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо. Но и добро без ума — не лучше.
Вопросы и задания:
· Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?
· Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда? Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют.
Учитель: Что еще характеризует доброго человека? – Вежливые слова. А знаете ли вы вежливые слова? Какие именно? (Здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, простите и т.д.)
Учитель: Молодцы! Теперь я хочу прочитать стихотворение, начало читаю я, а вы заканчиваете.
— Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого ….
(Спасибо)
— Зазеленеет старый пень, когда услышит ……
(Добрый день)
— Если больше есть мы не в силах, скажем маме мы …
(Спасибо)
— Когда нас бранят за шалости, говорят ….
(Простите, пожалуйста!)
Учитель: Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Может быть, нам помогут это узнать весы? На одну чашу будем класть «зло », а на другую – «добро».
(Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь и Любовь, Дружба, Счастье, Помощь, Радость, Веселье, Свет, Скромность.)
Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”.
(Дети подходят по одному к доске и клеят на чашу «добро» или «зло». Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.
Учитель: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра.
Учитель: Ребята, посмотрите на доску и прочитайте что написано.
На доске написана пословица: «Добрые дела дороже денег».
Вспомните человека, добрый поступок которого был для вас дороже денег, и выразите ему благодарность. Это могут быть ваши родители, бабушки или дедушки, братья или сестры, друзья, а может учитель и одноклассники. Я предлагаю вам встать и по одному рассказать нам кого бы вы хотели поблагодарить и за что.
(Ответы учащихся)
Учитель: Наш классный час подходит к концу, и я хочу поблагодарить вас за ваши замечательные ответы и рассказы. Но напоследок мне бы хотелось у вас спросить: «Как вы думаете, трудно ли быть добрым?». Я считаю, что – нет, ведь делать добро — это здорово!