Практическое занятие № 3. Цель: формирование умений эффективного поведения в конфликтных




Тема: «Управление конфликтами».

Цель: формирование умений эффективного поведения в конфликтных

ситуациях.

 

1. Ответьте на вопросы, представленные ниже.

1. Стратегия сотрудничества …

1) приводит к разрешению конфликта;

2) её применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации;

3) свидетельствует о высокой конфликтологической компетентности личности.

2. Жесткие тактики поведения в конфликте …

1) всегда используются только после применения мягких и нейтральных;

2) ориентируется на нанесение вреда, ущерба или использование давления на оппонента;

3) их присутствие в конфликтном сценарии свидетельствует о недостатках воспитания личности.

3. Стратегия соперничества …

1) ведет к эскалации конфликта независимо от другой позиции;

2) характеризует человека как эгоиста;

3) её применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации.

4. Соотнесите стратегии поведения в конфликте (сотрудничество, компромисс, приспособление (уступка), избегание (бездействие), соперничество (конкуренция) и различные тактики (совокупность приемов воздействия на оппонента):

1) захвата и удержания объекта конфликта;

2) физического или психологического насилия;

3) давления;

4) демонстративных действий;

5) тактики соглашательства, дружелюбия;

6) тактики сделок.

5. Управление конфликтом – это …

1) выявления его возможных причин и потенциального развития;

2) деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия с целью снижения остроты, последующей минимизации конфликта и его разрешения;

3) упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по преодолению конфликта с использованием различных средств и методик;

4) деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновение конфликта.

6. Содержание управления конфликтом включает в себя …

1) прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение;

2) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение;

3) диагностику, предупреждение, регулирование, завершение;

4) медиацию, психотерапию, стимулирование, регулирование.

7. Предупреждение конфликта представляет собой …

1) управление конфликтом с целью его эскалации;

2) вид деятельности, направленный на ограничение конфликта;

3) превентивную форму управления конфликтом;

4) деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта.

8. Различают следующие этапы профилактики конфликтов (найдите лишнее): 1) частичное предотвращение;

2) ситуационное предотвращение;

3) полное предотвращение.

9. Первичная профилактика заключается в …

1) психологическом образовании возможных участников конфликта;

2) проведении непосредственной работы по снижению уровня напряженности в конфликтных группах;

3) управленческой деятельности, которая заключается в своевременном распознавании, устранении или ослаблении конфликтных факторов.

10. Работа по предупреждению конфликтов должна проводиться по следующим основным направлениям:

1) создание условий, способствующих профилактике деструктивных конфликтов;

2) оптимизация организационно-управленческих решений;

3) устранение социально-психологических и личностных причин конфликтов;

4) материальное поощрение сотрудников организации.

11. Регулирование конфликта – это…

1) целенаправленное воздействие на поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению конфликтных столкновений, разногласий отдельных лиц и социальных групп;

2) вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения;

3) вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта, завершение конфликтного столкновения по доброй воле его участников, достижение ими определенного согласия по спорной проблеме.

12. К формам разрешения конфликта относятся:

1) уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

2) согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);

3) взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);

4) перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество);

5) все варианты верны.

13. Очень затрудняется адекватное отражение конфликта, если оппонент считает, что …

1) мистика и справедливость на его стороне;

2) главное увидеть недостатки своего оппонента;

3) его действия справедливы, а действия оппонента негативны;

4) конфликтная ситуация простая («Все ясно»);

5) истина на стороне оппонента;

6) все ответы верны.

14. Соотнесите технологии регулирования конфликта (организационные, социально-психологические, коммуникативные, информационные) с их названиями:

1) ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.д.;

2) решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т.п.;

3) работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности и улучшение социально-психологического климата в коллективе;

4) организация общения между субъектами конфликта и их сторонниками; обеспечение эффективного взаимодействия.

15. Какой из перечисленных ниже методов урегулирования конфликтов признается универсальным:

1) уход от конфликта;

2) переговоры;

3) откладывание разрешения конфликта;

4) примирение сторон через посредника.

16. Конструктивное разрешение конфликта зависит от:

1) адекватности его восприятия;

2) открытости общения;

3) атмосферы сотрудничества;

4) использования силы.

17. Предложите способы разрешения конфликта на первой стадии – появления проблемы:

1) процедуры с участием сторон;

2) дискуссионное обсуждение проблемы;

3) принятие решения третьей стороной;

4) единоличное решение руководителя;

5) встреча с целью обмена информацией.

18. Предложите способы разрешения конфликта на последней стадии – активные конфликтные действия:

1) единоличное решение руководителя;

2) встреча с целью обмена информацией;

3) процедуры с участием сторон;

4) дискуссионное обсуждение проблемы;

5) принятие решение третьей стороной.

19. Предложите способы разрешения конфликта на второй стадии – усиление встречных действий:

1) процедуры с участием сторон;

2) дискуссионное обсуждение проблемы;

3) принятие решение третьей стороной;

4) единоличное решение руководителя;

5) переговоры, основанные на интересах сторон;

6) встреча с целью обмена информацией.

 

 

20. Выделите основные модели завершения конфликта:

1) угасание;

2) воспламенение;

3) устранение;

4) исчезновение;

5) перерастание в другой конфликт;

6) разрешение, урегулирование.

 

2. (творческое). Опишите историю из вашей жизни или из жизни ваших знакомых, из художественной литературы или кинофильма, в которой встречаются этапы управления конфликтом.

 

3. Прочтите приведенные ниже задачи, составьте подробный прогноз конфликтной ситуации, определив причину, стратегии поведения в конфликте, тип конфликтной личности, ход конфликтной ситуации и возможные последствия.

Задача 1

Дочь (18 лет) вечером пошла в клуб со своими подругами, договорившись с мамой о постоянном контроле по средствам смс. Но девушка увлеклась общением с друзьями и забыла про мать. Из-за громкой музыки звонки от мамы остались неотвеченными. Дома девушку встретила разозленная мать. Крича и ругая дочь, женщина наговорила множество оскорбительных слов. Дочь закрылась в комнате, проплакав всю оставшуюся ночь.

Задача 2

Максим работает барменом в ночном клубе. Его девушка Мила недовольна его графиком работы и требует сменить трудовую деятельность. Максим ссылается на удобство совмещения работы с учёбой и поэтому отказывается уходить с прежнего места работы. Недовольство девушки постоянно нарастает. На этой почве у них постоянно возникают конфликты.

Задача 3

Конфликт между подругами. Две подруги (Аня и Таня) на контрольной работе писали один и тот же вариант и списали друг у друга. Одной из них поставили оценку «4», другой – «3», хотя работы были одинаковыми. Аня, у которой была «3», стала выяснять у преподавателя, почему разные оценки? В итоге преподаватель обеим поставил «3». Недовольство Тани не заставило себя ждать.

Задача 4

Ира поссорилась со своим парнем Олегом, т.к. утаила от него, что ходила на дискотеку, хотя сказала, что будет сидеть дома. Она не собиралась сначала идти, это вышло случайно. Она обязательно бы ему все рассказала, но утром, т.к. ночью его будить и сообщать об этом не считала нужным. Но на дискотеке она встретила друга своего молодого человека, который незамедлительно сообщил ему о том, что видел Иру. Олег позвонил Ирине и накричал на неё. Ира молчала и не знала, что сказать.

Задача 5

Руководитель спрашивает у своего подчиненного: «Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу наших сотрудников?». Подчиненный: «Я пока не знаю, но обязательно что-нибудь придумаю».

 

4. Вспомните конфликтные ситуации на улице, в общественном транспорте, в организациях сферы обслуживания и т.п., свидетелями которых вы были, и проанализируйте их, ответив на следующие вопросы:

1. Кто был инициатором конфликта и какой конфликтоген он применил первым?

2. Как ответил на конфликтоген другой оппонент конфликта?

3. Можно ли было избежать этого конфликта и каким образом?

 

5. Прочтите внимательно задачи, предложив несколько вариантов урегулирования сложной ситуации.

Задача 1

Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз завершать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась. Как довести до неё свои соображения?

Задача 2

Во время деловой встречи с вами ваш сотрудник Легкомыслов А.Ю. из отдела рекламы «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?

Задача 3

В вашем подразделении есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «посиделки» прямо на рабочем месте. Вы знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?

Задача 4

Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за сотрудником, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и рассказал историю, которая произошла у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

Задача 5

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников организации, а они еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в помещении для курения за беседой. Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: