МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
КОНСПЕКТ
Открытого урока музыки
К государственному экзамену по дисциплине
«Основы теории и методики музыкального образования детей школьного возраста»
Выполнила студентка 641 группы
Гевейлер Людмила Владимировна
Проверили:
Руководитель практики:
Жукова Н.А.
______________/подпись/
Учитель музыки:
______________/подпись/ Преподаватель основного музыкального инструмента Павлова Н.А. ______________/подпись Преподаватель дирижирования Степаненкова М.А. ______________/подпись/ Преподаватель вокала Сайфудинов Р.М. ______________/подпись/ |
Антонова Г.В.
Дата проведения урока: 20.02. 2013
Школа № 22
Класс 7
Тема четверти: «Музыкальная драматургия».
Тема урока: «Драматургия контрастных вариаций».
Тип урока: Углубление темы.
Цель урока: Формировать представление учащихся о развитии музыкальных образов в их взаимосвязи - музыкальной драматургии контрастного типа на примере музыки Н.Паганини.
Музыкальный материал урока:
1. Музыка Е.Крылатова, слова Ю.Энтина «Ваши глаза».
2. Николо Паганини «Каприс №24 a-moll» ор.1.
3. Музыка К. Брейтбурга, сл. С.Сашина «Русский парень».
Драматургия урока:
- завязка: вступительное слово, повторение темы четверти, песня «Ваши глаза»;
- развитие и кульминация: Н.Паганини «Каприс», слушание, беседа.
- развязка: Подведение итогов, обобщение темы урока. Заключительный этап исполнения песни «Русский парень».
музыкальный материал | Задачи по каждому разделу урока, музыкальному произведению | Методы и приемы по каждому виду музыкальной деятельности | Учебно-дидактический материал | Время по каждому разделу |
Е.Крылатов, сл. Ю.Энтина «Ваши глаза» | Образовательная: -учить выразительному исполнению песни. Развивающая: -развивать вокально-хоровые навыки: дикция, чувство ритма и темпа, ансамбль; Воспитательная: -воспитывать эмоциональную культуру исполнения. | -практический метод; -образное слово. | Ноты; Фортепиано | Вст. слово 3 мин. 10 мин. |
Н.Паганини «Каприс» ор. 1 №24 a-moll; современная обработка (В.Зинчук, В. Мей) | Образовательные: - Познакомить учащихся с новыми понятиями («каприс», «виртуоз»); - Закрепить понятие «тема с вариациями», «музыкальная драматургия»; Закрепить понятия - «вариации», характерные особенностями и классификацией вариаций; - Закрепить полученные знания на предыдущих уроках о музыкальной драматургии; - познакомить с понятием «каприс». Развивающие: -Учить детей сопоставлять характеристики тем произведения и выявлять особенности их взаимосвязи. - развивать ассоциативное мышление; - развитие познавательного интереса учащихся, обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта; Воспитательные: -Воспитывать культуру восприятия, воспитывать эстетический вкус; - воспитание любви к классической музыке. | -словесный (беседа, рассказ); -наглядный (показ слайдов в презентации); -практический -метод; -размышления о музыке; -сравнительный анализ средств выразительности в музыке; -метод сопереживания; | Диск, Проектор, Хрестоматия (ноты) | 20 мин |
Песня «Русский парень», Муз. К.Брейтдург, сл.С.Сашина. | Образовательная: - Выразительно исполнять песню в соответствии с характером Развивающая: -Рразвивать вокально-хоровые навыки в процессе исполнения песен: чисто интонировать, ансамблевые навыки (слаженность), петь в соответствии с ритмом и темпом. Воспитательная: - Воспитывать интерес к музыке. -Воспитывать ответственное отношение к жизни. | -Практический; - образное слово. -разучивание текста песни и мелодии по фразам; -вычленение трудных мест песни; | Фонохрестоматия (ноты), Фортепиано. Фонограмма «минус» | 10 мин. Итоги 3 мин |
ХОД УРОКА:
У: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним тему четверти?
Д: «Музыкальная драматургия».
У: Правильно. На предыдущих уроках мы говорили о драматургии в музыке разных жанров – симфонической, камерной. Какие произведения, жанры вы запомнили?
Д.: Увертюра «Эгмонт», «Венгерские напевы» А.Эшпая.
У.: Ребята, а что такое музыкальная драматургия?
Д.: Музыкальная драматургия – это последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов, образующих динамику музыкального звучания.
У.:В жизни мы встречаем различные характеры, ситуации, образы. Все они разные, но все взаимодействуют друг с другом. В музыке происходит почти тоже самое, так как в музыке и воплощается сама жизнь. И, значит, мы наблюдаем явление музыкальной драматургии – то есть определенного взаимодействия между различными характерами, образами, и в целом – их жизнь.
Сегодня мы будем говорить и размышлять о музыке, связанной с миром романтических чувств и переживаний в жизни человека, их роли в музыке. А что это подразумевает?
Д.: первая любовь, симпатии, дружба…
У.: Чувства человека, как и он сам, развиваются, взаимодействуют с миром чувств других людей, рождая новые.
У.: Начнем урок со знакомства с новой песней – это песня Евгения Крылатова на слова Юрия Энтина «Ваши глаза». Послушайте и определите, о чем здесь рассказывается. Как будут связаны чувства героев и вашими переживаниями.
Показ песни. Беседа.
У: Ребята, о чем поется в этой песне? Какой характер?
Д: Жизни, школьной поре, переживаниях, поддержке молодых взрослыми, дружбе.
У.: Какая история раскрывается в этой песне?
Д.:. История …
У: А какое здесь настроение?
Д: Легкая грусть, задумчивость…
У.: Давайте разучим первый куплет.
Разучивание.
(разучивание по фразам; показ учителя, затем ребята; исполнение 1 куплета под аккомпанемент).
(итог по песне).
У: Все события нашей жизни имеют свое начало, а затем развитие. Как будто недавно вы переступили порог школы, а сегодня вступаете в пору взросления, ищете свой путь. Можно ли сказать, что вы постоянно меняетесь, но при этом всегда остается что-то главное?
Д: Да.
У: А как называется явление видоизмененного повторения? Чтобы вам помочь, напомню, что когда вы решаете контрольную, например, по математике, то материалы, которые раздает учитель, немного отличаются друг от друга, но в целом идет проверка одной темы.
Д: Это варианты, вариации.
У: Правильно! Оно означает внешнее изменение формы при неизменной сущности. А что ещё может означать понятие «вариации» в жизни? (для примера - иллюстрации на слайде)
Д: Изменение человека с возрастом или обстоятельствами, развитие каких-то событий.
У: Верно. Вы знакомы с понятием «вариации» в музыке?
Д: Да.
У: Музыка вообще не бывает без варьирования. Это закон. Такой же закон, как и то, что музыка не бывает без повторения, а где повторение - там и изменение. Таким образом, латинское слово variatio - означает «изменение» (слайд).
Форма вариаций и сам этот музыкальный жанр очень популярны у композиторов. Остроумно сочиненные вариации обычно вызывают живейший интерес у слушателей, поскольку очень наглядно демонстрируют мастерство и изобретательность композитора. (слайд)
Вариациями называют такое произведение, которое состоит из темы и нескольких её изменённых воспроизведений (вариаций). Как правило, в вариациях сохраняется структура темы, ее форма, а варьированию подвергается инструментальная фактура. Каждая вариация пересказывает тему на особый лад. А у последней задача – окончательно поставить точку. Любопытно, что варьируя музыку, композитор тем самым её и утверждает, закрепляет в памяти. Изменяя, он как бы рассматривает её с разных сторон, старается увидеть все её возможности, убедиться в её красоте и совершенстве.
Вариации имеют длиннейшую историю существования, это одна из старейших музыкальных форм. Зародились они в народной музыке и широко используются в ней, например, у рожечников, балалаечников, гармонистов. Народные песни, танцы очень часто выступают в качестве темы для вариаций.
У: Произведения каких авторов, в которых встречаются вариации, вы помните,?
Д: Кабалевский, Чайковский, Бетховен, Лист. (слайд)
(что-то напомнить музыкой)
У: Часто композиторы избирают в качестве Темы для последующих вариаций не только народную мелодию, но и музыку другого композитора. Так произошло с одной знаменитой музыкальной темой, о которой и пойдет дальше речь. Эта тема и имя ее автора знакомы и вам. Послушайте фрагмент музыкального произведения и определите, является ли это оригиналом, или это произведение написано изначально для другого инструмента.
(звучит фрагмент /«Большой этюд №6 по Капрису Паганини №24», транскрипция/ Тема)
Д: Это звучит фортепиано, музыка изначально написана, наверное, для другого инструмента.
У: Да, произведение, фрагмент которого прозвучал, называется «Этюд», его автор – венгерский композитор и пианист Ференц Лист Именно его фортепианная транскрипция и привлекла внимание к этой музыке других композиторов.
т. Но в основе лежит знаменитое произведение, написанное итальянским автором. Кто же он, вы знаете? (слайд)
Д: Никколо Паганини. Итальянский скрипач-виртуоз[1] и композитор.
У: Прозвучала тема одного из самых знаменитых произведений Паганини – каприса №24 ля минор для скрипки соло (фрагмент в исполнении скрипки). Про этого скрипача можно рассказывать очень долго – его жизнь была сложной и даже таинственной, связанной с постижением тайн скрипки, совершенствованием мастерства. Имя Паганини – символ скрипичного искусства. (слайд) Ярчайший представитель романтизма в музыке, Паганини был в то же время глубоко национальным художником. Его творчество во многом исходит из художественных традиций итальянского народного и профессионального музыкального искусства.
У.: Паганини рано стал сочинять - уже в восьмилетнем возрасте написал скрипичную сонату и ряд трудных вариаций. (слайд) На концертах маэстро исполнял только собственные сочинения, создавая неповторимые импровизации и не отступая от своего правила - «Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали ». Выступления Н.Паганини оказали сильное воздействие на многих музыкантов, в числе которых был и Ф.Лист. Концерты этого удивительного скрипача произвели на Листа «впечатление сверхъестественного чуда». Лист был не только ошеломлен, изумлен и восхищен; он словно переродился. Он был охвачен неукротимой страстью к работе, и эта страсть горела в нем дни и ночи.
У.: Что такое «каприс»?
Д.: Сочинение в свободной форме.
У.: В этом жанре фантазия автора значит больше, чем законы композиции.Паганини написал цикл из 24 каприсов под впечатлением от искусства итальянского скрипача и композитора Антонио Локателли (1695–1764), который в 1733 г. издал сборник “Искусство новой модуляции (Загадочные каприсы)”. Этих каприсов в нем было 24! В знак почтения к великому предшественнику, Паганини в своем первом каприсе цитирует один из каприсов Локателли. Каприсы были единственным опубликованным при жизни произведением Паганини. Он отказывался издавать другие сочинения, желая сохранить в тайне свой метод работы
В авторском прекрасном кратком посвящении к каприсам - «24 Capricci per il violino solo, dedicati agli artisti » (слайд) - Паганини хотел выразить «я доступен лишь для артистов». Каприсы Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Он добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, спрессовывая художественный смысл в тугую пружину, что стало характерным для всего его творчества, в том числе и исполнительского стиля. Контрасты тембров, регистров, звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие эффектов свидетельствовали о нахождении Паганини своего собственного языка. Уже Первый каприс покоряет импровизационной свободой, красочным использованием возможностей скрипки. Завершает цикл знаменитый Двадцать четвёртый каприс - ля-минор - цикл миниатюрных вариаций на тему, близкую стремительной тарантелле, в которой явственно проступают народные интонации. Этот Каприс требует от скрипача владения всеми исполнительскими средствами, такими как (слайд - игра октавами, невероятная беглость исполнения гамм (в том числе минорных, причем двойными нотами в терцию и дециму и арпеджио), скачков на всевозможные интервалы, виртуозной игры в высоких позициях).
Тема каприса № 24 отличается яркой характерностью, волевым импульсом, благородством духа, ясностью и несокрушимой логикой своей гармонии (слайд -ноты). В ней всего двенадцать тактов, и в ее двухчастном строении уже содержится элемент вариационности: вторая половина является вариантом мотива, уже имеющегося в первой части. (исполнить на фортепиано)
У.: Тема сегодня уже звучала. И сейчас мы послушаем каприс целиком. Ваша задача – не только услышать изменения мелодии Темы, о которых уже сообщалось, но и установить количество этих изменений – вариаций (дано 14, столько ли их будет), а также сравнить параметры изменений темы (темп, лад, регистр, динамика, штрихи).Отметить наиболее ярко проявившееся изменение. Отразите это в карточках. Первоначальный энергичный образ – Тема, и как он будет меняться в развитии.
Слушание – аудио или видеозапись??
Н.Паганини. Каприс №24 ля минор для скрипки соло | ||||||||||||||
тема | ||||||||||||||
Ритм | ||||||||||||||
Регистр | ||||||||||||||
Штрихи | ||||||||||||||
Динамика | ||||||||||||||
лад | ||||||||||||||
Певучий Характер звучания | ||||||||||||||
Драматургия принцип | ||||||||||||||
Поставить знак «+», если замечено изменение. Определить количество вариаций (обвести цифру и т.д.). |
Беседа. Анализ работы с карточками.
У: Весь каприс представляет собой тему с одиннадцатью вариациями и кодой, заменяющей собой традиционную для подобного цикла двенадцатую вариацию.
Вариант заполнения
тема | ||||||||||||||
Ритм | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Регистр | + | + | + | + | ||||||||||
Штрихи | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Динамика | + | + | + | |||||||||||
лад | + | |||||||||||||
Певучий Характер звучания | + | + | ||||||||||||
Драматургия принцип | контраст |
У: Не смотря на все изменения средств выразительности, сохранил ли первоначальный образ, данный в теме, свои основные черты?
Д: Да, музыкальный образ остался энергичным, устремленным по характеру, преобладало активное звучание.
У: Какой принцип драматургии здесь был реализован – конфликт или контраст.
Д: Контраст.
У: Как это можно объяснить по отношению к развитию образа?
Д: Это показ возможностей инструмента. Музыка приобретает новое звучание. Образ драматизируется, насыщается страстными чувствами.
У: Современники Паганини считали эти каприсы неисполнимыми, пока не услышали их в его исполнении. Уже тогда композиторы-романтики - Р. Шуман, Ф. Лист, позже И. Брамс - пытались использовать изобретенные Паганини технические приемы в своих фортепианных произведениях. Оказалось, что лучший и наиболее впечатляющий способ это сделать — поступить так, как поступил сам Паганини, то есть написать вариации таким образом, чтобы каждая из вариаций демонстрировала тот или иной технический прием.
У.: Итак, мы послушали гениальную музыку Паганини. Существует не менее двух десятков вариационных циклов на эту тему. Среди упомянутых авторов, - С. Рахманинов, Ф. Бузони, И. Фридман, К. Шимановский, А. Казелла, В. Лютославский… И даже Эндрю Ллойд Уэббер, автор знаменитой рок-оперы “Иисус Христос — суперзвезда”. На тему каприса № 24 он написал 23 вариации для виолончели и рок-ансамбля. В наши дни этот каприс звучит во множестве современных обработок, может быть, вы слышали такие исполнения российского гитариста Виктора Зинчука, или скрипачки Ванессы Мей – на электроскрипке Многие современные музыканты, выступающие на эстраде, создавали и создают свои обработки на известные классические произведения прошлого.
Вот один из примеров, определите, что нового появится в звучании каприса в другой интерпретации, сохранится ли образ и характер музыки Паганини.
Слушание Зинчук –Мей?? аудио видео,
Беседа, анализ.
У: какие современные черты вы слышите?
Д: звучит современно, ритмичная интересная музыка.
У: Для чего Виктор Зинчук исполняет обработки классической музыки (Познакомить слушателя с шедеврами муз).
У: теперь подведем итог:
-Что такое «каприс», для чего существует этот род творчества?
- Какое влияние оказала музыка Паганини на молодого Ф.Листа?
- С Н.Паганини написал цикл из 24 каприсов, как называется форма каприса №24?
- Какие новые характеристики (грани) появились в музыке в развитии от вариации к вариации?
У: Ребята, о каких чувствах человека мы с вами говорили сегодня?
Д: Возвышенных, страстных, светлых.
У: Верно, это возвышенные, светлые, чувства и переживания, которые испытывает каждый человек в своей жизни.
Есть общие темы, волнующие людей из века в век. Своим искусством Н.Паганини даже способствовал освободительному движению в Италии в первой половине 19 века. Он называл скрипку «моя пушка».
События, связанные с военными действиями, происходят до сих пор, и помогает в жизни нам всегда песня, воспоминания о семье. Давайте вспомним песню, которую вы уже разучивали на прошлых уроках - «Русский парень».
(повторение 1 куплета целиком; целостное исполнение под «минус» - перед целостным исполнением с ребятами дать установку на характер, темп, ансамблевые установки, дать настройку на тонику).
Исполнение
Итог:
У: Сегодняшний наш урок был посвящен выражению чувств и переживаний человека в жанрах инструментальной музыки. Мы отмечали, как могут эти чувства развиваться, то есть проявляется явление музыкальной драматургии. В музыке, с которой мы сегодня встретились, «встречались» вместе чувства разных людей, но развитие этих чувств и образов было единым. Песня, написанная каким-либо автором, вызывает отклик у других людей, ее исполнение – это тоже новое развитие. А музыка Н.Паганини, переосмысленная для фортепиано Ф.Листом – это тоже новая грань развития образа.
Оценки за урок.
[1] Виртуоз (ит. virtuoso - букв. доблестный, мужественный) - музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность - мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения.