Тема занятия: «Вводное занятие. Костюм Древнего мира. Древний Египет. Вавилон и Ассирия. Персия».




 

Одежда древнего Египта. Мужская и женская одежда

Одежда является неотъемлемой частью быта и культуры любого народа. В ее крое и орнаментах отражаются особенности мировоззрения, а сама она является предметом пристального изучения. Мужской и женский костюм Древнего Египта способен многое рассказать о социальной иерархии в обществе, о вкусе и предпочтениях исчезнувшего народа, об образе его жизни.

Одежда Древнего Египта отличается функциональностью и в то же время изяществом. Характерны для нее простые покрои, практичность и геометрические формы. Эволюционировал древнеегипетский костюм, как мужской, так и женский, очень медленно, постепенно, становясь все более многослойным и затейливым.

Материалом для одежды египтян служили в основном льняные и хлопковые ткани, а также кожа, затем ассортимент пополнился прозрачными легкими материями, например виссоном. Самым популярным цветом одежды был белым, однако, со временем распространение получили узорчатые разноцветные ткани. Узоры и орнаменты на ткани имели символический смысл. Нередко это были изображения растений, животных и насекомых, в том числе жука-скарабея, служившего оберегом и символом воскрешения.

Долгое время лишь качеством ткани отличалась одежда людей из разных социальных групп, в то время как ее крой оставался единым у фараонов и его подданных на протяжении нескольких тысяч лет.

Мужская одежда Древнего Египта

На раннем этапе развития Египетского царства мужская одежда была крайне простой и представляла собой всего лишь передник из плотной ткани. Он мог иметь овальную, прямоугольную или геометрическую форму. Затем передник стал сочетаться с повязкой из белой драпированной ткани – схенти. Повязывать ее можно было несколькими способами, многочисленные драпировки делали этот скромный наряд вполне изысканным. Верхняя часть тела украшалась массивным ожерельем, похожим на воротник, называлось оно ускх.

Со временем длина передника и схенти увеличивалась, драпировки становились сложнее, а сам схенти закрепляли на талии поясом. Знатные мужчины могли позволить себе украсить пояс орнаментом и золотыми нитями, поэтому по поясу часто можно было догадаться о социальном положении человека.

В эпоху Среднего Царства мужская одежда Древнего Египта несколько изменилась: стали использоваться несколько схенти одновременно. Они одевались друг на друга, что несколько меняло силуэт. В дальнейшем мужчины стали носить несколько слоев одежды, а передник и схенти превратились в нечто вроде нижнего белья. Появились новые предметы гардероба, заимствованные у соседних народов. Поверх схенти стали надевать прозрачную легкую накидку, к которой иногда пришивались рукава. К низу это одеяние расходилось, образуя трапецию, на талии обхватывалось поясом из такой же тонкой ткани. Кроме того, мужская одежда Древнего Египта стала плиссироваться, преображая силуэт. Дополнялось мужское одеяние украшениями и головными уборами.

Женская одежда Древнего Египта

Как и мужская, женская одежда Древнего Египта отличалась лаконичностью и простотой. Поначалу она состояла из прямого облегающего сарафана, который держался на одной или двух лямках и назывался калазирис. Длина его доходила до лодыжек, грудь оставалась открытой. Нагота, судя по всему, ничуть не смущала египтян. На оставленных ими изображениями нередко можно увидеть девушек, чья одежда состояла всего лишь из узкого пояска и украшений. Это характерно для рабынь и простолюдинок, которые занимались физическим трудом, а одежда сковывала движения, поэтому нередко обходились и вовсе без нее или же делали длинные разрезы по бокам калазириса.

 

 

 

В эпоху Среднего Царства женская одежда Древнего Египта становится плиссированной, нередко плиссировка напоминала пирамиду. Плечи женщин, как и у мужчин, украшает ускх – массивное ожерелье на тканевой основе. Различные украшения играли роль аксессуаров, преображающих довольно простое одеяние, поэтому использовались очень активно, как и яркий макияж.

В эпоху Нового Царства женский костюм существенно изменился. Прежние одеяния остались уделом простолюдинок, в то время как знатные женщины поверх традиционного калазириса стали надевать накидки, которые красиво и сложно драпировались, оставляя одно плечо обнаженным. Калазирис же превратился в подобие нижнего белья, впрочем, легкие и прозрачные ткани почти его не скрывали.

Головные уборы женщины носили редко, исключение составляли лишь жены фараонов, которые могли щеголять в короне, изображающей ястреба, раскрывшего крылья. Аристократки носили венки из цветов и диадемы из драгоценных металлов.

Одежда фараонов в Древнем Египте

На раннем этапе истории Древнего Египта одежда фараона состояла из набедренной повязки схенти, как и у представителей других сословий. Отличительными знаками были головные уборы – корона или платок, повязанный особым образом, а также золотой обруч, посреди которого возвышалась змея. Такой головной убор – урей – был символом царской власти, наряду с накладной золотой бородой и скипетром. Другой вид царского головного убора – клафт – представлял собой платок, закрывавший головы и лоб. Он защищал фараона от палящего солнца, пыли и песка.

Еще одним знаковым аксессуаром фараона служило ожерелье-воротник – ускх. Носили его и представители знати, однако, царский ускх отличался цветом, в нем чередовались широкий голубые и узкие желтые полосы, которые символизировали солнце. Фараон, как известно, считался сыном бога солнца, поэтому был окружен невероятной роскошью. Одеяние его отличалось высоким качеством материала и тончайшей выделкой, то есть вышивками и узорами с сакральным смыслом.

Одежда фараонов в Древнем Египте состояла из гофрированного схенти с широким поясом, который сзади украшался чем-то вроде хвоста, а спереди – куском материи или пластиной из драгоценного металла в форме трапеции.

В эпоху Нового царства фараоны стали носить так называемый нарамник, то есть кусок материи, надеваемый через голову и фиксируемый поясом. Изготавливался он из легкой дымчатой ткани, которая позволяла увидеть нарядный схенти, одетый под нарамник.

Аксессуары

Поскольку одежда Древнего Египта в целом отличалась простотой, ее дополняли многочисленными украшениями и аксессуарами. К таковым относились различные пояса, ожерелья, головные уборы. В практических целях использовались перчатки и рукавицы. Их использовали всадники и лучники, чтобы защитить руки от травм.

Что касается обуви, египтянам она была знакома, но использовали ее не активно. Даже фараоны и знать долгое время ходили босиком, по крайней мере, в пределах своих домов, не говоря уже о простолюдинах, которые обувь берегли.

Обувью в Древнем Египте служили простые сандалии из папируса и пальмовых листьев. Как правило, это была подошва и два ремешка, которые позволяли закрепить обувь на ноге. Обувь царских особ имела закрученный кверху носок и украшалась золотом, камнями, блестящими элементами. В гробницах фараонов были обнаружены золотые сандалии, однако, трудно сказать, использовались ли они в жизни или имели лишь ритуальный характер.

Обувь, как и одежда Древнего Египта, испытывала на себе некоторое влияние соседних народов, поэтому на закате египетской цивилизации в употребление вошли кожаные шлепанцы с закрытым носком.

Обувь считалась дорогой и статусной вещью, поэтому, несмотря на то, что носили ее с неохотой, имел ее каждый состоятельный человек. У знати и фараонов существовали даже специальные слуги, работа которых состояла в том, чтобы носить за своим хозяином его сандалии.

Схенти, накидки, головные уборы и многочисленные аксессуары составляли гардероб древних египтян, чей быт и история активно изучаются на протяжении уже двух столетий. Результаты исследований, в частности раскопок, можно увидеть во многих знаменитых музеях мира.

 

Месопотамия, или Междуречье - область в Юго-Западной Азии, в нижнем и среднем течении Тигра и Ефрата. Ей было суждено стать (с середины III тысячелетия до н.э.) родиной множества первых цивилизаций. В южной ее части образовался центр развития древнейшей цивилизации - Вавилония, состоящая из южной Вавилонии - Шумера и северной Вавилонии - Аккада. А в северной Месопотамии, где равнину сменяли холмы и горы, возникло древнее государство Ассирия.

Ассирия и Вавилония постоянно воевали как между собой, так и с другими народами, поэтому войны оказали значительное влияние и на месопотамскую одежду. Прежде всего, материал, из которого шилась одежда, должен был защищать тело. Для этого лучше всего подходили кожа и мех. Ткани изготавливали из шерсти.

Высоко было развито красильное искусство. Особенно ценились ткани пурпурного и темно-фиолетового цвета. Одежда из таких тканей стоила очень дорого, и носить ее позволялось лишь высшим сановникам. Крой при изготовлении ассиро-вавилонской одежды применялся довольно сложный.

Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемой каунакес (kaunakes), который непосредственно пришел на смену коже животных. Самые древние кэунакес имитировали мех, напоминая его длинными тканными волосами. Любовь к меху сохранилась и в позднейшей одежде ассирийцев, которые культивировали примитивную одежду шумеров. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который впоследствии стали заменять бахромой. У каунакеса был целый ряд «последователей». Набедренные покрывала из меха очень долго сохранялись в церковном обряде, вплоть до средневековья, а бахрома до сих пор используется в обязательном молитвенном еврейском туалете — покрывале.

Одежда ассирийцев во многом более примитивна, нежели одежда египтян. У неё другой покрой, она не так прилегает, как египетское платье, её отделка больше связана с наследием прошлого.

На настенной живописи и рельефах чаще всего ясно виден только верхний плащ - слабо прилегающий, с короткими рукавами до локтя. Он достигал обычно до половины икр (у женщин он бывал и длиннее), часто его подпоясывали плетеным пояском. Длина плаща и его украшения зависели от общественного положения лица.

Высшие слои носили плащи длинные, по самую щиколотку, плащи правителей были украшены широким поясом и бахромой. Низшие общественные слои и воины носили короткий и менее украшенный плащ.

 

Такое же значение, как для древних египтян передник с его последующими видоизменениями, для ассирийцев имела рубаха-юбка, доходящая до колен, со швом на плечах и короткими рукавами. У чиновников и придворных она была длиннее - до лодыжек. Обычно дополнением к этой рубахе из белого льняного полотна, а возможно, если судить по бахроме и кистям - также из хлопка или шерсти, служила полоса цветной материи, которую повязывали косо по спирали, а концы прятали.

Отличительным знаком высокопоставленных лиц был широкий шарф с бахромой, который носили на одном или обоих плечах; у всех остальных бахрома пришивалась только к нижнему краю одежды. Как установил Макс Тильке в своих исследованиях по истории восточного костюма, ассирийская накидка — это не шитая одежда, а прямоугольный кусок ткани, который может иметь различные размеры и окутывает или только плечи и верхнюю часть корпуса, или всю фигуру.
Его прототипом была звериная шкура — сначала лохматая, позже — гладкая, с мягкой шерстью, обшитая по краю бахромой соответствующего вида. Сомалийцы и сейчас носят выкрашенные красной охрой кожаные плащи с бахромой из тонких полосок кожи, скрученных наподобие косичек. Впоследствии на смену звериным шкурам пришли шерстяные плащи, легко принимающие нужную форму.

Вавилонско-ассирийские женщины тоже носили поверх рубахи с узкими рукавами плащ с бахромой.

Если шумеры около 3000 г. до н.э. еще изображались в плащах из шкур, то уже около 2550 г. в обиход вошли большие тканые плащи. Семиты-кочевники также охотно пользовались накидками из ткани с красным узором.

Как видно из египетской настенной живописи, ассирийцы с древнейших времен имели частые связи с Египтом. На них изображены более коренастые фигуры ассирийцев в одежде, которую даже нельзя сравнить с изящным и элегантным египетским платьем. Ассирийцы уделяли большое внимание оформлению головы, а именно - прическе, усам, бороде и бакенбардам. Волосы и бороду искусно укладывали мелкими завитками, часто пропуская сквозь них изящное плетение.

Смысл художественного орнамента выражался именно в их стилизации. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок, которые украшались вплетенными золотыми нитями. Они отращивали бороду и усы. Усы над верхней губой тщательно завивали, а волосы на подбородке подстригали до определенной длины и поочередно заплетали их в косички. У низших слоев более короткие бороды были неухоженными.

Для торжественных случаев, так же, как и в Египте, одевалась белая тиара с «инфулеми», которая предназначалась для королей. Головные уборы в виде фески с рогами зверей были атрибутами богов либо составной частью церковных церемониальных шествий. Короли по большей части были изображены босыми, но их одежда была богато украшена вышивкой и драгоценностями: серьгами, браслетами, диадемами, мотивом розочки-маргаритки, известной уже в то время.

Климат в Месопотамии был более умеренный, чем в Египте, поэтому одни лишь короткие передники не защищали от холода. Основной мужской одеждой была " канди " - рубашка с короткими рукавами. Канди носили мужчины всех сословий. Однако, качество материала, из которого изготовлялись эти рубашки, было разным.

Не только это отличало канди пастухов от канди вельмож. Чем знатнее и богаче человек, тем длиннее его одежда. Разделение одежды по длине носит чисто функциональный характер и уже в древности отделяет трудящиеся классы, которым нужна «целевая» одежда, от высших общественных опоев, которые на одежду смотрят, в первую очередь, с точки зрения эстетики и престижа. Придворные украшали канди пурпурной бахромой и носили ее без пояса. Только приближенные царя имели перевязь, обшитую бахромой, которую повязывали крестообразно или надевали через одно плечо; у самых знатных сановников она была очень широкой и длинной, спускалась до самых колен и была вся украшена бахромой. Сообразно с чином, бахрома перевязи была длиннее или короче. Перевязи царских оруженосцев и простых служителей были гораздо более узкими.

Ассирийские и вавилонские бедняки не знали другой одежды, кроме рубашки-канди. И только царю, жрецам и знатным вельможам разрешалось надевать верхнее платье. Нарядная одежда украшалась вышитыми узорами: розетками, заключенными в концентрические круги или квадраты; каймой с различными аллегорическими сценами; мотивами, изображавшими дерево жизни с двумя зверями, стоящими по его сторонам. В дальнейшем эти старинные узоры переняли персы, завоевавшие Ассиро-Вавилонию. Знатные вавилоняне носили головные повязки, похожие на тюрбаны.

Обувались ассиро-вавилоняне в сандалии с задниками из твердой кожи. К этим задникам крепились ремни, которыми обувь подвязывалась к ноге. Царь и знать носили сандалии с закрытыми задниками.

ЦАРСКАЯ ОДЕЖДА

Парадный костюм царя Ассиро-Вавилонии был необычайно пышным и состоял из нескольких одежд. Длинная канди с короткими рукавами из тонкой белой шерстяной ткани была обшита внизу дорогой пурпурной бахромой и украшена вышивкой. Стягивалась она на талии поясом, концы которого украшались кистями.

Поверх канди накидывался узкий плащ пурпурного цвета, не сшитый с боков - " конас ", края его также были обшиты густой бахромой. Сзади конас был прямой, а спереди закруглен. Ткань плаща вышивалась геометрическими рисунками и украшалась золотыми пластинками. Поверх конаса через плечо надевалась перевязь с бахромой. Иногда помимо конаса надевался еще один плащ, украшенный бахромой и слегка задрапированный на груди.

Голову царя венчала корона - "кидарис", сделанная из тонкого белого войлока, который сверху украшали золотые чеканные пластинки. Носили ассирийские цари и тиару, которая представляла собой гладкий и твердый клобук с диадемой, от которой сзади спускались на спину две длинные вышитые ленты. В некоторых случаях царь мог надевать невысокую круглую золотую шапку с украшениями наподобие рогов.


Знаком царского достоинства являлся зонтик, богато украшенный орнаментами. На каждой руке царь носил по два браслета: один на запястье, а второй, в форме незамкнутого обруча, - выше локтя.

 

"НРАВСТВЕННАЯ" ПРИЧЁСКА

По верованиям шумеров, растительность на голове и лице являлась защитой от злых духов. У ассирийцев от природы были густые и длинные волосы, и они всегда заботились о них. Те, кто не ухаживал за своими волосами, вызывали презрение. А старательно ухоженные волосы и пышная борода были признаком высокой нравственности. Поэтому ассирийцы тщательно причесывали шевелюру, разделяли ее посередине пробором, а специально завитые пряди укладывали по обеим сторонам лица и на затылке рядами. Иногда волосы заплетали в косы.
Большое внимание знатные люди уделяли растительности на лице. Они завивали мелкими кудрями усы, бакенбарды и волосы на подбородке, а нижнюю часть бороды заплетали в косички. Вся борода как бы разделялась на несколько ярусов. Кончик ее подстригали.
Иногда ассирийцы красили волосы, а блеск и нужную форму прическе придавали при помощи различных масел и помад. Известны были ассирийцам и парики, к которым прикреплялись украшения. У женщин прическа была почти такой же, как у мужчин.

КОСМЕТИКА

Знатные ассирийцы широко использовали косметические средства. Об этом свидетельствуют дошедшие до нашего времени раскрашенные скульптуры.
Нередко страсть к щегольству приводила ассирийцев к злоупотреблению косметикой. Женщины накладывали на лицо густой слой румян и белил; подобно египтянкам, они чернили брови и ресницы, натирали тело маслами и благовониями. Мужчины наносили грим и благовония на волосы, подвязывали накладные бороды.


УКРАШЕНИЯ


Древние шумерские женщины вплетали в прически золотые и серебряные ленты; носили головные уборы из лазуритовых и сердоликовых бус с золотыми подвесками; огромные золотые и серебряные серьги в виде полумесяца, ожерелья из сердолика, агата, лазурита, золотые и лазуритовые амулеты в виде фигурок животных; скрепляли одежды золотыми и серебряными булавками. Знатные особы надевали алые одежды с перламутровым поясом, рукава которых были расшиты сердоликовым, лазуритовым и золотым бисером.
Ассиро-вавилонцы любили пышные наряды и драгоценности. Золото и серебро привозили из северной Азии, драгоценные камни и жемчуг доставляли из Индии. Ювелирное искусство в Ассирии было хорошо развито, и недостатка в украшениях население не испытывало. Вельможи носили диадемы, кольца, перстни и серьги самой разнообразной формы, браслеты на запястьях и выше локтя. Сначала браслеты имели форму спирального обруча, часто украшенного звериной головой; позже их стали делать в виде плоских широких колец.
На шее и груди древние ассирийцы украшений не носили, но иногда надевали на шею шнурок с цилиндриком из яшмы или халцедона, который служил печатью. Ожерелья из жемчуга, которые надевали царь, сановники или жрецы, не являлись обычными украшениями, а играли роль символического признака сана.

 

1. Древневавилонский царь-жрец (ок. 2250 до н.э.) в широком тканом плаще, ведомый божеством в традиционном плаще из звериной шкуры и рогатой шапке.

2. Царь Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.) в шумерском плаще и барашковой шапке. Рельеф.

3. Идол вавилоно-ассирийского бога погоды Адада с подвесками — металлическими дисками.

4. Вавилонский царь Меродах-Баладан (722 — 710 до н.э.) в белой подпоясанной рубахе, с собранной в складки нижней частью. Внизу бахрома. Остроконечная шапка с длинным трубкообразным концом.

5. Знатная вавилонянка в одеянии наподобие туники с длинными рукавами и накидке с рукавами, отделанной бахромой. Ожерелье из металлических колец. Реконструкция по статуэтке из слоновой кости.

6. Голова аналогичной фигуры. Чепец и налобная повязка, поддерживающая прическу.

 

 

1. Царь Ашшурбанипал (669 — 633 до н.э.) на ложе в саду гарема. На его голове диадема с длинными лентами на затылке и нитка жемчуга. Богато украшенная одежда, браслеты и серьги.

2. Царица в кресле на возвышении. Богатая нижняя одежда, узкие рукава с отделкой; поверх — плащ с бахромой. Закрытая мягкая обувь. Серьги в форме звезд, ожерелье, браслеты и диадема в виде зубчатого верха крепостной стены. На столике — опахало из перьев.

3-6. Служанки в длинной одежде с рукавами, иногда с накидкой. Все одежды с бахромой. Сандалии с завязками (по-видимому, надевались поверх матерчатой обуви). Головные повязки типа тюрбана, ожерелье и серьги. Внизу — курильницы.

 

 

1. Лучник в панцире, пускающий стрелу левой рукой.

2. Воин в шлеме, с широким поясом поверх рубахи-юбки с короткими рукавами. Копье, меч, нагрудник. Меч почти всегда висит на перевязи горизонтально. Шлем украшен небольшим пучком конского волоса (что позже получит распространение у греков).

3. Всадник в остроконечном шлеме, короткой куртке и узкой нарядной накидке (или наплечнике). Пояс с бахромой, высокая шнурованная обувь. Оружие: копье, меч, лук и стрелы в колчане. На лошади попона в форме звериной шкуры. Подстриженная грива, нарядная сбруя, уздечка с султаном, трензель (подобная упряжь сохранилась и поныне в Передней и Средней Азии).

 

 

1. Сановник в одежде типа рубахи с короткими рукавами. Богатая отделка бахромой, шарф с кистями, налобная повязка, ожерелье. Браслеты выше локтя и на запястьях. Меч, который знатные люди носили и в мирное время. Видны кожаные ножны, окованные металлом.

2. Ассирийский царь, исполняющий обязанности жреца в соответствующем облачении — высокой шапке и сравнительно короткой одежде. Жреческие посохи с набалдашниками и концами в виде опахала или щетки. Отличительные знаки царя — нарядная накидка и кисти на концах пояса.

3. Простой чиновник в высокой обуви и штанах.

4. Царь Ашшурнасирпал II (883 — 859 до н.э.). На шапке — золотая повязка с развевающимися концами. Пурпурно-фиолетовая одежда и накидка с бахромой. Браслеты выше локтя и на запястьях. Серьги с подвесками. В правой руке длинный царский посох. Рельеф.

5,6. Слуги, несущие зонт и опахало царя. Широкий шарф с бахромой.

7. Слуга, несущий царский лук. Юбка с бахромой.

 

 

1. Воин в металлическом шлеме. Двойная перевязь с защитной металлической накладкой на скрещении ремней. Меч, длинное копье, круглый щит, штаны и высокая обувь.

2. Легковооруженный стрелок из лука. Копье, простая шапка.

3. Тяжеловооруженный воин в панцире из металлических пластин.

4. Женщина-простолюдинка в юбке с бахромой и накидке.

5. Мужчина в короткой блузе.

6. Пленник-чужеземец в войлочной шапке.

 

 

1. Плательщик дани из северо-западной Месопотамии.

2. Горожанин из Ниневии (столицы Ассирии).

3. Правитель Муцри (современный Курдистан).

4. Данник из Палестины у ног царя Егу.

5,6. Ассирийское одеяние для жертвоприношений, вид сзади и спереди (5 — царь Ашшурнасирпал II, 6 — Салманассар III, 859 — 825 до н.э.).

В ХII-ХIII вв. до н.э. на юго-западной территории Ирана, исконным населением которой были эламиты, стали селиться мидийские и персидские племена. Впоследствии они заняли все Иранское нагорье.
С конца IV тысячелетия до конца VII в. до н.э. здесь просуществовала древняя эламская цивилизация, со столицей в городе Сузы. На протяжении всей своей истории Элам был тесно связан с Месопотамией: обе страны воевали, торговали и устанавливали культурные связи друг с другом.
Около 549 г. до н.э. Элам захватили персы. 550 год до н.э. принято считать годом основания Персидской державы. Мидийское царство, образовавшееся раньше Персидского, было разгромлено персидским царем Киром и включено в состав Персидской державы.
В империю персидских царей, бывшую огромным рабовладельческим государством, входили завоеванные им области Малой Азии, Элам, Вавилония, Финикия, Сирия, Египет. Культура этих стран оказала большое влияние на культуру Древней Персии. Персы заимствовали у покоренных народов все лучшее, что было ими создано на протяжении тысячелетий.
Александр Макендонский, победивший Дария III при Иссе и Арбелах, положил конец персидскому владычеству.
Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды.
Горные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Поэтому древние персы, как и шумеры, выкраивали свою одежду, что через много веков получило развитие в европейской одежде.

Мужская одежда


Мужская одежда древних персов состояла из кожаных или меховых штанов («анаксаридов») и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны изготовляли из плотной шерстяной ткани. Простое население продолжало так одеваться и после того, как царь Кир, покорив Мидию, ввел у себя при дворе мидийский костюм, ставший официальным.
Мидийская верхняя одежда изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых тканей пурпурного и темно-красного цвета (вероятно, это понравилось персидским царям). Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов. Мидийский кафтан был широким, с очень длинными полами, которые подбирали и подпоясывали. При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части (возможно, это зависело от особого покроя кафтана). Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета.
Мидийский костюм носили приближенные царя Кира и высшие придворные чины. Царь также мог жаловать низшим чинам эту одежду в награду за хорошую службу. Простой народ не имел права так одеваться.
Геродот свидетельствовал, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Персидские цари не довольствовались тем, что переняли обычаи и костюм мидийцев; они многое заимствовали и у других народов. Персам нравились костюмы ассирийцев, вавилонян, фригийцев, лидийцев. Постепенно кожаная одежда простых людей была заменена костюмом, изготовлявшимся из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны заменили шаровары.
Знатные придворные и члены царствующей династии носили мидийскую одежду пурпурного цвета, а на головном уборе — бело-голубую повязку, как у царя. Придворные менее высокого сана носили такую же одежду, но другого цвета.

Женский костюм


Древнеассирийские и древнеперсидские барельефы дают нам представление только о мужском костюме древних персов, но изображений женщин на них нет. Возможно, в Древней Персии женщинам не позволялось показываться публично и запрещалось изображать женские фигуры.
О древнеперсидском женском костюме можно судить лишь по изображениям на древнегреческих вазах (здесь он дополнен греческими гиматиями).
Костюм знатных персиянок был похож на мужской ассиро-мидийский. Женщины носили широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей с рукавами, часто пестрых расцветок, отделанные каймой.
Царские жены носили пурпурные, затканные золотом одежды, и царскую тиару.

Костюм знатного перса: узорчатый кафтан, расшитый жемчугом, шаровары, остроконечная шапка.

Костюм знатной персиянки: вышитое шелковое одеяние из двух частей, диадема и длинная прозрачная накидка.

 

Костюм царя


Церемониальное одеяние персидских царей было великолепным. Оно состояло из пурпурного нижнего одеяния с широкой белой полосой от шеи до подола; пурпурной мантии и штанов ярко-красного цвета. Башмаки на толстой подошве были богато украшены. Символами царской власти служили "митра" - головной убор в форме расширяющегося цилиндра с округлым верхом, украшенный золотом и драгоценными камнями, и золотой скипетр в виде посоха. Бороду царь завивал по ассирийскому обычаю.
Царская одежда была расшита золотыми изображениями соколов и ястребов - птиц, посвященных высшему божеству Ормузду.
Это одеяние дополняли драгоценные украшения - браслеты, ожерелья и др.
Царя сопровождали при торжественных выходах придворные, телохранители, носители царского зонтика и опахала.

Обувь


Древние персы носили кожаные башмаки и высокие кожаные сапоги.
Женская обувь украшалась богатой вышивкой.

 

Задание 1. Проанализируйте основные особенности мужского и женского костюма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: