Красивейшие озёра у Чаткальского хребта в Киргизии.




Это было так давно, что многое могло измениться, и если хотите проверить насколько, то есть возможность повторить маршрут по упрощенному варианту сейчас в 2021году. Если вы настолько законопослушны и не хотите нарушить границы заповедника, то останетесь без вида или прикосновения к большому Афлатунскому озеру или к озеру Сары-Челек. К нему, возможно, радиально выйти через перевал Макмал. Этот вариант указан ниже в примечании №2.

Итак, к прошлому.

Чаткальский хребет 18.06-26.06.83.

18.06. Повторили автобусный маршрут 1982г в обратном направлении: Ташкент – Джамбул – Кировское, но удалось добраться на попутной машине только до слияния рек Шильбили и Кара-Буура и заночевать в пустых вагончиках ремонтников дороги.

19.06. Утром по мосту перешли на правый берег р. Кара-Буура и прошли по дороге вверх по реке около 10 км, пока нас не подобрала Газ-53 с пастухами. Пересекали перевал Кара-Буура в открытой машине под дождём. В одном пустом из санитарных домиках пастухов „Штаб“ чуть выше по Чаткалу у устья р. Каракысмак остановились на ночлег, так как дождь не прекращался.

20.06. От домиков по дороге правым берегом р. Чаткал поднялись около 3км до слияния рек Чаткал и Кара-Токой. Чуть выше слияния мост на левый берег р. Чаткал и рядом мост на левый берег р. Кара-Токой. 13км от моста до слияния истоков р. Кара-Токой идёт грунтовая дорога, переходящая в тропу, усыпанную цветами и белыми среднеазиатскими грибами, которые мы собрали на ужин. На левом (южном) берегу озера Коккуль, выше впадения правого притока р. Ишенкульсай, ночлег на маленькой удобной площадке среди елей.

       
   

21.06. Радиальный выход по тропе левого берега к озеру Кара-Токой, которое также обходится по левому (фото ниже слева) склону в русло южного истока озера. Здесь спрятано маленькое озерцо, выше ущелье заканчивается скально-осыпными крутыми склонами. На фото выше справа видны слева на право седловины перевалов Памяти СССР 2А 3650м (Х), Советских географов 1Б* 3870 (98) и начальный участок подъёма к пер. Долгожданный 1Б 3840м (95). Из панорамы ясно, почему категории перевалов (98) 1Б*/2Б, (95) 1Б/2Б. В знаменателе указаны категории перевалов для спуска в южный приток озера по водопадам, которые видны на панораме. Перевал (Х) предназначен для перехода в южном направлении из вышеуказанной подвешенной долины к циркам (98) и (95), спуск в этот цирк достаточно полог. Продолжили обход озера Кара-Токой в долину восточного притока озера. По одной из осыпей правого борта притока можно подняться на пер. Озёрный 2А 3820м (Y) (на снимке ниже слева).

 

       
   

В долине несколько маленьких озёр, часть из которых исчезает в маловодные годы и осенью.

Дошли до последнего, самого большого озера, откуда открывается ущелье на фото, справа на снимке, по которому следует подъем на перевал Кешк 2Б* 3990м (99), на фото справа. Вернулись к месту стоянки по пути подъёма.

А теперь 1993год.

 
 

1.10.93. Примерно в в 2 км от озера Коккуль тропа скотопрогонная по Левому берегу р. Каратоко раздваивается. Одна уходит вниз, вдоль русла реки, по-прежнему не спускаясь к пойме, другая, теперь уже круче, продолжает карабкаться вверх, постепенно поворачивая в юго-западном направлении. Седловина перевалов Голубой н/к 2900м (92-1, 92-2, 91-3, 91-4), всего их 4, собственно не перевалы, а участки склона. Преодолев их траверсом, не теряя высоты, мы, всё же, вынуждены потерять последовательно до 100 м в русло Тегерек-Сая и Талды-Булака с последующим таким же набором высоты. Затем последний перевал по тропе между круто уходящим вверх скальным склоном и небольшим холмом, нарушающим плавность общего падения склона к р. Чаткал. Тропа вверх по р. Афлатун (Авлетин) идёт правым берегом высоко над руслом и плавно спускается к реке только через 3-4км. Вверх по руслу поднимаемся, обходя мелкие озёра, около одного из которых ночлег с хворостом для очага (снимок ниже слева).

2.10.93. На следующее утро, переходя вброд частично пересохшее русло, через 3-4км выходим к наносной плотине озера Афлатун в левом истоке реки.

Выше можно пройти перевал Афлатун Западный 1А 3420м, но в этом случае вы лишаетесь замечательных видов озера Сары-Челек и озера Карасу, а также радиального выхода на перевал Кутурма н/к 2460м (97) с озерной плотины Карасу, на озеро Ири-Куль. См. п.2 в примечании.

Теперь 1982 год. Прохождение маршрута для данного изложения в обратном направлении с 9.06 до 5.06 относительно реального.

9.06. От плотины озера Афлатун в русло правого истока реки прошли 6 км по тропе до впадения левого притока с перевала Ашуу-Тёр (84), припася по пути хворост для ночлега.

8.06. От ночлега по широкой тропе через 6км вышли под перевал Кара-Токой (90) с набором по высоте до 600м. У перевала река круто поворачивает с восточного до южного направления. На перевальном взлёте тропа исчезла под снегом и заключительный подъём 1км и 200м по высоте проходит по глубокому снегу.

 
 

Спуск с перевала через оборванный снежный карниз высотой до 4м, далее 30° осыпной склон, по дуге огибающий слева по ходу крутые осыпи и скалы. Через 3км от перевала, на слиянии двух снежных лент, сплошь заполняющих русло, бросили последний взгляд на путь спуска.

Ниже спуск по плотно заполненному снегом руслу через 4 км привел нас к впадению двух левых притоков, почти одновременно впадающих в р. Сары-Челек. Зябкий ночлег с дровами и родниковой водой.

7.06. Радиально спустились к озеру Сары-Челек, но сначала подошли к притоку Макмал со всем скарбом. После визита на озеро, где нас одолели слепни, поднялись тропой вверх по р. Макмал к одноименному перевалу, но вышли рядом с вершиной 3054м. Перевал находится в 1 км в северо-западном направлении и на 150м ниже. Это позволило увидеть во всём величии стену Акбель с перевалом Кешк 2Б* 3990м (99). Вышли на седловину Макмал н/к 2654м (96). Ниже спуск по тропе правого притока реки Кызыл-Суу и переход реки на левый берег к широкой тропе. На прохождение перевала затратили менее 4 часов. За 2 часа, через 12км по левобережной тропе реки Кызыл-Суу (Карасу), вышли к рощице у озера Карасу.

6.06. Широкая утоптанная тропа переходит по мостам с берега на берег, но через час спуска от ночлега нас застал сильнейший ливень, но большая Тянь-Шанская ель всегда защитит от любого короткого ливня, если прислониться к стволу. Дождь кончился менее чем через час, а ещё через 4 часа и 18км пути вышли к кишлаку Кызыл-Кёль (Абдукалы).

5.06. Автобусные рейсы в поселки Караван, Нанай и в город Наманган, из которого вечерним поездом отправились в город Ташкент.

 

 

Примечания.

1. В скобках указаны номера в Перечне классифицированных перевалов высокогорных районов СССР „Высокогорные перевалы“ Москва, Профиздат, 1990.

2. Вариант прохождения без озера Афлатун (для опытных туристов).

Первый день. От ночёвки у озера Коккуль через 8км правым берегом реки Кара-Токой по широкой правобережной тропе с набором высоты 500м выходим к впадению широкого сухого правого притока (конец сентября). По левому (по ходу правому) склону едва заметными тропами поднимаемся до 200м по высоте в русло притока. Через почти 1,5км подъёма по крупным валунам русла переходим в карман правобережной морены. Через 1км она деградирует в правую осыпную бровку ледника в русле. По ней 200-300м склона, крутизной до 30º на перевал Долгожданный 1Б 3820м (95). На дальнейшее прохождение требуется 30м верёвки.

Тур на скалах в северном простирании в 10м от седловины. Спуск с перевала вдоль скал по правому 90м 40° кулуару контрфорса (есть выходы льда) с хорошими полками и зацепами и в завершении, по осыпи 70м 35° до подножья контрфорса. К моренному озеру спускаемся ледником по дуге 1,5км в сторону главного гребня Чаткальского хребта, обходя увалы нижней осыпной части ледника менее, чем за 1час. На песчаном берегу озера ночлег без хвороста.

       
   

Второй день. От мореного озера, вдоль скал левого борта, делая небольшую дугу, чтобы избежать осыпных, крутых склонов, входим на осыпь 300м подъёма нарастающей крутизны 15º-40°. Выше ледовый склон и проблематично двигаться вдоль скал левого борта перевального кара крутизной 45º -50º с наличием боковой крутизны в сторону ледового кулуара. Общий же уклон кара в сторону скал левого борта. Поднимаемся дугой по осыпи на льду, как можно дальше от скал левого борта, пересекая ледниковый склон 18м горизонтальных перил (у ведущего кошки) к осыпному кулуару. По нему, к видимой в разрезе скал седловине на снимке слева уклон постепенно падает до 35º-25º, пересекая незначительный выход льда. Взлёт на перевал Советских географов 1Б* 3870м (98) 100м 40º по осыпи на льду. Тур в банке у триангуляционной треноги.

Спуск 150м 30º осыпи к пологому 15º леднику, поворачивая против часовой стрелке к валу левобережной морены (взгляд на перевал Советских географов на снимке справа) и к конечной морене. С неё по руслу, сплошь забитому лавинным снегом, поэтому движемся тропами правого берега. Ниже несложный водопад, обход по травянисто-осыпному борту левого берега. По левобережной тропе, набирающей силу реки Кызыл-Суу, подходим к спуску с перевала Макмал. На следующий день можно подняться к вершине 3054 для вида на часть озера Сары-Челек или пройти к озеру и обратно через перевал Макмал.

3. К тексту прилагается Карта К2. На карте К2 перевал 40 на Таласском Алатау это Агнайтор (Вокруг света) 1Б* 3800м, а 1, 2, 3 - Атойнокский хребет (см. п. 1).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: