СТАРЕЦ С СИНИЧЬЕГО ОЗЕРА




На берега этого синего озера он стремился всю жизнь, хотя никогда не подозревал об этом. Просто плакала и томилась душа, которую будто звал к себе чей-то чистый неземной голос. И вот однажды случилось, сбылось.

Слегка припорошенное снегом озеро расстилалось у его ног. Свежий апрельский ветер шумел в кронах вековых сосен. Стоя на берегу, старец вдруг вспомнил другие воды – родную Ладогу. Сурова карельская природа, но ещё отроком он полюбил её могучую красоту. Вершины горных кряжей здесь были покрыты густыми хвойными лесами. Гранитные массы островов изрезаны живописными проливами. На южном берегу самого большого острова Ладожского озера – Валаама с незапамятных времён стоял монастырь. От суетливого мира его защищали вечно бурные воды Ладоги.

Мирских селений на Валааме не было, но ежегодно тысячи богомольцев устремлялись сюда, чтобы поклониться мощам преподобных Сергия и Германа – валаамских чудотворцев. Увидев однажды величественные монастырские стены и храмы, юноша понял, что это его судьба.

Прошло несколько лет. Похоронив родителей, Ефрем раздал беднякам всё своё имущество и вступил в братство Валаамского монастыря. Монахи научили молодого послушника грамоте, и богатая монастырская библиотека стала для него источником духовных сокровищ.

 

 

Худ. Балашов. Валаам (гравюра)

https://www.sammler.ru/index.php?showtopic=79855&page=2

 

 

Конец XVI века был неспокойным для окраинных рубежей Руси. Шведы неоднократно нападали на русские земли, разоряли сёла и монастыри. Однажды вьюжной февральской ночью вражеские солдаты перешли по льду Ладожского озера и напали на Валаам. Десятки иноков были убиты, храмы разграблены и сожжены. Уцелевшая братия, а в их числе послушник Ефрем, ушла в Новгород – русский центр учёности и книжной мудрости.

Господин Великий Новгород поразил Ефрема благолепием белокаменных обителей, богатой библиотекой Софийского Дома и учёными монахами. Как губка, впитывал молодой послушник древнюю мудрость. Его усердие было замечено. Когда знатный боярин Никита Годунов обратился к новгородскому митрополиту с просьбой прислать в его Долоцкую вотчину близ Устюжны Железопольской «изрядно церковного чтеца», то выбор пал на Ефрема.

В долоцкой церкви Святого великомученика Георгия Ефрем служил недолго. Его тяготила мирская жизнь, тянуло к тишине и уединению. Он часто уходил за деревню, бродил, углублялся далеко в лесную чащу и однажды вышел к Синичьему озеру. Близ озера не было селений. У берега плескалась не пуганная никем рыба. Сосновый бор кишел зверьём и птицей. Стайки шустрых синиц смело садились на протянутые руки. На соседнем болоте цвела клюква. В лесу зрела черника, стояли целые племена крепких боровиков. Всё в этом земном раю радовалось жизни, и мысли к Ефрему приходили чистые, светлые, а слова молитв шли из самого сердца.

 

 

Худ. Наталья Бондарева. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь в XVII веке. https://nataturka.ru/muzey-usadba/tihvinskiy-monastyir.html

 

Прошло недолгое время. Настала пора принять послушнику иноческий чин. Ефрема перевели в Успенский Тихвинский монастырь, который отличался большой численностью братии и многолюдством богомольцев. Здесь он принял постриг под именем Евфросина и благословение игумена на «безмолвное житие» в безлюдном месте – пустыни. Вместе с ним на подвиг отшельничества испросили разрешения два молодых инока – Гурий и Филарет. Летом 1592 года Евфросин привёл их на место будущей пустыни «близ реки Чагодощи, при Гвозденском ручье». По примеру святых отшельников древности иноки водрузили на берегу большой деревянный Святой Крест, выкопали колодец и маленькую купальню-ламбушку.

Лето прошло в трудах и заботах, а к осени, молодые иноки, поблагодарив Евфросина за святую науку, поклонились ему и пошли искать своей доли, чтобы основать новые обители в глухих устюженских лесах. Гурию приглянулось место при впадении речки Шалочи в Мологу, в пяти верстах от знаменитого Свято-Николаевского Моденского монастыря. Филарет долго пробирался дремучим лесом, идя куда глаза глядят, пока не набрел на тихое лесное Пустынское озеро, где и отрыл себе маленькую землянку. Каждый из них зажил отшельником, как и мечталось. На то оно и «безмолвное житие», чтобы, не видя рядом никого, не слыша звука человеческой речи, проводить свою пору в уединении, молитвах, трудах и заботах. Истязая плоть – возвеличить дух. А от чистой души и мир чище становится, ибо мала одна капля, но из них многих океаны собираются.

Евфросин остался один. Он плёл сети для рыбной ловли, собирал в лесу ягоды и грибы, стойко переносил зимние холода и отсутствие хлеба. Удивительный инок много размышлял, молился и «исполнился еси дарований духа». Он понял природу многих вещей и получил дар прозорливости.

 

 

Худ. Андрей Шишкин. Рыбалка.

https://falyosa.livejournal.com/5483122.html

 

Через два с небольшим года на землянку Евфросина набрели охотники. Их поразил вид отшельника, его чудесные речи, божественно добрые глаза. Слух об удивительном человеке, способном предсказывать будущее прошёл по всей округе. К Евфросину пошли люди. Одни искали покоя, другие – мудрого совета, третьи – слова Божьего. Отшельник понял, что его уединению пришёл конец, но мог ли он отказать страждущим? Кончилось его отшельничество. И решил Евфросин – надо строить новую обитель.

Место присмотрел «на диком бору, у Синичья озера», не так далеко от первого своего поселения. Здесь, помолясь, Святой Крест поставил. А вскоре новыми пустынниками рядом с Крестом была срублена первая Благовещенская церковь, сооружены крепкие постройки. Так в дремучих устюженских лесах появилась новая обитель, прозванная Синозерской пустынью. Случилось это в лето 1603 года и освящал новый храм в Синозерской пустыни по благословлению патриарха Иова, никто иной, как преподобный Гурий, сподвижник и друг Евфросина, ставший игуменом основанной им же Шалочской Во имя Успения Божьей Матери пустыни. Принятие Евфросином схимы великого образа также произошло от рук игумена Гурия. Великая схима требует самых строгих обетов. Принять сей церковный обряд способен не каждый инок. Евфросин смог. И было это в начале 1612 года.

…К весне в Синозерской пустыне собралось много людей. Кровавые смуты, разбойничьи налёты неправедной шляхты гнали народ из родных мест. На Синичье озеро шли не только простые крестьяне, но и «от боярского роду меньшие четы». Все искали у схимника Евфросина помощи и защиты. Он не отказывал никому. Но вот наступил тот роковой апрельский день.

Евфросин стоял на берегу своего синего озера. Вокруг него собрались поселяне. Голос старца далеко раздавался по округе:

-Братья мои и чада возлюбленные! Кто из вас хочет избежать лютой смерти – изыдите из обители, ибо злые супостаты придут вскоре до сего святого места.

- А как же ты, старче?

- По благодати, данной мне от Святого Духа, прозрел я и понял, что Господь привёл меня на место сие, дабы принял я смерть от мечей супостатов для спасения души своей.

Молча слушали иноки и миряне. Свято веря слову Евфросина, многие в тот же день покинули обитель, но несколько человек не захотели оставлять прозорливого схимника. Старец не стал возражать - всякому своя доля.

Всю ночь, облачившись в схиму, он молился в Благовещенском храме, а наутро услышал ржание коней и бряцанье польских сабель. Иноземцы удивились, увидев спокойно стоящего перед ними монаха. Евфросин встретил их возле Святого Креста. Того самого, что когда-то сам водрузил на месте будущей обители. Рядом с ним молчали безоружные поселяне.

Усатый шляхтич в потёртом жупане громыхнул шпорами:

- Эй, старче, отдай нам подобру имение монастыря сего!

Евфросин указал на храм:

- Всё имение монастыря сего и моё в церкви Пречистыя Богородицы.

Он думал о вечном и нетленном.

Толкая друг друга, поляки ворвались в храм. Строгие лики икон, лишённые драгоценных окладов, скромная медная утварь, простые деревянные кресты. Где же серебряные потиры, золочёные дискосы? Где золототканая парча, усыпанные лалами ризы, расшитые покрова? Шляхтичи пришли в ярость. Да монах смеётся над ними! Что за богатство в храме, где нет ни золота, ни серебра?

Евфросин всё ещё стоял у креста, когда кто-то из налетевших врагов ударил его мечом, другой проломил ему голову топором-чеканом. На помощь старцу бросились люди, но разбойники расправились и с ними. Из всех пустынников в тот день уцелел только один человек – долоцкий крестьянин Иван Сума. Он и рассказал устюжанам о гибели Евфросина, о разорении Синозерской обители. Дошла ли горькая весть до игумена Гурия и пустынника Филарета? Проклятые ляхи в поисках поживы добрались и до Шалочской пустыни. Церковь пограбили, постройки сожгли. Сколько трудов понадобилось Гурию с братией для восстановления святой обители.

А праведного старца Евфросина похоронили на берегу Синичьего озера, под Святым Крестом. Позднее его мощи перенесли под спуд восстановленного храма, а самого основателя Синозерской пустыни по благословению Святейшего Синода причислили к лику святых преподобномучеников и чудотворцев Карельских и Новгородских.

 

 

Поклонный крест на старом кладбище Синозерской пустыни

https://alexandrtrofimov.ru/?p=3687&page=4

 

 

 

Синичье озеро. Чагодощенский район Вологодской области

https://chagoda.ru/deyatelnost/detail.php?ID=8714

 

 

Казанский храм в г.Устюжна Вологодской обл., где с 1991 года почиют мощи

Св. Евфросина Синозерского

https://vologdarestoration.ru/about-us/news/monuments-of-religious-culture-of-the-city-ustyuzhna.html

 

 

Храм преподобномученика Евфросина Синозерского в п.Чагода Вологодской области освящен 12 июня 2012 года

https://alexandrtrofimov.ru/?p=3687&page=4

Е.Воротынцева



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: