ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ.




  Основными закономерностями восприятия цвета являются: освещение, адаптация, яркость и индукция. В органе зрения существует 3 цветоощущающих аппарата: Красный, Зеленый, Синий. Так же можно сказать, что глаз воспринимает не цвета, а длину волны, из которой эти цвета состоят. А все многообразие цветов, воспринимаемое глазом происходит благодаря сослагательному смешению трех основных вышеперечисленных цветов (см. рис.1).   Цветовой тон - ощущение, которое определяется отношением Красного, Зеленого, Синего цветов в цветоощущающем аппарате. Рассмотрим кривые основных излучений (авторы теории Юнг, Ломоносов, Гольц) на рис.1. Обратите внимание на то, что площади кривых Синего, Зеленого и Красного цвета равны. рис.1     Из рисунка видно, что Синий цвет обладает самой высокой возбудимостью. Это значит, что при уменьшении освещенности Синий цвет пропадает самым последним. Подробнее: при нормальном дневном освещении рассеянным светом хорошо воспринимаются все цвета спектра. При уменьшении освящения цветовой тон начинает смещаться. Остаются только Красный, Зеленый, Синий. Затем и они исчезают, Синий постепенно переходит в белесый, Красный - в Черный. Это явление называется явление Бецольда-Брюнне. При увеличении яркости происходит сдвиг светового тона к Желтому и Голубому (явление Эбнея).   Световая адаптация. Это снижение чувствительности глаза к свету при большой яркости поля зрения. Темновая адаптация - повышение чувствительности глаза к цвету при малой яркости. Хроматическая адаптация - снижение чувствительности глаза к цвету при более или менее длительном наблюдении его. Причем изменяются следующие характеристики: насыщенность цветов снижается или к цвету подмешивается Серый, светлые цвета темнеют, темные - светлеют, теплые холоднеют, холодные теплеют.   Цветовое утомление. Под воздействием цветового утомления цветовое ощущение может изменяться до неузнаваемости. Утомляющее действие цвета пропорционально ему количеству В понятие "утомление" входит: функция цветового пятна, яркость, цветовой контраст, насыщенность, размеры пятна, время наблюдения. При прочих равных условиях наименьшее утомление будет у Синего и Желтого. Наибольшее - у Красного и Оранжевого.   Освещение различными источниками света. При свете лампы накаливания (теплый цвет) длинноволновые цвета становятся теплее и насыщеннее, светлота их повышается; коротковолновые (от Голубого до Фиолетового) - тускнеют, теплеют, становятся сероватыми (приглушенными). При свете люминесцентных ламп выигрывают коротковолновые цвета и холодные Зеленые: их насыщенность и яркость возрастает. Длинноволновые цвета теряют насыщенность, холоднеют и могут быть искажены фиолетовым налетом.   Цветовая индукция. Это изменение цвета под воздействием другого цвета. Существует два вида индукции: отрицательное и положительное влияние. При отрицательной индукции характеристики двух цветов изменяются в противоположном направлении, при положительной, характеристики сближаются. Прежде чем далее разбираться с индукцией, сперва следует рассмотреть понятие "контраста". Контраст - это мера индукции. Выделяют несколько видов контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону. Контраст по цветовому тону бывает: большой 110°<К<180° средний 70°<К<110° малый К<70° (градусов между двумя цветами в цветовом десятиступенчатым круге)   Еще выделяют одновременную и последовательную индукцию. Одновременная: два цвета, попадающие в поле зрения изменяют свои характеристики. Последовательная: изменение цветовых ощущений в результате предшествующего воздействия на глаз другого цветового раздражителя.   Основные закономерности отрицательной цветовой индукции: хроматические пятна на фонах изменяют свой цветовой тон в направлении противоположному цвету фона. На меру индукционного окрашивания влияют: 1) расстояние между пятнами: чем меньше - тем больше контраст; 2) четкость контура: четкий контур увеличивает яркостной контраст и уменьшает хроматический; 3) отношение яркости цветовых пятен: чем ближе значение яркости пятен, тем сильнее хроматическая индукция, и наоборот; 4) отношение площадей пятен: чем больше площадь одного пятна относительно площади другого, тем сильнее его индукционное окрашивание; 5) насыщенность пятна: чем выше насыщенность цвета, тем больше его индукционное влияние; 6) время наблюдения: лучше всего индукция воспринимается при беглом взгляде; 7) область сетчатки, фиксирующая цветовые пятна.   Что бы избежать индукции надо: подмешивать цвет фона в цвет пятна, обводить объект темным, или черным контуром.    
 
 
   

 

 

Иррадиация (лат. irradio — освещаю лучами) — в оптике — явление зрительного восприятия человеком трехмерных объектов и плоских фигур на контрастном фоне, при котором происходит оптический обман зрения, заключенный в том, что наблюдаемый предмет кажется иного размера, нежели его истинный размер. Например, в морском деле этот эффект проявляется таким образом, что зрительно фигура светлого цвета на чёрном фоне кажется наблюдателю больше, по сравнению с аналогичной фигурой тёмного цвета на светлом фоне[1].

Такая иллюзия возникает при наблюдении светлых фигур или объектов на чёрном фоне и наоборот. Подобная иллюзия возникает из-за несовершенства анализа человеческим головным мозгом информации, полученной от органов зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветовой контраст


Пример цветового контраста


Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки.

Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым — теплым.

Рассмотрите ил. все три серых квадрата одинаковые,

· на синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок,

· на желтом — фиолетовый,

· на зеленом — розовый,

· то есть он приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона.

 

На светлом фоне цвет предмета кажется более темным, на темном — светлым.

 

Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.


Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Это же происходит и с основными цветами.

Последовательный контраст — изменение цветов в связи с предварительным действием на глаз каких-либо световых (цветовых) раздражителей; например, если некоторое время пристально смотреть на белый кружок, помещенный на черном фоне, а затем на лист белой бумаги, то на ней будет виден темный кружок; или после воздействия на глаз зеленого света все кажется розоватым.

 

Пограничный (или краевой) контраст — взаимное «усиление», наблюдаемое по краям граничащих друг с другом цветовых пятен: темный цвет «осветляет» светлый, а светлый «утемняет» темный. Пограничным контрастом объясняется, между прочим, и то, что тени, падающие на крышах, и вообще тени вверху зданий (контраст со светлым небом) кажутся темнее теней, находящихся внизу зданий. При игнорировании явления пограничного контраста в многоцветных рисунках (живописи) изображения выходят «сухими», контуры «жесткими».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: