Основными закономерностями восприятия цвета являются: освещение, адаптация, яркость и индукция.
В органе зрения существует 3 цветоощущающих аппарата: Красный, Зеленый, Синий.
Так же можно сказать, что глаз воспринимает не цвета, а длину волны, из которой эти цвета состоят. А все многообразие цветов, воспринимаемое глазом происходит благодаря сослагательному смешению трех основных вышеперечисленных цветов (см. рис.1).
Цветовой тон - ощущение, которое определяется отношением Красного, Зеленого, Синего цветов в цветоощущающем аппарате.
Рассмотрим кривые основных излучений (авторы теории Юнг, Ломоносов, Гольц) на рис.1. Обратите внимание на то, что площади кривых Синего, Зеленого и Красного цвета равны.
рис.1
Из рисунка видно, что Синий цвет обладает самой высокой возбудимостью. Это значит, что при уменьшении освещенности Синий цвет пропадает самым последним. Подробнее: при нормальном дневном освещении рассеянным светом хорошо воспринимаются все цвета спектра. При уменьшении освящения цветовой тон начинает смещаться.
Остаются только Красный, Зеленый, Синий. Затем и они исчезают, Синий постепенно переходит в белесый, Красный - в Черный.
Это явление называется явление Бецольда-Брюнне. При увеличении яркости происходит сдвиг светового тона к Желтому и Голубому (явление Эбнея).
Световая адаптация. Это снижение чувствительности глаза к свету при большой яркости поля зрения.
Темновая адаптация - повышение чувствительности глаза к цвету при малой яркости.
Хроматическая адаптация - снижение чувствительности глаза к цвету при более или менее длительном наблюдении его. Причем изменяются следующие характеристики: насыщенность цветов снижается или к цвету подмешивается Серый, светлые цвета темнеют, темные - светлеют, теплые холоднеют, холодные теплеют.
Цветовое утомление. Под воздействием цветового утомления цветовое ощущение может изменяться до неузнаваемости. Утомляющее действие цвета пропорционально ему количеству В понятие "утомление" входит: функция цветового пятна, яркость, цветовой контраст, насыщенность, размеры пятна, время наблюдения. При прочих равных условиях наименьшее утомление будет у Синего и Желтого. Наибольшее - у Красного и Оранжевого.
Освещение различными источниками света.
При свете лампы накаливания (теплый цвет) длинноволновые цвета становятся теплее и насыщеннее, светлота их повышается; коротковолновые (от Голубого до Фиолетового) - тускнеют, теплеют, становятся сероватыми (приглушенными).
При свете люминесцентных ламп выигрывают коротковолновые цвета и холодные Зеленые: их насыщенность и яркость возрастает. Длинноволновые цвета теряют насыщенность, холоднеют и могут быть искажены фиолетовым налетом.
Цветовая индукция. Это изменение цвета под воздействием другого цвета. Существует два вида индукции: отрицательное и положительное влияние.
При отрицательной индукции характеристики двух цветов изменяются в противоположном направлении, при положительной, характеристики сближаются.
Прежде чем далее разбираться с индукцией, сперва следует рассмотреть понятие "контраста". Контраст - это мера индукции. Выделяют несколько видов контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону. Контраст по цветовому тону бывает:
большой 110°<К<180°
средний 70°<К<110°
малый К<70° (градусов между двумя цветами в цветовом десятиступенчатым круге)
Еще выделяют одновременную и последовательную индукцию.
Одновременная: два цвета, попадающие в поле зрения изменяют свои характеристики.
Последовательная: изменение цветовых ощущений в результате предшествующего воздействия на глаз другого цветового раздражителя.
Основные закономерности отрицательной цветовой индукции: хроматические пятна на фонах изменяют свой цветовой тон в направлении противоположному цвету фона.
На меру индукционного окрашивания влияют:
1) расстояние между пятнами: чем меньше - тем больше контраст;
2) четкость контура: четкий контур увеличивает яркостной контраст и уменьшает хроматический;
3) отношение яркости цветовых пятен: чем ближе значение яркости пятен, тем сильнее хроматическая индукция, и наоборот;
4) отношение площадей пятен: чем больше площадь одного пятна относительно площади другого, тем сильнее его индукционное окрашивание;
5) насыщенность пятна: чем выше насыщенность цвета, тем больше его индукционное влияние;
6) время наблюдения: лучше всего индукция воспринимается при беглом взгляде;
7) область сетчатки, фиксирующая цветовые пятна.
Что бы избежать индукции надо: подмешивать цвет фона в цвет пятна, обводить объект темным, или черным контуром.
|
|
|
Иррадиация (лат. irradio — освещаю лучами) — в оптике — явление зрительного восприятия человеком трехмерных объектов и плоских фигур на контрастном фоне, при котором происходит оптический обман зрения, заключенный в том, что наблюдаемый предмет кажется иного размера, нежели его истинный размер. Например, в морском деле этот эффект проявляется таким образом, что зрительно фигура светлого цвета на чёрном фоне кажется наблюдателю больше, по сравнению с аналогичной фигурой тёмного цвета на светлом фоне[1].
Такая иллюзия возникает при наблюдении светлых фигур или объектов на чёрном фоне и наоборот. Подобная иллюзия возникает из-за несовершенства анализа человеческим головным мозгом информации, полученной от органов зрения.

















Цветовой контраст
Пример цветового контраста
Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки.
Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым — теплым.
Рассмотрите ил. все три серых квадрата одинаковые,
· на синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок,
· на желтом — фиолетовый,
· на зеленом — розовый,
· то есть он приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона.
На светлом фоне цвет предмета кажется более темным, на темном — светлым.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.

Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Это же происходит и с основными цветами.
Последовательный контраст — изменение цветов в связи с предварительным действием на глаз каких-либо световых (цветовых) раздражителей; например, если некоторое время пристально смотреть на белый кружок, помещенный на черном фоне, а затем на лист белой бумаги, то на ней будет виден темный кружок; или после воздействия на глаз зеленого света все кажется розоватым.

Пограничный (или краевой) контраст — взаимное «усиление», наблюдаемое по краям граничащих друг с другом цветовых пятен: темный цвет «осветляет» светлый, а светлый «утемняет» темный. Пограничным контрастом объясняется, между прочим, и то, что тени, падающие на крышах, и вообще тени вверху зданий (контраст со светлым небом) кажутся темнее теней, находящихся внизу зданий. При игнорировании явления пограничного контраста в многоцветных рисунках (живописи) изображения выходят «сухими», контуры «жесткими».

рис.1
Из рисунка видно, что Синий цвет обладает самой высокой возбудимостью. Это значит, что при уменьшении освещенности Синий цвет пропадает самым последним. Подробнее: при нормальном дневном освещении рассеянным светом хорошо воспринимаются все цвета спектра. При уменьшении освящения цветовой тон начинает смещаться.
Остаются только Красный, Зеленый, Синий. Затем и они исчезают, Синий постепенно переходит в белесый, Красный - в Черный.
Это явление называется явление Бецольда-Брюнне. При увеличении яркости происходит сдвиг светового тона к Желтому и Голубому (явление Эбнея).
Световая адаптация. Это снижение чувствительности глаза к свету при большой яркости поля зрения.
Темновая адаптация - повышение чувствительности глаза к цвету при малой яркости.
Хроматическая адаптация - снижение чувствительности глаза к цвету при более или менее длительном наблюдении его. Причем изменяются следующие характеристики: насыщенность цветов снижается или к цвету подмешивается Серый, светлые цвета темнеют, темные - светлеют, теплые холоднеют, холодные теплеют.
Цветовое утомление. Под воздействием цветового утомления цветовое ощущение может изменяться до неузнаваемости. Утомляющее действие цвета пропорционально ему количеству В понятие "утомление" входит: функция цветового пятна, яркость, цветовой контраст, насыщенность, размеры пятна, время наблюдения. При прочих равных условиях наименьшее утомление будет у Синего и Желтого. Наибольшее - у Красного и Оранжевого.
Освещение различными источниками света.
При свете лампы накаливания (теплый цвет) длинноволновые цвета становятся теплее и насыщеннее, светлота их повышается; коротковолновые (от Голубого до Фиолетового) - тускнеют, теплеют, становятся сероватыми (приглушенными).
При свете люминесцентных ламп выигрывают коротковолновые цвета и холодные Зеленые: их насыщенность и яркость возрастает. Длинноволновые цвета теряют насыщенность, холоднеют и могут быть искажены фиолетовым налетом.
Цветовая индукция. Это изменение цвета под воздействием другого цвета. Существует два вида индукции: отрицательное и положительное влияние.
При отрицательной индукции характеристики двух цветов изменяются в противоположном направлении, при положительной, характеристики сближаются.
Прежде чем далее разбираться с индукцией, сперва следует рассмотреть понятие "контраста". Контраст - это мера индукции. Выделяют несколько видов контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону. Контраст по цветовому тону бывает:
большой 110°<К<180°
средний 70°<К<110°
малый К<70° (градусов между двумя цветами в цветовом десятиступенчатым круге)
Еще выделяют одновременную и последовательную индукцию.
Одновременная: два цвета, попадающие в поле зрения изменяют свои характеристики.
Последовательная: изменение цветовых ощущений в результате предшествующего воздействия на глаз другого цветового раздражителя.
Основные закономерности отрицательной цветовой индукции: хроматические пятна на фонах изменяют свой цветовой тон в направлении противоположному цвету фона.
На меру индукционного окрашивания влияют:
1) расстояние между пятнами: чем меньше - тем больше контраст;
2) четкость контура: четкий контур увеличивает яркостной контраст и уменьшает хроматический;
3) отношение яркости цветовых пятен: чем ближе значение яркости пятен, тем сильнее хроматическая индукция, и наоборот;
4) отношение площадей пятен: чем больше площадь одного пятна относительно площади другого, тем сильнее его индукционное окрашивание;
5) насыщенность пятна: чем выше насыщенность цвета, тем больше его индукционное влияние;
6) время наблюдения: лучше всего индукция воспринимается при беглом взгляде;
7) область сетчатки, фиксирующая цветовые пятна.
Что бы избежать индукции надо: подмешивать цвет фона в цвет пятна, обводить объект темным, или черным контуром.