Выборы и референдумы
Вспомните. 1. Назовите формы прямой и представительной демо-кратии в Республике Беларусь. 2. Приведите примеры представительных органов власти из курса истории. Какова их основная функция?
Избирательная система Республики Беларусь. Избира-тельная система —это совокупность норм,правил и прие-мов, определяющих порядок проведения выборов и избрания представительных органов власти. Выделяют следующие виды избирательных систем: мажоритарная, пропорцио-нальная, смешанная, представительного меньшинства.
При мажоритарной системе победившим считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов из-бирателей в данном избирательном округе. В зависимости от того, как понимается большинство, мажоритарные системы бывают трех разновидностей. Мажоритарная система от-носительного большинства признает победившим того кан-дидата, который собрал по данному избирательному округу самое большее количество голосов избирателей, хотя это мо-жет быть и меньше чем 50 %. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат,набравшийна выборах более 50 % голосов избирателей (например,
50 % + 1 голос). Мажоритарная система квалифицирован-
ного большинства означает требование набрать количествоголосов, значительно превышающее половину — например, 2/3 голосов от общего количества избирателей в соответству-ющем округе.
При пропорциональной системе избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за политическую партию (изби-рательное объединение, избирательный блок), и количество мест в парламенте определяется пропорционально количе-ству голосов избирателей за ту или иную партию, получен-ных по стране в целом. Такая система применяется только в условиях многопартийности и имеет свои особенности в каждом государстве.
|
При смешанной системе часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть — по пропорциональной (Германия и др.).
При системе представительного меньшинства за мень-
шинством (группа населения, проживающая в определенной
20 Правообладатель Народная асвета
местности или имеющая национальные, этнические, рели-гиозные и другие особенности) закрепляется фиксированное количество мест в парламенте.
В Республике Беларусь установлена мажоритарная изби-рательная система. Конституция Республики Беларусь уста-новила два условия наличия избирательного права — граж-данство Республики Беларусь и возраст (не менее 18 лет).
Гражданство Республики Беларусь —это устойчивая пра-
вовая связь человека с Республикой Беларусь, выражаю-щаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении дос-тоинства, основных прав и свобод человека.
Право избирать в нашей стране не зависит от такихобстоятельств, как происхождение, социальное и имуще-ственное положение, национальность, пол, образование, от-ношение к религии.
Граждане Республики Беларусь имеют право избираться:
в депутаты местных Советов — с 18 лет;
в депутаты Палаты представителей Национального со-брания Республики Беларусь — с 21 года;
в члены Совета Республики Национального собрания Ре-спублики Беларусь — с 30 лет, при условии проживания на территории своей области, города Минска не менее 5 лет;
|
Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами.
Правообладатель Народная асвета 21
В мировой практике президент, как правило, избирается путем всенародного голосования (Беларусь, Франция, Рос-сия и др.). Но иногда, например в США, выборы президента осуществляются косвенно, с использованием института вы-борщиков, которых выбирают избиратели. В парламентских республиках президент, как правило, избирается парламен-том (Германия, Италия, Венгрия и др.).
В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по пригово-ру суда в местах лишения свободы, и лица, в отношении ко-торых избрана мера пресечения — содержание под стражей.
Избирательный процесс, его основные стадии. Избира-
тельный процесс состоит из ряда последовательных стадий, которые детально регламентированы в Избирательном ко-дексе Республики Беларусь. Основные стадии избирательно-го процесса следующие:
1. Назначение даты выборов. Президент РеспубликиБеларусь назначает выборы в Палату представителей, Совет Республики, местные Советы депутатов. Палата представи-телей назначает выборы Президента.
2. Составление списков избирателей.
3. Образование избирательных округов и участков; формирование избирательных комиссий. Для проведениявыборов образуются избирательные округа. Например, для выборов депутатов в Палату представителей Национального собрания вся территория государства разделена на 110 окру-гов. От каждого округа избирается один депутат. При вы-борах Президента Республики Беларусь вся территория го-сударства представляет собой один округ.
|
В соответствии с Избирательным кодексом создаются ко-миссии, осуществляющие подготовку и проведение выборов, референдумов. Это — территориальные комиссии, участ-ковые комиссии, окружные комиссии. Главная комиссия в стране, работающая на постоянной основе, — Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских рефе-рендумов.
4. Выдвижение и регистрация кандидатов. Согласностатье 69 Конституции Республики Беларусь право выдви-жения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам в соот-ветствии с законом.
22 Правообладатель Народная асвета
5. Предвыборная агитация. Избирательный кодекс пред-усматривает правила выступлений кандидатов в депутаты местных Советов, Палаты представителей, в Совет Респуб-лики, в Президенты страны. Кандидаты имеют право высту-пать на собраниях, в средствах массовой информации, в том числе на телевидении и радио.
6. Голосование. В Республике Беларусь выборы являютсясвободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение вы-боров осуществляются открыто и гласно. Выборы являются равными. Это означает, что один избиратель имеет один го-лос. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты из-бираются гражданами непосредственно. Голосование на вы-борах является тайным: контроль за волеизъявлением из-бирателей в ходе голосования запрещается (статьи 65—68 Конституции).
7. Установление результатов выборов. В соответствии смажоритарной избирательной системой, принятой в нашей стране, побеждает тот кандидат, который набрал большее количество голосов, чем остальные кандидаты. Члены изби-рательных комиссий подсчитывают голоса в бюллетенях; о количестве поданных голосов составляются протоколы, ко-торые подписывают все члены комиссии. Центральная ко-миссия суммирует голоса по протоколам со всей страны и объявляет результаты голосования.
8. Опубликование результатов выборов в официальных изданиях —это завершающая стадия выборов.
Выборы в местные Советы депутатов
Правообладатель Народная асвета 23
Референдумы в Республике Беларусь. Наряду с выбо-рами существует такая форма народного волеизъявления, как референдум. Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — это особая форма голосования из-бирателей, в ходе которого они выбирают тот или иной ва-риант ответа на поставленный вопрос государственной или общественной жизни. Референдум является одной из форм «прямой» демократии. В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату отдель-ного лица, например депутата, а решению какого-либо важ-ного для общества вопроса.
Выделяют следующие виды референдумов:
а) в зависимости от того, что выносится на голосова-ние, — конституционные и законодательные;
б) по юридической силе — консультативные и обязатель-ные;
в) в зависимости от территориальных границ — респуб-ликанские и местные.
Согласно статье 76 Конституции Республики Беларусь референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, рав-ного и тайного голосования. При этом решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референ-думом (статья 77 Конституции).
Сознательное и ответственное участие в выборах, в рефе-рендумах — это проявление гражданской зрелости человека, его гражданский долг.
Основы уголовного права
Вспомните. Что такое правовая культура личности?
Уголовными в старину называли преступления, за ко-торые виновные подлежали смертной казни или некоторым другим, весьма тяжким наказаниям.
Уголовное право —это совокупность юридических норм,определяющих преступность и наказуемость деяний, опас-ных для сложившейся системы общественных отношений. Его функциями являются обеспечение законности и право-порядка, пресечение, ограничение или предупреждение пре-ступных действий отдельных членов общества. Уголовное законодательство определяет, какому наказанию следует подвергнуть тех, кто совершил самое серьезное правонару-шение — преступление.
Наказание, его цель и виды. Наказание является меройуголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление. Наказание но-сит принудительный характер. Это значит, что оно налага-ется на виновное лицо независимо от его желания или не-желания. Принудительная мера применяется от имени го-сударства, а не от имени отдельных людей, например судьи. Суд выносит приговор «именем Республики Беларусь». На-казание определяется в приговоре; оно подлежит исполне-нию только тогда, когда приговор вступил в законную силу.
Наказание заключается в предусмотренных законом ли-шении или ограничении прав и свобод осужденного. Штраф, например, ограничивает экономические права осужденного, исправительные работы — трудовые и экономические права, смертная казнь — право на жизнь как основное право всяко-го человека. Наказание влечет также правовое последствие, называемое судимостью, которая связана с определенными ограничениями прав личности после отбытия наказания.
Наказание преследует три важные цели: охранитель-ную, воспитательную и профилактическую. Охране (или за-щите) подлежат основные ценности жизни человека и об-щества. Воспитательное воздействие наказания связано с из-менением сознания правонарушителя в сторону поведения, соответствующего закону. Профилактика направлена на не-допущение правонарушений в будущем.
Уголовным кодексом Республики Беларусь предусмо-трены следующие виды наказаний: общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправитель-ные работы; арест; ограничение свободы; направление в дис-циплинарную воинскую часть (для военнослужащих сроч-ной службы); лишение свободы. Высшей, исключительной мерой наказания является смертная казнь (расстрел). Как альтернатива смертной казни допускается пожизненное за-ключение. Эти наказания назначаются судом за некоторые особо тяжкие преступления, связанные с умышленным ли-шением человека жизни при отягчающих обстоятельствах.
Обстоятельства, исключающие уголовную ответствен-ность. В соответствии с принципом справедливости наказаниедолжно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
В Уголовном кодексе Республики Беларусь предусмо-трен ряд ситуаций, в которых при совершении человеком правонарушений уголовная ответственность не наступает.
В частности, это относится к тем случаям, когда действия,
повлекшие причинение вреда другому человеку, были совер-шены:
при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, а также интересов общества или государства от общественно опасного посягательства и при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны;
при задержании лица, совершившего преступление, пе-редаче его органам власти и пресечении возможности совер-шения им новых преступлений;
с целью предотвращения или устранения опасности, не-посредственно угрожающей данному человеку или другим людям, их правам и законным интересам, а также интере-сам общества или государства;
при исполнении приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке. Уголовную ответственность за при-чинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный при-каз или распоряжение.
Не влечет за собой уголовную ответственность пребы-вание среди соучастников преступления по специальному заданию. Однако это правило не применяется к лицу, совер-шившему особо тяжкое или тяжкое преступление, связанное
с посягательством на жизнь или здоровье человека. Принципиально важным условием исключения уголов-
ной ответственности при указанных выше обстоятельствах является признание того, что какими-то другими средства-ми задержать человека, совершившего преступление, либо устранить опасность, угрожавшую личности, обществу и го-сударству, не представлялось возможным. При этом при-чиненный вред должен быть менее значительным, чем пре-дотвращенный, и не должно быть допущено превышения не-обходимых для этого мер.
Необходимая оборона. Необходимая оборона представ-ляет собой правомерное причинение вреда при защите ин-тересов личности, общества и государства от опасных по-сягательств. Правомерным является причинение любого вреда посягающему, если его нападение было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или друго-го лица, либо с непосредственной угрозой применения наси-лия. Такое причинение вреда формально содержит признаки преступления, но при соблюдении правил обороны не влечет уголовной ответственности.
Самооборона как синоним понятия«необходимая обо-рона» означает, что обороняющийся устраняет посягатель-ство сам, своими силами. Гражданин вправе защищать свои жизнь, здоровье, жилище, сбережения, транспортное сред-ство, т. е. все, что защищено законом. В равной мере это относится и к жизни, здоровью, жилищу родственников, друзей, соседей и даже совершенно незнакомых людей. Не исключается защита законных интересов фирмы, обще-ственной организации и т. д. Такие действия признаются об-щественно полезными, поскольку препятствуют совершению преступления, создают обстановку нетерпимости к противо-правным действиям, воспитывают у людей активную граж-данскую позицию.
Однако нельзя обороняться от законных действий. Ли-шен права на самозащиту правонарушитель, чьи преступные действия пресекаются должностными лицами или просто ка-кими-то людьми. Противодействие лицам, осуществляющим правомерное задержание правонарушителя, его доставку в соответствующие органы власти и т. п., находится за рам-ками необходимой обороны.
Не вправе также ссылаться на состояние необходимой обороны человек, втянутый, например, в драку ее иници-атором и объясняющий свои действия тем, что зачинщику драки угрожала опасность. Не может быть признан находя-щимся в состоянии необходимой обороны и человек, кото-рый спровоцировал нападение для того, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий (расправы, мести и пр.).
Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность. Ответственность за совершенное преступление возрастает, если оно было совершено при отягчающих обстоятельствах. При оценке характера обстоятельств совершения престу-пления принимается во внимание: кем и в отношении кого было совершено преступление, каковы цели, средства и по-следствия совершения преступления.
В соответствии с Уголовным кодексом Республики Бе-ларусь обстоятельством, отягчающим уголовную ответствен-ность, признается совершение преступления лицом, ранее уже совершившим какое-либо преступление (если не ис-текли сроки давности либо не снята судимость за него),
а также лицом, нарушившим принятую им присягу или
профессиональную клятву.
К отягчающим обстоятель-ствам относятся состояние алкогольного опьянения ли-бо состояние, вызванное по-треблением наркотических средств, психотропных, ток-сических или других одур-манивающих веществ.
Более тяжким признается преступление, совершенное группой лиц по предвари-
В экспертно-криминалистической лаборатории
тельному сговору, организованной группой или преступной организацией, а также с использованием заведомо малолет-него или лица, известного виновному как страдающего пси-хическим заболеванием или слабоумием.
Законодательство предусматривает возрастание уголов-ной ответственности за преступления, совершенные в от-ношении малолетнего, престарелого человека или лица, на-ходящегося в беспомощном состоянии, а также в некоторых других случаях.
Уголовная ответственность возрастает, если преступле-ние совершено из корыстных или иных низменных побужде-ний, по мотивам расовой, национальной, религиозной враж-ды или розни, политической или идеологической вражды, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение.
Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответствен-ность, также являются:
совершение преступления с особой жестокостью или из-девательством;
сознательное нарушение установленных правил безопас-ности, приведшее к совершению преступления;
использование в преступных целях условий обществен-ного бедствия или чрезвычайного положения.
Ответственность несовершеннолетних за уголовные пра-вонарушения. Уголовной ответственности подлежит лицо,достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. За особо тяжкие преступления уголовная ответ-ственность наступает с 14 лет.
К лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, могут быть применены следующие наказания: обще-ственные работы; штраф; лишение права заниматься опреде-ленной деятельностью; исправительные работы; арест; огра-ничение свободы; лишение свободы. Характеристика нака-заний представлена в таблице 3.
Таблица 3 | ||
Наказания за преступления, | ||
совершенные несовершеннолетними | ||
Виды наказаний | Характеристика наказаний | |
Общественные | Назначаются осужденному, | достигшему |
работы | 16-летнего возраста, на срок от 30 до 180 ча- | |
сов. Продолжительность общественных работ | ||
не может превышать 3 часов в день и 3 дней | ||
в неделю. Осужденными, обучающимися в | ||
учреждениях образования либо | имеющими | |
постоянное место работы, общественные ра- | ||
боты отбываются в свободное от учебы или | ||
основной работы время | ||
Штраф | Назначается несовершеннолетнему, совер- | |
шившему преступление, если он имеет са- | ||
мостоятельный заработок или имущество (в | ||
размере, не превышающем 20 минимальных | ||
заработных плат, а за корыстное преступле- | ||
ние — 100 минимальных заработных плат) | ||
Лишение права зани- | Назначается лицу, достигшему 16-летнего | |
маться определенной | возраста, на срок от 1 до 3 лет | |
деятельностью | ||
Исправительные | Назначаются лицу, достигшему 16-летнего | |
работы | возраста, на срок от 2 месяцев до 1 года по | |
месту работы. Производится удержание ча- | ||
сти заработка осужденного в доход государ- | ||
ства (в пределах от 5 до 15 %) | ||
Арест | Назначается лицу мужского пола, совер- | |
шившему преступление в возрасте до 16 лет, | ||
на срок от 15 суток до 3 месяцев | ||
Ограничение свободы | Назначается лицу, совершившему престу- | |
пление в возрасте до 18 лет, на срок от 6 ме- | ||
сяцев до 3 лет | ||
Продолжение | |
Виды наказаний | Характеристика наказаний |
Лишение свободы | Лицу, совершившему преступление в воз- |
расте до 18 лет, срок наказания в виде ли- | |
шения свободы не может превышать: за ме- | |
нее тяжкое преступление — 3 лет; за тяж- | |
кое преступление — 7 лет; за особо тяжкое | |
преступление — 10 лет; за особо тяжкое пре- | |
ступление, сопряженное с умышленным по- | |
сягательством на жизнь человека — 15 лет. | |
Лицу, не достигшему 18-летнего возраста | |
ко дню вынесения приговора, отбывание на- | |
казания в виде лишения свободы назначает- | |
ся в воспитательной колонии. | |
Лицу, совершившему преступление в воз- | |
расте до 18 лет и достигшему 18-летнего | |
возраста ко дню вынесения приговора, отбы- | |
вание наказания в виде лишения свободы на- | |
значается в исправительной колонии в усло- | |
виях общего режима | |
При назначении наказания несовершеннолетнему учи-тываются условия его жизни и воспитания, степень пси-хического развития, состояние здоровья, возраст ко дню вынесения приговора, иные особенности личности, а так-же влияние других лиц. Лицу, впервые совершившему пре-ступление в возрасте до 18 лет, не представляющее большой общественной опасности, наказание в виде лишения свободы не назначается.
Региональная и аграрная политика
Вспомните. Используя знания по географии Беларуси,охарактери-зуйте структуру и специализацию хозяйства Беларуси.
Региональная политика белорусского государства. Ос-новные задачи развития регионов. Регион (от англ. region +лат. regio) — это область (район; часть страны), отличающа-яся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых эконо-мико-географических и других особенностей, например на-ционального состава населения. Своеобразие регионов влия-ет на выделение административно-территориальных единиц страны.
В Республике Беларусь административно-территори-
альными единицами являются область,район,город,районгорода, поселок городского типа. В них создаются местные Советы депутатов (кроме района города), исполнительные и распорядительные органы. Территориальными единицами являются небольшие населенные пункты, где такие орга-ны не создаются, а также территории, имеющие специаль-ный режим использования, — заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников
и др.
Территория Республики Беларусь составляет 207,6 тыс. кв. км и разделена на шесть областей (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская). В рам-ках областей выделяется 118 районов. Город Минск опреде-лен в качестве отдельной административно-территориальной единицы. Он имеет особый статус столицы Республики Бе-ларусь и включает девять районов.
В нашей стране на 01.01.2010 г. насчитывалось 112 горо-дов, из которых — 79 малых (до 20 тыс. человек), 20 — сред-них (20—100 тыс. человек), 13 — больших (свыше 100 тыс. человек). Кроме того, в Беларуси на указанное время было 96 поселков городского типа, более 1300 сельских советов. Каждый сельсовет объединяет по 16 и более деревень. Всего
в Республике Беларусь свыше 23 700 сельских поселений. Специфика регионального деления Беларуси определя-
ется тем, что на протяжении 1950—1980-х гг. она превра-тилась из преимущественно аграрной в промышленную ре-спублику. Все это время происходила довольно быстрая урбанизация, развивалась инфраструктура городов, увели-чивался процент городского населения.
Для Республики Беларусь важной проблемой являются различия между условиями жизни городских и сельских поселений. Это различия в развитии экономики, социально-культурной инфраструктуры, т. е. условий труда и быта лю-дей. Напомним, что инфраструктурой называют те отрасли экономики, которые обслуживают производство (производ-ственно-экономическая инфраструктура), а также обеспечи-вают жизнедеятельность человека и общества (социально-культурная инфраструктура). В первом случае это транспорт-ные и энергетические системы, складское хозяйство и т. д. Во втором — это системы здравоохранения, образования, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др.
В соответствии с Государственной схемой комплексной территориальной организации Республики Беларусь на тер-ритории страны выделяются 4 типа регионов (или зон): ур-банизированные, сельскохозяйственные, природные, особые.
В зависимости от доминирующей функции каждая из ад-министративных единиц страны относится к одному из этих типов регионов.
К урбанизированным регионам относятся зоны влияния крупных городов. Эти зоны характеризуются высокой кон-центрацией городского населения, интенсивным сельскохо-зяйственным производством, высокой подвижностью насе-ления, которая связана с трудовой деятельностью людей, их социальным обслуживанием и отдыхом. В Минском регионе и других зонах влияния крупных городов сконцентрирован основной промышленно-производственный, социально-де-мографический и научно-технический потенциал страны. Развитая производственно-экономическая и социальная ин-фраструктура делает урбанизированные регионы более при-влекательными для населения. Поэтому для них характерна относительно благоприятная демографическая ситуация.
В сельскохозяйственных регионах Беларуси ведущейфункцией является производство и переработка сельскохо-зяйственной продукции. Население их продолжает сокра-щаться.
Есть в нашей стране и природные регионы. На их терри-ториях находятся заповедники и национальные парки. Эти регионы обладают уникальными возможностями для комп-лексной организации отдыха, туризма и санаторно-курорт-ного лечения.
Особые зоны —это районы радиоактивного загрязнения,пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Они охватывают территории с плотностью радиоактивного загрязнения от 1 до 15 кю/кв. км.
Региональная политика государства —это целена-
правленная деятельность органов государственной вла-сти по обеспечению оптимального развития регионов и ад-министративно-территориальных единиц. Обеспечивая воз-можности для развития регионов, государство тем самым создает условия для устойчивого развития страны в це-лом. Стратегическая цель состоит в обеспечении стабиль-ного социально-экономического развития поселений и тер-
риторий, сохранения благоприятной окружающей среды
и рационального использования природных ресурсов. Это развитие направлено на удовлетворение жизненных по-требностей как нынешнего, так и будущих поколений лю-дей. Цель региональной политики государства состоит так-же в том, чтобы свести к минимуму неравенство между регионами.
На основе анализа и оценки социально-экономической ситуации в регионах разрабатываются региональные эко-номические, социальные и экологические программы, а также программы развития свободных экономических зон (СЭЗ) и др.
Региональная промышленная политика в нашей стра-
не направлена на совершенствование отраслевой структуры промышленного комплекса на основе осуществления проек-тов наукоемкой, высокотехнологической направленности в регионах с высоким научно-техническим потенциалом. При-оритетный характер имеет развитие отраслей и производств, работающих на местном сырье (Брестская, Гродненская и Минская области). Внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий особо значимо в регионах, ориентированных пре-имущественно на привозное сырье (Витебская, Гомельская и Могилевская области).
Региональная аграрная политика нацелена на созданиевысокоэффективного сельскохозяйственного производства, его рациональную специализацию с учетом экономических, почвенно-климатических и иных особенностей сельскохо-зяйственных зон, ускоренное развитие кормовой базы жи-вотноводства, повышение продуктивности земель, создание новой специализации сельскохозяйственного производства в загрязненных радионуклидами зонах.
Основными задачами региональной социальной поли-
тики являются улучшение демографической ситуации,со-здание условий и возможностей предоставления населению гарантированного объема социально значимых услуг в со-ответствии с утвержденными социальными стандартами, укрепление социальной инфраструктуры села и малых горо-дов, расширение объемов обслуживания населения за счет частного предпринимательства, развитие агротуристических комплексов, сохранение и восстановление историко-культур-ного наследия регионов, а значит, и страны в целом.
Развитие малых и средних городов. Главными целямиразвития малых и средних городских поселений являются создание в них благоприятных условий для жизни населе-ния, стабилизация социально-экономической ситуации и обеспечение устойчивого экономического роста. Планирует-ся, по-возможности, сохранить существующие предприятия
и создать соответствующие условия для размещения новых производств, ориентированных, прежде всего, на местные ресурсы, традиции местных жителей и потребности региона; стимулировать предпринимательскую деятельность граж-дан, возрождать традиционные ремесла и промыслы; широ-ко привлекать инвестиции, в том числе иностранные.
Особое внимание уделяется поселениям, в которых уро-вень безработицы превышает средний по области, а также включенным в перечень населенных пунктов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения либо имеющих одну гра-дообразующую организацию.
Стратегии устойчивого развития регионов получи-ли название Местные повестки XXI. Цель Местных пове-сток — определить основные направления перехода регио-нов к устойчивому развитию с учетом их эффективного уча-стия в общем процессе развития страны. Первым Местную повестку принял г. Туров в 1999 г.; несколько позже к этой работе подключились пос. Копаткевичи Петриковского рай-она Гомельской области, г. Дзержинск, г. Фаниполь, другие населенные пункты.
Государственная программа возрождения белорусской деревни. Как уже отмечалось ранее,одной из основных со-циальных проблем в нашей стране являются значительные различия в условиях жизни города и деревни. В сельской местности нередко хуже, чем в городе, жилищные условия; менее развит комплекс социально-бытовых услуг, ниже уро-вень заработной платы, менее благоприятны условия для развития образования и проведения досуга, особенно моло-дежи. В связи с этим неблагоприятной является демографи-ческая ситуация.
25 марта 2005 г. Президент Республики Беларусь подпи-сал Указ «О Государственной программе возрождения и раз-вития села на 2005—2010 годы». Цель Программы — улуч-шение условий жизни сельского населения и дальнейшее раз-витие сельскохозяйственного производства. На ее реализацию из бюджета республики было выделено около 70 трлн рублей.
Программа определила, что возрождение и развитие села должно происходить на основе укрепления аграрной эко-номики, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии
в них при рациональном использовании государственных и иных инвестиций.
В соответствии с Программой сегодня создаются предпо-сылки для повышения привлекательности сельского образа жизни и труда. Одной из самых значительных мер в этом направлении является строительство сельских поселков ка-чественно нового типа — агрогородков. Агрогородок — это
благоустроенный населенный пункт, в котором создаются производственная и социальная инфраструктуры для обес-печения выполнения всех социальных стандартов прожи-вающему в нем населению и жителям прилегающих терри-торий. В течение 2005—2010 гг. намечено построить около 1500 агрогородков.
В сельской местности развивается жилищное строитель-ство и коммунальное благоустройство с целью приблизить жилье по комфортности к городскому. Осуществляется га-зификация всех жилых домов, сельские населенные пункты обеспечиваются стационарной или мобильной связью. Улуч-шаются условия для культурного досуга, развития тради-ционной культуры регионов, для занятий физической куль-турой и спортом.
Облик современного мира
Многообразие современного мира. Современный мир ха-рактеризуется необычайным многообразием. Разные его ча-сти — регионы, страны — отличаются по уровню социаль-но-экономического и научно-технического развития, имеют культурно-исторические и иные особенности. В облике совре-менного мира представлена едва ли не вся история человече-ства. Остатки первобытнообщинного строя обнаруживаются, например, в жизнедеятельности некоторых австралийских аборигенов, в то время как развитые страны находятся уже на стадии постиндустриального общества.
До недавнего времени основной структурной составля-ющей мира было национальное государство, отделенное от других государств границами и имеющее характерные для него исторически сложившиеся культурные традиции, язык, политическое устройство, преобладающий способ производ-ства. Основанный на приоритете национального государ-ства мировой порядок просуществовал вплоть до середины 70-х гг. XX в., когда началась эпоха глобализации. (О ней пойдет речь в § 23.)
Среди по