II.8 Синергетическая концепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.




Справка: синергетика - наука, изучающая системы с самоорганизацией.

Ведущая идея: формирование личностных структур сознания учителя и учащихся.

Личностные структуры сознания учителя и учащихся: контроль; критичность; рефлексивность; коллизийность - способность обнаруживать, анализировать скрытые причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личным ценностям; мотивирование; автономность; самоактуализация; саморазвитие; обеспечение уровня духовности жизнедеятельности.

 

Образовательные практики реализации личностно-ориентированных парадигм (А.М. Моисеев)

Личностно-отчужденная парадигма Личностно-ориентированная парадигма
 
Образовательные практики
Когнитивная
Аффективная
Самоопределения
Самореализации
Субъективная
Валеологическая
Креативная
Воспитательная

 

Сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированных подходов к обучению (по Б.Б. Айсмонтасу)

Традиционный подход Личностно-ориентированный подход
Принцип педагогического общения
Прямая передача готовых знаний путем объяснения и иллюстрации Обучение детей путем вовлечения в творческий учебный труд всех
Учение - тягостный, тяжелый, непосильный труд для многих детей Учение приносит радостное чувство успеха и умственного развития
Учитель выполняет роль предметника, и он с предметом идет к учащимся Учитель выполняет роль воспитателя, и он с учащимися идет к творческому познанию предмета
Учитель чаще обращается с учащимися по принципу волевого принуждения к учению Учитель с детьми обращается по принципу уважительного сотрудничества
На уроке оценку своего труда получает небольшое количество учащихся Каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда
Принцип опережения в обучении
Учитель жестко привязан к программе, он не рискует изменить время, отведенное на изучение материала, не проявляет творческой инициативы Учитель жестко не привязан к программе, он позволяет себе опережать время, отведенное на изучение предмета
Формализм, безынициативность в выполнении учебной программы, отсутствие творческого подхода Опережение программы учеником доставляется удовольствие, ведет к быстрому умственному развитию
Класс в целом остается ленивым, бездумным, безответственным Класс становится думающим, трудолюбивым
Принцип опорных сигналов в обучении
Деление детей на сильных и слабых Отказ от деления детей на группы сильных и слабых Отказ от дифференцированных заданий
Основное педагогическое средство - это объяснительно-иллюстративный метод Использование идеи опорных сигналов (В.Ф. Шаталов), схем (С.Н. Лысенкова) и др.
Отсутствие творческого поиска более оптимальных методов обучения Опорные сигналы - это главные и существенные признаки, правила, способы, приемы и их составные действия и др.
Отрицательное отношение к ученикам, не понимающим поставленная проблема и не умеющим думать Развитие у учащихся способности к мышлению
Преобладание индивидуальных форм обучения и отсутствие групповых, совместных Создание детского коллектива, способного вовлекать всех в коллективное учебное творчество
Принцип самоанализа в обучении
Учащихся не учат анализировать и оценивать свою деятельность, оценочные действия преимущественно или полностью принадлежать учителю Учащихся приучают анализировать свою деятельность, обучают индивидуальному и коллективному самоанализу
Каждому школьному делу оценку дают учителя и родители, дети не обучаются анализировать работу Каждое школьное дело анализируется и оценивается самими учащимися
Доминирует авторитарный стиль руководства ученическим коллективом Обучение коллективному самоанализу ведет к укреплению атмосферы сотрудничества

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: