Виды и свойства восприятия




I. По модальности анализатора выделяют: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия.

II. По формам движения материи выделяют: восприятие пространства, времени и движения.

Наиболее изученным является восприятие пространства, оно включает в себя восприятие формы, объемности и величины предметов, восприятие глубины и удаленности предметов, линейную и воздушную перспективу.

Рис. 6. Восприятие пространства

 

Восприятие пространства включает в себя также изучение различных зрительных иллюзий.

Зрительные иллюзии – это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предмета.

 

К видам зрительных иллюзий относятся:

· Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной.

Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало, или они мало существенны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями – как короткие.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное долго не наступает.

Восприятие движений – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде.

III. В зависимости от цели выделяют: преднамеренное и непреднамеренное восприятие.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие при котором, предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

IV. В зависимости от степени организации выделяют: организованное (наблюдение) и неорганизованное восприятие.

Организованное восприятие (наблюдение) – это целенаправленное планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие действительности.

Кроме этого в психологии выделяется и анализируется отдельно особый вид восприятия, который получил название социальной перцепции.

К нему относят восприятие других людей, восприятие жилой среды и восприятие социального окружения.

Свойства восприятия

Выделяют первичные и вторичные свойства восприятия. Первичные свойства восприятия соответствуют (но не полностью повторяют) первичным свойствам ощущений. К ним относится модальность, интенсивность и пространственно-временная структура восприятия.

Пространственно-временная структура восприятия включает две характеристики, которые есть у ощущений: пространственно-временную локализацию и длительность.

Пространственные компоненты образа восприятия – это локализация предмета, характеристики рельефа предмета, формы и величины.

Временные компоненты образа восприятия – это последовательность в восприятии каких-либо элементов, одновременность в восприятии каких-либо элементов и длительность.

К вторичным свойствам восприятия относится предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность – это характеристика отображаемого предмета как обособленного в пространстве и времени физического тела. Наиболее ярко данное свойство проявляется в выделении фигуры из фона.

Рис. 7. Взаимообратимые фигура и фон

 

Вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные части: одна (предмет) – воспринимается как конкретное четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, другая (фон) – как более аморфное неопределенное, расположенное позади предмета в неограниченном поле.

Впервые попытку систематического исследования соотношения фигуры и фона предпринял Рубин. Он обнаружил, что при прочих равных условиях поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью стремиться приобрести статус фигуры, и тогда все окружающее ее воспринимается как фон.

Выделение фигуры из фона относится не только к зрению, но и к другим органам чувств.

Например, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как фигура на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты – у клумбы с розами.

Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится более значимым. Тогда то, что за одну секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и сливается с общим фоном.

Например, если человек разговаривает в толпе со своим знакомым, то этот знакомый и то, что он говорит, является для него фигурой, а сама толпа и шум, создаваемый толпой – фоном. Но если в толпе происходит какое-то особое событие, то это событие становится фигурой, а наш знакомый превращается в элемент фона.

Иногда специальной задачей является помощь в более ясном и четком выделении объекта из фона. Рабочие на дорогах работают в оранжевых жилетах. Оранжевый цвет резко бросается в глаза на фоне серой дороги или зеленых насаждений.

Иногда задача заключается в обратном, затруднить выделение объекта из фона. Это маскировка так необходимая, например, в военном деле.

Целостность – это объединение отдельных частей предмета в целостный образ. При этом имеется четкая органическая взаимосвязь частей и целого в образе.

При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта: первый заключается в том, что целое влияет на восприятие части, второй – в том, что части влияют на единое целое.

 

 

Рис. 8. Двойственное изображение

Рассмотрим закономерности влияния целого на части:

1. Один и тот же элемент, будучи включенным, в разные целостные структуры воспринимается по-разному. (Например, улыбка старухи – украшение на шее у молодой женщины).

2. Если заменить отдельные элементы, но сохранить отношения между ними, то общая структура образа останется неизменной.

 

 

Рис. 4.14. Замкнутость как принцип перцептивной группировки

 

Мы узнаем мелодию, даже если она проигрывается на разных инструментах.

3. Интегральная структура фигуры сохраняется при выпадении отдельных ее частей.

Рис. 9 Сохранение целостного образа при отсутствии некоторых частей

 

Таким образом, конкретные характеристики отдельных элементов образа восприятия ограничены в собственных степенях свободы и предопределяются тем местом, которое этот элемент занимает в структуре целого, т.е. элементы, входящие в образ не имеют доминирующего значения.

Рассмотрим теперь закономерности влияния частей на целое или зависимость способов группировки элементов в целое от характеристик самих элементов.

Иногда элементы не составляют целое, но из-за того, что у этих элементов есть определенные одинаковые характеристики они воспринимаются как целое. Т.е., сами характеристики элементов могут способствовать тому, что мы объединяет их в целое.

Различные принципы или законы группирования элементов в целостную структуру были впервые сформулированы М. Вертгеймером.

1. Принцип близости объектов в перцептивном поле. При прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.

 

Рис. 10. Близость как принцип перцептивной группировки

 

2. Принцип однородности или сходства объектов в перцептивном поле. В единую группу входят элементы одной формы, величины, цвета и пр.

 

о о о о + о о о о о о о о + о о о о о о о о + о о о о о о о о + о о о о + + + + + + + + + о о о о + о о о о о о о о + о о о о о о о о + о о о о о о о о + о о о о  

 

 

Рис. 11. Сходство как принцип перцептивной группировки

 

3. Принцип хорошей формы. Объединению подвергаются элементы, образующие в целом особый предпочитаемый класс фигур, так называемой хорошей формы (круг, прямоугольник, симметричные фигуры и пр.).

4. Принцип коллективного движения. К объединению тяготеют элементы, совершающие совместное перемещение. Например, стаю птиц или людей на демонстрации, мы воспринимаем как единое целое.

5. Принцип замкнутости. В единую структуру объединяются восприятия в совокупности, составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность.

Было сформулировано более ста принципов выделение фигуры из фона.

Т.о., из различных интерпретаций, которые могли бы быть сделаны относительно серии элементов, наш мозг чаще всего выбирает самую простую, самую полную, или ту, которая включает наибольшее число рассмотренных выше принципов.

Структурность. Восприятие в значительной мере не является простой суммой наших ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные ноты, а определенную мелодию.

Константность – это относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов, воспринимаются нами как постоянные, не смотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения. Однако знакомые предметы кажутся нам неизменной величины, вне зависимости от этого расстояния в определенных пределах.

Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов воспринимается одинаково. Аналогично и форма привычных объектов воспринимается, как постоянная не зависимо от условий наблюдения.

Виды константности

1. Константность восприятия величины предмета.

Восприятие не зависит от расстояния до предмета, если это расстояние может быть оценено.

Например, машина, находящаяся от нас на большом расстоянии воспринимается нами не как маленькая, а как удаленная.

2. Константность восприятия формы предмета.

Восприятие не зависит от угла наклона предмета, если мы имеем возможность оценить этот угол наклона.

Например, дверь закрытая, приоткрытая и открытая не смотря на то, что ее проекция на сетчатку глаза меняется, воспринимаются нами как одна и та же дверь, а не как три разных двери.

 

Рис. 12. Константность восприятия формы предмета

 

3. Константность восприятия цвета.

Например, белая рубашка остается белой как на ярком свету, так и в тени.

Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Мир перестал бы быть миром устойчивых вещей, а восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Осмысленность. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств, тем не менее, оно неразрывно связано с мышлением. Каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием и относим к определенному классу. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение.

Например, кирпич и блок взывчатки могут выглядеть одинаково, но действия человека при виде этих предметов будут различны.

Швейцарским психологов Г. Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро и пр.). Опыты Г. Роршаха доказали, что только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.

Восприятие также взаимосвязано с памятью.

Рис. 13. Стимульный материал для теста Роршаха

 

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течение жизни человека. Приведем несколько примеров. Так, у 2-3 летнего ребенка константность восприятия еще очень не совершенна: воспринимаемая величина предметов уменьшается с их удаленность, но к 10-летнему возрасту она устанавливается на уровне взрослого. У ребенка окружающие его предметы не сохраняют постоянных отношений и константных характеристик, т.е. постоянство размера, веса, объема. Предметность у него тоже выражена слабо, поскольку ребенок плохо выделяет себя из среды, он еще как бы слит с миром внешних объектов.

Свойство осмысленности, которое включает в себя мыслительную операцию обобщения, также изменяется в процессе индивидуального развития. Это хорошо иллюстрируется на примере людей, слепых от рождения и обретающих зрение в зрелом возрасте. У них отсутствует собственный опыт обобщение зрительных объектов. По данным Грегори, человеку, прозревшему в 52 года и читавшему с детства с помощью осязания по системе Брайля, не трудно было научиться читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с большим трудом. За три года практики чтения рукописного текста он научился узнавать только простые короткие слова.

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные особенности в восприятии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: