Тема№12. Введение в программирование
Цель: Ознакомить с понятием алгоритма, привить навыки составления алгоритмов для решения задач различного типа, реализации типичных программ, включая медицинскую диагностику. Научить использовать программно-эффективные схемы вычислений. Сформировать первые сведения о языке Pascal. Познакомиться с различными типами данных, с арифметическими операциями и основными математическими функциями.
Задачи обучения: Ознакомление с основными свойствами алгоритма, формирование навыков посоставлениюи применению алгоритма медицинских задач разными способами. Формирование сведений о структуре программы на языке Pascal, умений и навыков работы в текстовом редакторе языка Pascal и разработки алгоритмов.
Организационная часть - 5 мин
Перекличка студентов и выяснение причин отсутствия студентов, кто не готов к занятию, проверка конспектов.
Количество формируемых компетенций: знания, практические навыки.
Основные вопросы темы: - 45 мин
1. Поколения и категории языков программирования.
2. Языки программирования общего назначения. Алгоритмы и их анализ.
3. Алгоритмы (типы, свойства, способы представления).
4. Алгоритмические структуры (линейные, разветвляющиеся, циклические).
5. Основные программно-эффективные схемы вычислений.
6. Язык программирования ТurboPascal.
7. Типы данных.
8. Структура программы на Паскале.
9. Переменные. Константы.
10. Математические, логические и строковые выражения.
11. Операторы присваивания. Комментарии.
12. Описание нового типа.
13. Создание линейных программ.
14. Алгоритмические структуры: разветвляющиеся, циклические.
15. Составление и решение простейших медицинских задач.
Перерыв - 10 мин
Методы обучения и преподавания: метод проекта.
Методы контроля формируемых на занятии компетенций:
ü тестирование проводится в компьютерной форме (студент должен ответить на «тест», содержащий в себе знания и навыки – основные определения, теоретические вопросы данной темы). Устный опрос (студент обязан приходить на занятия подготовленным по данной теме, по вопросам указанным в методических указаниях).
ü проверка результатов практических работ на ПК (студент должен выполнить индивидуальное задание дляполучения определенных навыков по решению типовых задач);
Самостоятельная работа студентов - 50 мин
Освоение практических навыков: Решение типовых и ситуационных задач.
Задания:
№ | Практические навыки: | Балл |
Линейный алгоритм | ||
I | Выполните нижеприведенные действия в одной программе: A:=b mod c; D:=b div c; Y1:=int(y) Y2:=trunc(y) Y3:=frac(y) Y4:=round(y) Y5:=pred(f) Y6:=succ(g) Y7:=ord(p) Y8:=chr(s) (s-любой символ из таблицы ASCII) | |
а | Составление блок-схемы | |
б | Написание программы на языке Pascal | |
в | Запуск программы на выполнение | |
г | Устранение ошибок при их наличии (если текст программы верный, то баллы присвоить пункту б) | |
д | Получение результатов | |
II | Вычислите значение функции У (в нижеприведенной табл. 1 выберите номер варианта для выполнения задания): | |
а | Построение блок-схемы для решения задачи | |
б | Составление программы на языке Pascal | |
в | Запуск программы на выполнение | |
г | Устранение ошибок при их наличии (если текст программы верный, то баллы присвоить пункту б) | |
д | Получение результатов | |
Разветвляющийся алгоритм. Условный оператор | ||
III | Определите состояние содержание гемоглобина в крови. Содержание гемоглобина в норме у мужчин (13,8-18,5%). Если гемоглобин больше нормы – патология, а меньше – анемия. | |
а | Построить блок-схему для решения задачи | |
б | Составить программу на языке Pascal | |
в | Запустить программу на выполнение | |
г | Устранить ошибки, если есть (в случае правильного текста программы, то баллы присваиваются пункту б) | |
д | Получить результаты | |
IV | Составьте программу нахождения максимального числа из трех заданных | |
а | Построение блок-схемы для решения задачи | |
б | Написание программы на языке Pascal | |
в | Запуск программы на выполнение | |
г | Исправление ошибок при их наличии (если текст программы верный, то баллы присвоить пункту б) | |
д | Получение результатов | |
Оператор выбора | ||
V | Составьте программу на определение вида организма по количеству хромосом: · 8 –дрозофила; · 18 – капуста; · 38 – кошка; · 46 – человек; · 48 – обезьяна; · 78 – волк. | |
а | Построение блок-схемы для решения задачи | |
б | Составление программы на языке Pascal | |
в | Запуск программы на выполнение | |
г | Устранение ошибок при их наличии (если текст программы верный, то баллы присвоить пункту б) | |
д | Получение результатов | |
Циклический алгоритм. Операторы повторения | ||
VI | Вычислите сумму:
![]() | |
а | Построить блок-схему | |
б | Составить программу на языке Pascal | |
в | Запустите программу на выполнение | |
г | Устранените ошибки при их наличии (если текст программы верный, то баллы присвоить пункту б) | |
д | Получите результаты |
Таблица 1
Номер варианта | Функция |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Литература:
1. Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. – М.: Нолидж. – 2000. – 576 с.
2. Зуев Е.А. Система программирования TurboPascal. – М.: Радио и связь. – 1992. – 288 с.
3. Рубенкинг Н. Турбо Паскаль для Windows.– М.:Мир. - 1994. – 535 с.
4. TurboPascal / С.А. Немнюгин. – СПб.: «Питер», 2001. –496с
5. С. И. Бобровский. Учебный курс Delphi7. Питер, 2006г.
6. Г.Г. Рапаков, С.Ю. Ржеуцкая. Программирование на языке Паскаль. Санкт-Петербург, 2005 г
7. Информатика: Базовый курс. 2-е издание / Под редакцией С.В. Симоновича и др. - СПб.: Питер, 2009, - 568с.
8. Информатика. Учебник под ред. проф. Н.В. Макаровой. СПб.: Финансы и статистика, 2003, - 765с.
9. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере. Под ред. проф. Н.В. Макаровой. СПб.:Финансы и статистика, 2001, 486с.
10. Инструментальные средства персональных ЭВМ. В 10-ти кн. Кн. 4. Программирование в среде Турбо ПАСКАЛЬ: Практическое пособие./ Подредакцией Б.Г. Трусова.-М.:Высш. шк.,1993. –142с.
Перерыв - 10 мин
Совместная работа студента с преподавателем - 25 мин
После выполнения практической части работы, преподаватель проверяет правильность и последовательность действий студентов, достигли они конечного результата. Затем преподаватель проводит опрос студентов с анализом темы. Выясняет практическое его применение.