АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (нарушениями интеллекта)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Навлинская средняя общеобразовательная школа №2»
Брянской области
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Навля
Содержание
I. Целевой раздел
1. 1. Пояснительная записка …………………………………………… 3
1. 2. Организация учебно-воспитательного процесса ………………... 10
II. Содержательный раздел
2. 1. Программно-методическое обеспечение …………………………. 13
2. 2. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся..19
2. 3. Модель выпускника ………………………………………………... 20
III. Организационный раздел
3. 1.Учебный план специального (коррекционного) образования…....21
3.2. Пояснительная записка к учебному плану ………………………....22
3.3. Контроль за реализацией образовательной программы ………….. 28
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) МБОУ «Навлинская СОШ №2» является общей программой деятельности администрации школы, учителей, родителей и самих детей. Назначение настоящей образовательной программы – организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов.
Образовательная программа разработана на основе нормативных документов:
· Конституция РФ
· Закон РФ «Об образовании»
· Устав школы
Данная программа направлена на практическую реализацию социального заказа, сформулированного в законе «Об образовании» и предназначена удовлетворить потребности:
|
- Общества – в воспитании молодого поколения граждан, способных к самостоятельной жизни, интеграции в социум;
- Выпускника школы – в его социальной адаптации и свободном выборе дальнейшего маршрута;
- Ученика школы - в получении базового образования по всем предметам, развития в процессе обучения, коррекции дефектов развития в процессе образовательной, воспитательной и трудовой подготовки.
- Родителей учащихся – в качественном образовании детей, их воспитании и развитии.
МБОУ «Навлинская СОШ №2» согласно бессрочной лицензии №__________ от ___________года имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
· I ступень – 1-4 классы.
· II ступень – 5-9 классы.
Виды программ | Срок освоения | Уровень образования, получаемый по завершении обучения | Документ, выдаваемый по окончании обучения |
Программа начального общего образования специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида | 4 года 1-4 кл | Начальное общее образование специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида | |
Программа основного общего образования специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида | 5лет 5-9 кл | Основное общее образование специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида | Свидетельство об обучении |
1. Обучение в начальных классах (I ступень) направлено на развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебной действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
|
2. Обучение на основной ступени (II ступень) направлено на создание условий для становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
3. Основной целью обучения детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) является обеспечение уровня образования, адекватного их возможностям, привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и общения с окружающими;
Основным средством реализации предназначения школы является усвоение учащимися обязательного минимума содержания образовательных программ в условиях надомного обучения.
В процессе реализации образовательной программы в рамках деятельности школы предполагается развитие адаптивной модели образовательного процесса как средства и условия успешного формирования ключевых компетенций школьников.
Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления адаптированной образовательной программы.
Цель:
Создать наиболее благоприятные условия для становления и развития субъектно-субъектных отношений ученика и учителя, коррекция дефектов развития воспитанников с ОВЗ в процессе образовательной, воспитательной и трудовой подготовки, формирование их личности, социальной реабилитации и подготовки подростков к самостоятельной жизни, интеграции в социум.
|
Задачи:
· Обеспечить гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование;
· Создать комфортную педагогическую среду коррекционно-развивающего типа для каждого школьника с учетом своеобразия его личности, которую формируют: окружающая школьная среда (экологическая, педагогическая), педагоги и их взаимоотношения с ребенком, конкретные процессы, происходящие на уроке; общение со сверстниками; родители и их взаимоотношения с ребенком; внеучебное время.
· Обеспечить обучающихся знаниями, способствующими не только предметной подготовке, но и помогающими формированию социального опыта и коррекции личности ребенка на основе индивидуальных возрастных особенностей на всех этапах обучения;
· Гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней;
· Создать основу для адаптации учащихся к жизни в обществе;
· Формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности;
· Формировать ценности здоровья и ЗОЖ у обучающихся;
· Обеспечить обучающихся дополнительными трудовыми навыками через профессионально-трудовую подготовку;
· Обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.
Приоритетные направления:
· Ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;
· Совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;
· Сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;
· Развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.
Прогнозируемый результат
· Успешное освоение школьниками обязательного минимума содержания образования;
· Проявление признаков самоопределения, самоутверждения;
· Обретение качеств: ответственности, самостоятельности;
· Творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять её на практике;
· Удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.
Сформулированные цели и задачи основываются на ряде принципов:
- общедидактических (гуманизации, природосообразности, научности, доступности и нарастающей трудности, наглядности, систематичности и последовательности, связи теории с жизнью, интеграции, деятельностного подхода);
- специфических (научно-теоретических принципов, разработанных в специальной педагогике и специальной психологии): учета зоны ближайшего развития, учета потенциальных возможностей ребенка с нарушениями развития, коррекционно-компенсирующей направленности обучения, профессионального характера трудового обучения, принципа необходимости специального педагогического руководства.
Педагогический коллектив считает, что наиболее значимыми принципами современного образования для нашей школы являются:
-принцип гуманизации, который предполагает, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие воспитанника и обучающегося, приоритетность этого принципа зафиксирована в статье 2 закона РФ «Об образовании», где он характеризуется так: «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека любви к окружающей природе, Родине, семье».
- принцип развития, опирающийся на психопедагогическое представление о «зоне ближайшего развития», предполагает использование таких методик, которые направляют педагогический процесс на развитие творческой мыслительной деятельности и самообразование, обеспечивают оптимизацию умственной деятельности школьника, позволяют развивать самые разнообразные навыки и умения обучающихся.
- принцип индивидуализации,который предполагает учет уровня развития способностей каждого обучающегося, формирование на этой основе индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы, программ воспитания обучающегося, определение направлений повышения их учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребенка.
- принцип дифференциации позволяет сделать реальностью «…общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».
- принцип целостности образования,основанный на представлении о единстве процессов развития, обучения и воспитания. Он реализуется в процессе создания сбалансированного образовательного пространства и позволяет обеспечить адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
- принцип непрерывности,который предполагает создание целостной образовательной системы, органически объединяющей все две ступени основного общего образования.
- управляемость реализацией образовательной программыпредполагает постоянное регулирование и коррекцию образовательной программы на основе мониторинга.
Для достижения образовательных целей и задач реализуются следующие направления деятельности:
-педагогическое
-научно-методическое
- кадровое
- управленческое.
Педагогическое направление деятельности коллектива связано с созданием внутри школы особой образовательной среды коррекционно-развивающего типа, в которой должна произойти смена приоритетов с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень знаний, умений и навыков превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей обучающихся. Хорошими условиями для решения поставленной цели являются система коррекционно-развивающих занятий, конкурсов, олимпиад, практических работ и проектов, имеющих социально актуальный, а не только обучающий смысл, а также дифференцированных по уровням, времени и способам усвоения программ по базовым предметам.
Научно-методическая деятельность педагогического коллектива направлена на разработку и внедрение педагогических средств, необходимых для коррекционно-развивающего и личностно ориентированного образовательного процесса: методик, программ, технологий, отдельных специальных педагогических приемов, нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий, необходимых для достижения образовательных целей.
Кадровое направлениедеятельности школы предполагает повышение психодиагностической культуры педагогов, повышение ИКТ-компетенции, а также подготовку педагогического коллектива к осознанию, рефлексии, анализу имеющегося педагогического опыта, выявлению фрагментов развивающего опыта, согласующегося со стратегическими целями школы, переход с методического на технологический тип мышления, освоение новых норм и образцов педагогической деятельности, направленных на разработку новой технологии организации образовательного процесса – технологии образовательного взаимодействия, экспериментальной апробации системы мониторинга результативности коррекционно-развивающего образовательного процесса.
Управленческая деятельностьнаправлена на создание атмосферы успеха, нацелена на предоставление возможности каждому педагогу реализовать себя, быть востребованным.