Боевые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах ВОВ.




С первых дней войны на фронт добровольно ушли многие спортсмены ДСО профсоюзов, «Динамо», «Спартака», ЦДКА, студенты, учащиеся средних учебных заведений физкультурного профиля.

В рядах защитников Родины были лучшие представители советского спорта, они становились мастерами разведки и саперного дела, рукопашных схваток и снайперской стрельбы, меткими артиллеристами и пулеметчиками. Неоднократный чемпион страны по боксу Николай Королев сражался в партизанском отряде Героя Советского Союза Д.Н. Медведева, будучи его адъютантом. Он дважды выносил с поля боя раненого командира. Многие выдающиеся спортсмены служили в Отдельной мотострелковой бригаде особого назначения (ОМСБОН). Воины выполняли особые задания командования. В одном из отрядов ОМСБОНа находился студент ГЦОЛИФК Борис Галушкин. Он смело ходил в разведку, умело брал «языка», пускал под откос вражеские воинские эшелоны, взрывал мосты. В начале ноября 1944 г. противник окружил партизанскую базу, на которой находился отряд Б. Галушкина. В бою при выходе из окружения лейтенант Галушкин пал смертью героя. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Из ОМСБОН 24 человека удостоены звания Героя Советского Союза. В отрядах народных мстителей «Смерть фашизму» им. К.Е. Ворошилова Минского партизанского соединения были взводы спортсменов. В боях с оккупантами они проявляли образцы отваги и героизма. Боевыми подвигами отмечен путь 13 партизанских отрядов, сформированных из студентов и преподавателей Ленинградского института физической культуры (ИФК) им. П.Ф. Лесгафта. Отряд под руководством преподавателя института Д.Ф. Косицина в течение 1941 – 1942 гг. четыре раза уходил в глубокий тыл врага, выполняя ответственные задания Ленинградского штаба партизанского движения. В 1942 г. за боевые подвиги институт им. П.Ф. Лесгафта был награжден Орденом Красного Знамени. Высокими правительственными наградами были отмечены многие преподаватели и студенты украинского, грузинского, белорусского и азербайджанского ИФК, активно сражавшиеся в Красной Армии и партизанских отрядах. С кровавых полей войны не вернулось много замечательных спортсменов, тренеров, преподавателей и других физкультурных работников. В память о подвигах советских спортсменах до сих пор по традиции проводятся традиционные спортивные соревнования в их честь. 16. Учение П. Ф. Лесгафта о физическом образовании и олимпизм. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы показать значение учения П. Ф. Лесгафта о физическом образовании, всестороннем и гармоническом развитии личности для работы по олимпийскому образованию и воспитанию молодого поколения в наши дни, когда проблемы нравственного воспитания молодежи получили особую остроту и актуальность. Как ни странно, но под этим углом зрения труды и деятельность Петра Францевича Лесгафта в специальной литературе не рассматривались. При подготовке настоящей статьи мы опирались на труды П. Ф. Лесгафта, П. де Кубертена, а также многих отечественных и зарубежных авторов. Прежде всего необходимо уточнить, что представляет собою олимпизм. Под олимпизмом мы понимаем совокупность философских (теоретических), педагогических, морально-этических и организационных идей и принципов, воплощающихся в олимпийском движении и Олимпийских играх как его кульминации. Понятие «олимпизм» впервые выдвинул П. де Кубертен в 1912 году. «Олимпизм, – писал он, – объединяет, как сноп солнечных лучей, принципы, которые способствуют совершенствованию человека». Эти идеи легли в основу Олимпийской хартии, в первых строках которой говорится о гармоничном, всестороннем развитии, об объединении в единое целое достоинств тела, души и разума, о соединении спорта с культурой, высокой нравственностью. Весьма современно также замечание основоположника олимпизма о том, что атлетика «может пробуждать чувства благородные, как и злые, она может быть рыцарской и продажной, мужественной или трусливой, может как укрепить мир, так и привести к войне». Мы можем гордиться тем, что изложенные выше положения перекликаются с научно обоснованными, высказанными еще ранее, независимо от Кубертена, идеями выдающегося русского ученого-энциклопедиста П. Ф. Лесгафта (1837—1909 гг.). Поистине широк круг его научных интересов и знаний: крупнейший анатом, передовой биолог и физиолог, педагог и психолог, теоретик и практик физического воспитания, создавший одну из первых в мире научно обоснованных систем физического воспитания, организатор высшего физкультурного образования в России, поборник женского образования, блестящий лектор, прогрессивный общественный деятель, патриот, гуманист и демократ – таким был Лесгафт. По выражению профессора Е. Н. Медынского, П. Ф. Лесгафт «завершил своей теорией физического образования и разработкой теории семейного воспитания стройное здание прогрессивной русской педагогики XIX века, фундамент которого заложили Герцен и Белинский, а корпус и детали построили Чернышевский, Добролюбов, Пирогов, Толстой и Ушинский». П. Ф. Лесгафт положил начало научному анализу физического воспитания, рассматривая его с позиций анатомии и физиологии, педагогики и психологии. Он одним из первых в мире поставил физическое воспитание в один ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми в школе. Величайшая заслуга Петра Францевича состоит в том, что он научно раскрыл неразрывную связь физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Сердцевиной педагогических взглядов ученого на физическое воспитание явилось положение О ЕДИНСТВЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ РЕШАЮЩЕЙ РОЛИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. Свое учение о физическом образовании он изложил в капитальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888—1901 гг.), 1-я часть которого начинается с исторического анализа развития физической культуры. Видное место в нем занимает изложение постановки физического воспитания в Древней Греции. Отмечая большие достижения греков в этой области, Лесгафт обращает внимание на то, что, хорошо понимая значение гармонического развития личности, благодаря постепенному и последовательному развитию физических сил и ловкости в молодом организме, они побуждали его «к сознательной деятельности и умению владеть собой; укрепляя тело строгими гигиеническими условиями, музыкой и графикой, содействовали его умственному развитию…». Подвергая анализу греческую гимнастику, он обращает внимание на то, что наряду с оздоровительной, эстетической, военной применялась и ЭТИЧЕСКАЯ гимнастика, которая предназначалась для развития посредством упражнений отваги и решительности, сознательного отношения к своим действиям и быстрой сообразительности с тем, чтобы вместе с умственным развитием добиться возможно большей гармонии в душевном состоянии. П. Ф. Лесгафт увидел в греческой гимнастике такие достоинства, которые, найдя научное подтверждение, займут важное место в разработанной им системе физического образования: всестороннее, гармоническое развитие человека, тесная, неразрывная связь и взаимовлияние физического и умственного воспитания, сознательное отношение занимающихся к обучению, соблюдение последовательности и постепенности при применении физических упражнений, умение владеть собой в различных ситуациях. В постановке физического воспитания в Древней Греции, в применении таких упражнений, как бег, метания, игры и другие, в любви афинян к прекрасному, а также в стойкости и ловкости спартанцев Лесгафт видит пример для подражания. Рассматривая публичные состязания в виде Олимпийских, Пифийских, Истмийских и Немейских игр, занимавших важное место в общественно-политической жизни греков, ученый приходит к выводу о том, что лишь в Древней Греции могла идти речь о «ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ и более полной гармонии умственного и нравственного образования и воспитания, чем у какого-либо другого народа до настоящего времени» (там же).

Взгляды ученого на физическое воспитание, его учение о физическом образовании формируются в 80-е гг. XIX столетия. Позади осталась учеба в Медико-хирургической академии, защита с интервалом в три года двух докторских диссертаций (на степень доктора медицины и хирургии), создание такого капитального труда, как «Основы естественной гимнастики» (1874 г.), педагогическая деятельность в Казанском университете, откуда он был уволен без права преподавания за критику неблаговидной ситуации, сложившейся в университете. Впереди – работа в качестве профессора в Петербургском университете, создание на средства своего ученика Серебрякова Биологической лаборатории (ныне Естественнонаучный институт им. П. Ф. Лесгафта) и участие в создании Общества содействия физическому развитию учащейся молодежи, создание Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования – первого Института физической культуры в нашей стране, в котором преподавали крупнейшие ученые того времени. «Курсы» в 1919 г. были преобразованы в Институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта. В 1930 г. он был переименован в Государственный институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Вернемся к системе физического образования ученого. Для лучшего понимания особенностей этой системы необходимо уяснить, почему она называется системой ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. По мнению автора, физическое образование должно решать задачи не только оздоровления, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Таким образом, понятие «физическое образование», по Лесгафту, шире, нежели «физическое воспитание». Физическое образование включает в себя весь процесс формирования организма и личности, в том числе и физическое воспитание. Определяя задачи физического образования, Лесгафт прежде всего останавливается на обосновании неразрывной связи физического воспитания с умственным. С этого вопроса начинает П. Ф. Лесгафт изложение своего «Руководства», системы физического образования. «Умственный рост и развитие, – пишет ученый, – требует соответствующего развития физического». Ссылаясь на исторический опыт, он отмечает, что школа не может существовать без физического воспитания, а физические упражнения должны быть ежедневными и находиться в полном соотношении с умственными занятиями. При этом Петр Францевич отмечает, что выполнение физических упражнений способствует и умственному развитию ребенка. Говоря о необходимости соблюдения правильного соотношения умственного и физического образования, П. Ф. Лесгафт считает, что, «как одностороннее физическое развитие приводит только к проявлению деятельности недостаточно умственно проверенной и направленной, так и одностороннее развитие умственное непременно связано с недостатком объективной проверки…». Исходя из тесной взаимосвязи умственного и физического развития, П. Ф. Лесгафт придает важное значение методу слова при обучении. При этом последующий показ упражнений двигательного действия выступает в качестве проверки учеником правильности представления об упражнении. Петр Францевич рассматривает человека как целостный организм и одновременно как личность. Нельзя не согласиться с мнением профессора И. Н. Решетень, которая отмечает, что из этого вытекают важнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соответствующих им сторон воспитания. П. Ф. Лесгафт видит главную задачу школы «в содействии выяснению значения личности человека и в ограничении произвола его действий». Выяснение значения личности Лесгафт понимал как осознание человеком своего места в жизни общества. Ограничение произвола действий он рассматривал как самообладание, сознательное владение своими поступками, подчиненное твердым нравственным установкам. Эта задача, хотя и связана с умственным воспитанием, является в своей основе задачей нравственного воспитания. Важнейшее средство для достижения этой цели Лесгафт видит в физическом образовании, в частности, в играх. Недаром он уделяет чуть ли не целый том описанию подвижных игр с усложнениями правил в зависимости от возраста занимающихся, при этом подчинение играющего правилам Лесгафт рассматривает как важное средство воспитания самодисциплины. Таким образом, нравственное воспитание играет ведущую роль в учении П. Ф. Лесгафта о физическом образовании. В педагогическом процессе, полагает ученый, воспитательные и образовательные цели сливаются, становятся общими. По его мнению, надо «содействовать возможно большей сознательности в проявлениях и действиях молодого человека и устойчивости его нравственного характера» Несмотря на распространенное в литературе мнение о том, что П. Ф. Лесгафт был противником спорта, имеются сведения, согласно которым он проявлял интерес к современному олимпийскому движению. Так, он выступал с лекцией о физическом совершенствовании человека вместе с Н. С. Риттером, который рассказывал о первых Олимпийских играх современности, состоявшихся в Афинах, очевидцем которых он был. А. Д. Бутовский познакомил Пьера де Кубертена со взглядами П. Ф. Лесгафта на физическое воспитание. Основоположник олимпийского движения проявил большой интерес к идеям русского ученого и дал им высокую оценку: «Я был восхищен совпадением наших мыслей». Изложенное позволяет сделать следующее краткое заключение. Система физического образования П. Ф. Лесгафта является одной из первых в мире научно обоснованных систем физического воспитания, будучи построенной на прочном фундаменте биологических (естественных) наук, педагогики и психологии. Многогранная теоретическая и практическая деятельность автора системы явилась важным научно-педагогическим источником, на который опирались последующая теория и методика физического воспитания. Рассмотрение физического воспитания на уровне физического образования, что осуществлено П. Ф. Лесгафтом, открыло новый этап в складывавшейся науке о физическом воспитании. Научно обосновав связь физического воспитания с умственным и эстетическим воспитанием при решающей роли нравственного, ученый тем самым одним из первых в мире поставил физическое воспитание в ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми в школе. Вместе с тем учение Лесгафта о физическом образовании явилось одной из важных предпосылок относительно быстрого восприятия и распространения в России олимпийских идей. Но значение теоретического наследия П. Ф. Лесгафта не ограничивается прошлым. В наши дни оно, особенно идея о решающей роли в формировании личности нравственного воспитания, не только не утратило своего значения, но и возросло. Наши изъяны, упущения в сфере нравственности еще ярче высветили непреходящее значение педагогических выводов, открытий великого русского ученого. 17. Античные олимпийские игры. Итак, как же все началось? Давным-давно в Греции, жили-были люди и боги. И иногда боги уделяли внимание людям, в результате чего получались полукровки — люди, наделенные сверхчеловеческими способностями. Одним из таких полубогов являлся всем нам известный Геракл, о похождениях которого рассказано во многих источниках. Именно он, по одной из версий, и стал прародителем Олимпийских игр, победив в беге своих 5 братьев, и получив в награду венок из дикого дерева оливы. С тех пор Игры Олимпиады стали проводиться каждые 5 лет, на Пелопонессе в Олимпии. Это, как говорится, присказка — часть красивого мифа. Если же следовать истории... По одним данным годом возобновления Олимпийских игр считается 884 год до нашей эры, по другим же 828 г. до н. э. Возродил Игры царь Элиды (северо-западная область греческого полуострова Пелопоннес). На время проведения Игр Олимпиады устанавливалось священное перемирие, во время которого, сначала в Элиде, а затем и во всей Элладе (одно из названий Греции), запрещалось вести войны.
В соревнованиях могли принять участие только чистокровные греки (эллины), остальные же, считавшиеся варварами, могли только наблюдать. Позднее было сделано исключение в пользу римлян. Женщины были лишены права присутствовать на Олимпийских играх, за исключением жриц богини Деметры, но могли стать олимпийскими чемпионами, например, прислав на соревнования свою колесницу. Состязания стягивали большое количество, как простых зрителей, так и торговцев, которые могли заключить выгодные сделки, а также художников, поэтов, знакомивших людей со своими творениями.
Начинались Игры в первое полнолуние после дня летнего солнцестояния (в наше время это 20 или 21 июня) и длились 5 дней. Одна часть из этих дней была посвящена состязаниям, другая религиозным обрядам и пирам в честь победителей. Античные Олимпийские игры включали в себя следующие соревнования:

Бег (бег на стадию — 192 метра, двойной бег — 2 стадии, долгий бег — 7 стадий, бег гоплитов — бег на 2 стадии в шлеме, поножах и со щитом);
Единоборства (бокс, панкратион — рукопашный бой и борьба);
Пентатлон (пятиборье — бег на стадию, метание диска, метание копья, прыжок и борьба);
Скачки (гонки колесниц, скачки на лошадях);
Соревнования трубачей и герольдов (были введены в 508 году до нашей эры, с целью показать, что в здоровом теле и дух здоровый, способный воспринимать прекрасное).

Порядок проведения состязаний объявлялся на белой вывеске. Производилась жеребьевка, в результате которой оглашалось время того или иного соревнования и порядок выступления олимпийцев. Победителей ставили на треножник из бронзы, в руки давали пальмовые ветви и награждали оливковым венцом. Кроме славы, победитель получал различные привилегии от государства, за которое он выступал. За ходом состязаний наблюдали судьи — элланодики, которых сначала было двое. Позднее их число составляло 9, 10, 12 и 8 человек. Судьи носили пурпурные одеяния и располагались на особых местах. В их распоряжении был отряд специальных воинов, для наблюдения за порядком. Перед началом соревнований все спортсмены, желающие принять участие в Играх, должны были доказать судьям, что не менее 10 месяцев были отданы подготовке и принести клятву перед статуей Зевса. За месяц до начала Олимпиады, участники, должны были показать элланодикам свое искусство, в специальной Олимпийской гимназии. Это лишь небольшое изложение про Античные Олимпийские игры, которые завершились, как и многое из прекрасного, с приходом христианства в 394 г. и были возрождены великим французом, бароном Пьером де Кубертеном, в 1896 году. 18. Ф.К. Древнего Рима. В VIII—VI вв. до н.э. территория Древнего Рима была заселена различными племенами, жившими родовым строем. Постепенно в римском обществе происходило расслоение на классы. Формировалось рабовладельческое общество с характерным для него выделением класса рабовладельцев и класса рабов. Своеобразие экономического и политического развития, особенности военной организации рабовладельческого Рима обусловили формирование иных методов физического воспитания, чем в Греции. Римляне, укрепляя свои позиции в борьбе с соседями, избавились от власти этрусских царей и от заимствованных у греков и нежелательных для них обычаев состязательных общеэллинских игр.
Тит Ливий утверждал, что “Рим стал главой всего мира... нет человеческих сил, способных противиться” римским легионерам. В честь одной из военных побед древнеримских царей в IV в. до н.э. были учреждены Римские игры, в программу которых входили акробатические упражнения и езда на колесницах. Основная их цель - развлечение, торжественные шествия и чествование отличившихся в боях. Местом проведения Римских игр был цирк, расположенный в низине между Авентинским и Палатинским холмами.
О системе домашнего воспитания детей и подростков рассказал в своих сочинениях Катон Старший (III-II вв. до н.э.). Всю ответственность за воспитание будущего воина - участника состязательных игр возлагали на отца. До достижения детьми 15-летнего возраста отец сам объяснял сыновьям законы жизни, учил гимнастике, чтению, письму. С 15 лет они определялись в лагеря, где назначаемые сенатом “сеньоры” учили их военному делу, устраивали игры и походы, а затем в торжественной обстановке надевали молодому легионеру тогу, символизирующую его принадлежность к определенному сословию рабовладельцев.
В римских школах (элементарной, грамматической и риторской) физическое воспитание уже не занимало такого значительного места, как в Греции. Физической подготовке уделялось большое внимание только при обучении воинов, так как для ведения многочисленных войн необходимо было иметь огромную боеспособную армию.
По словам Ф. Энгельса, римляне создали «... систему обучения каждого отдельного воина, еще более целесообразную, чем спартанская.... Обучение воина было очень суровым и было рассчитано на развитие в нем всеми возможными способами физической силы. … Бег, прыганье, скачки, лазанье, борьба, плавание — сперва без одежды, потом в полном вооружении — широко практиковались помимо регулярного обучения обращению с оружием и различным движениям. Продолжительные марши в тяжелом походном порядке, причем каждый воин нес на себе от 40 до 60 фунтов (18 — 27 кг — прим. автора), совершались с быстротой 4 миль в час (около 7 км в час — прим. автора). В военное обучение входило также обращение с окопным инструментом и быстрое устройство укрепленного лагеря. И не только новобранцы, но и легионы ветеранов должны были заниматься всеми этими упражнениями, чтобы сохранять телесную свежесть и гибкость и оставаться привычными к усталости и лишениям».
Во II—I вв. до н.э. в римском обществе усиливаются политические и экономические противоречия. Обостряется классовая борьба, разлагается аристократическая верхушка - нобилитет (нобиль — знатный), загнивают социальные устои общества, появляется масса деклассированных элементов. Ведется ожесточенная борьба за власть, за места в государственном аппарате.
В этих условиях большое значение приобрели цирковые игры и всевозможные зрелища и состязания, использовавшиеся господствующим классом в целях отвлечения масс. Вспомните знаменитые слова «хлеба и зрелищ». Первоначально римляне в качестве зрелищ устраивали погребальные игры, заставляя рабов во время похорон драться насмерть. Бой первых трех пар гладиаторов (от лат. “гладиус” - меч) для публики был проведен в Риме на похоронах сенатора Перы в 264 г. до н.э. В дальнейшем такие сражения объявляются частью цирковых зрелищ. Римские архитекторы создали для зрелищ специальный, новый тип здания - амфитеатр, рассчитанный на несколько десятков тысяч зрителей. Первый в Риме грандиозный амфитеатр - Колизей - был построен в 80 г. н.э. В играх, которые проводились в цирках и амфитеатрах, большое внимание уделялось организаций соревнований по фехтованию, кулачному бою, борьбе и езде на колесницах.
В конце I в. до н.э. в Риме - устанавливается военно-рабовладельческая диктатура, для которой - характерно наиболее отчетливое расслоение римского общества. С одной стороны, появляется небольшая кучка роскошно живущих богачей, а с другой — растут огромные армии нищего населения Рима. Именно в этот период толпы разоренных римлян требовали «хлеба и зрелищ». Особый размах получили гладиаторские бои.В последний период существования Римской республики и особенно в начале провозглашения империи (I в. до н.э.) гладиаторские бои превращаются в кровавую забаву римлян. Наряду с боями в амфитеатрах, проводились морские гладиаторские бои (навмахии) и бои со зверями.
Гладиаторами в основном были рабы и военнопленные. Для подготовки гладиаторов создавались специальные школы, которые возглавляли ланисты. Крайне тяжелое положение гладиаторов явилось причиной многочисленных восстаний. Наиболее крупным из них было восстание под руководством Спартака (74—71 гг. до н.э.). В. Ленин по этому поводу писал: «В течение ряда лет всемогущая, казалось бы, Римская империя, целиком основанная на рабстве, испытывала потрясения и удары от громадного восстания рабов, которые вооружились и собрались под предводительством Спартака, образовав громадную армию». Спартак сам блестяще владел орудием, отличался большой физической силой и выносливостью. Он использовал хорошую физическую подготовку гладиаторов и их умение владеть оружием для борьбы за свободу. В 71 г. до н.э. восстание Спартака было жестоко подавлено. В память о нем комплексные спортивные соревнования назвали Спартакиадами.
Римские императоры использовали разнообразные атлетические состязания, чтобы привлечь массы населения на свою сторону. Император Нерон в 60 г. н.э. организовал праздник Неронеи с состязаниями атлетов и соревнованием колесниц. В 86 г. н.э. Домициан учредил Капитолийские игры, в которых наряду с атлетами выступали певцы, декламаторы и музыканты.
В 404 г. н.э., через 10 лет после запрещения древнегреческих олимпийских игр, гладиаторские бои также были запрещены.
Длительный кризис рабовладельческого способа производства, многочисленные восстания рабов, распад рабовладельческой военной организаций обусловили гибель рабовладельческого общества. Эти же причины привели к упадку и рабовладельческую физическую культуру.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА
История физической культуры в Древнем Риме, достиг­шем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры.

Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно заниматься спортом. Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Это связано с рядом причин.

1. Физическая подготовка юношей до 16 – 17 лет до службы в армии являлась задачей семьи. И только в IV в. до н.э. было создано учебное заведение под названием «лу­дус», где велась физическая подготовка. Это была попытка скопировать греческие учебные заведения.

2. Для народных масс Римской империи основным развлечением были бои гладиаторов и состязания колесниц.

3. Физические упражнения были средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.

4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего.

Древний Рим подарил миру классическую систему военно-физической подготовки, которую перенимали во многих армиях.

В римской армии существовала суровая высокоорганизованная система тренировки легионеров. Физическая подготовка римских воинов достигалась главным образом в процессе полевых учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров включались бег по местности с преодолением препятствий, различные прыжки, в том числе и с подручными средствами, действия с холодным оружием и без него – рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубежей. Воины совершали марш-броски, продолжительные по­ходы в полном боевом снаряжении, учились возводить укрепления, пользоваться осадными машинами и катапультами, что требовало большой физической силы и выносливости. Для обучения воинов применялись своеобразные тренажеры – штурмовые лестницы, чучела для фехтования, деревянная лошадь для обучения приемам верховой езды.

Физическая и духовная подготовка воинов были раздельными.

Каждому периоду истории существования Древнего Рима были присущи свои особенности развития физической культуры. 19. Физическая культура эпохи Возрождения. Возрождение - период в истории культуры XIV-XVI веков, тогда определяющими в ускоренном развитии естествознания, философии, литературы, искусства, педагогической мысли и физической культуры стали общественное влияние и антифеодальное мировоззрение поднимающейся городской буржуазии. Его основу составило развитие экономики, в котором сочетались прогресс ремесел, торговли, транспорта, географические открытия. Новое мировоззрение Возрождения служило потребностям и интересам складывавшейся в класс буржуазии, выражало ее взгляды. Его идеалом был "Homo universale" - всесторонне развитый человек, продукт того "исторического момента", когда основанные на разделении труда материальные условия способствовали появлению личности в современном смысле слова, широкому развитию ее способностей и связей между людьми.

В формировании сложившейся под воздействием этих общественно-экономических факторов физической культуры эпохи Возрождения участвовали два тесно взаимосвязанных идейных течения: Гуманизм и Реформация.

Гуманизм вместо теологической культуры средневековья ориентировался на культуру, педагогику, систему ценностей и нормы поведения, в центре которых находился человек. Сюда относились обучение дворянской и буржуазной молодежи классическому искусству, музыке, литературе; усвоение модных естественнонаучных знаний; знание военного дела; увлечение красотами природы; определенные навыки в охоте, играх, танцах, соревнованиях - словом, формирование таких потребностей и такого подхода, когда для подрастающего поколения "ничто человеческое не чуждо".

Реформация противопоставляла иерархической, авторитарной вере религиозность, основанную на индивидуальных восприятиях и побудительных мотивах, создавая соответствующие ей систему воспитания и образ жизни. Культура гуманизма, в центре которой находился человек, в немалой мере подготовила появление религиозной культуры, вызванной к жизни Реформацией. Хотя Реформация противостояла светскому взгляду гуманистов на жизнь, однако в требовании восстановить былую чистоту религии она отрицала главный институт идеологии феодализма - папство.

Заключение

Весь период Средних веков целиком не представлял, да и не мог представлять собою застоя в развитии физической культуры людей. Несомненно, были такие области - способы гребли, школьное физическое воспитание, система регулярных соревнований, где результаты древних веков превзойти не удалось. Выходя за рамки европейского эгоцентризма и характерного для него ограниченного подхода, можно констатировать, что в целом физическая культура в этот период означала определенный шаг вперед даже по сравнению с физической культурой рабовладельческих полисов.

История физической культуры эпохи средних веков имела две наиболее заметные характерные черты. Одна из них заключалась в том, что наряду с господствующими классами народ продолжал развивать свою систему гимнастических упражнений и обычаи.

Другая характерная черта заключалась в том, что, несмотря на относительно ограниченные рамки физической культуры, элементы движения приобрели такие своеобразные стилизованные формы, которые, освободившись от элементов ритуального характера, составили основу развития современного европейского спорта.

20. В конце XV-начале XVI в. происходило активное завоевание народов Южной и Центральной Америки испанскими и португальскими колонизатора­ми (конкистадорами). Преимущество европейцев состояло в применении огне­стрельного оружия и лошадей, неизвестных еще на этом континенте. Большин­ство племен, населявших эти территории, жило в условиях первобытного общества, и лишь у некоторых, расселившихся на западном побережье Южной Америки (территория современного Перу) и в Центральной Америке (на тер­ритории современной Мексики), были более развитые производственные и общественные отношения.

Они еще не знали железа, оружие изготавливали из камня или бронзы. Пле­мена часто вели между собой войны за лучшие территории. Поэтому их воин­ская подготовка включала длительные пешие переходы, бег, управление челно­ками, борьбу. Неиспользование животных в качестве средств передвижения приводило к широкому применению бега на длинные дистанции.

Обряды инициаций при переводе юношей в разряд взрослых включали в себя серьезные испытания как физической, так и волевой силы претендентов.

Многие археологические находки указывают на то, что у этих племен были известны различные игры с мячом, благо добываемый из сока гевеи каучук спо­собствовал их изготовлению.

У племени ольмеков, расселенных на берегах залива Гольф и в Ла Венте, ритуальные игры в мяч проводились уже в XIV в. до н.э. Ученые предполага­ют, что огромные каменные головы, найденные в окрестностях Ла Венты, представляют собой памятники воинам, побеждавшим в ходе таких игр. Най­дено немало настенных рисунков, относящихся к VI-IX вв. н.э., изображав­ших игры в мяч. Свидетельства испанских конкистадоров также указывают, что местные племена виртуозно владели мячом, в некоторых играх применя­ли инвентарь наподобие клюшки, в других же - ударяли по мячу различными частями тела.

У диких племен ирокезов, тольтеков, дакотов и маскогов игрой в мяч зачастую разрешались территориальные и иные спорные вопросы. Здесь наверняка присутствовали магические верования в свойства мяча и способно­сти воинов отождествлялись с умением пользоваться клюшкой и мячом.

Наиболее высокий уровень цивилизации в XV в. был у ацтеков (населявших территорию современной Мексики), майя (п-ов Юкатан) и инков (современ­ное Перу).

Воины ацтеков и майя проходили разностороннюю воинскую подготовку: в совершенстве владели фехтованием на палках, искусно применяли лассо, а в качестве оборонительного оружия - щит, который использовался против копьев, посылаемых в противника при помощи специальных метательных приспособлений. Одним из основных видов оружия был томагавк - деревян­ная булава с камнем на конце. Томагавк применяли и как метательное оружие, и в ближнем бою.

Найденные рельефные рисунки в Чичен-Ице свидетельствуют о том, что у ацтеков и майя существовали обычаи человеческих жертвоприношений.

Проигравшие в поединках на томагавках, копьях, в беге, борьбе и даже в игре в мяч приносились в жертву богам.

Эти племена проводили военные праздники по поводу посвящения молоде­жи в воины, или по случаю победы в войне, или просто в честь наступления нового времени года.

Испанский историк XVII в. Антонио де Херрера описывает один из таких праздников у народов майя, главным действием которого была игра в мяч между командами воинов и жрецов. Правила игры отвечали магическим веро­ваниям этих людей. Траектория полета мяча, по их мнению, означала счастье или несчастье, ожидающие народ. И поэтому неудачливых игроков, неумело обращавшихся с мячом, могла ждать смертельная кара от зрителей - других членов племени.

По свидетельству историков, у этих народов были известны в некотором роде и спортивные игры, напоминающие современные баскетбол и сквош. Най­дены площадки с двумя каменными кольцами, прикрепленными на большой высоте и расположенными на противоположных стенах. За победу в игре команда-победительница получала призы.

Государство инков было самым могущественным в Южной Америке до заво­евания их в XVI в. испанцами. За успехи в военном деле их называли «римля­нами Нового Света». В воспитании молодежи большое внимание уделялось боевой подготовке. Ежегодно проводились состязания, на которых молодежь демонстрировала свои физические качества: силу, выносливость, ловкость. Дети знати инков проходили суровую школу воинской подготовки. По достижении 16-летнего возраста они подвергались испытанию в беге на дистанцию 8 км, прыжках в высоту и длину, метании копья и камней, метанию с помощью пращи, стрельбе из лука, а также борьбе. Сдавшие испытания пере­ходили в общество взрослых, получая соответствующие этому званию права.

Одновременно с колонизаций Центральной и Южной Америки проходило освоение англичанами и французами Северной Америки. Французы первыми открыли Канаду. Жившие там северные племена находились в условиях перво­бытнообщинного строя. Однако они прекрасно владели копьем, мастерски управляли челноком.

Распространены были состязания по бегу, борьбе как на суше, так и на воде, спуски на санях с гор. Популярной среди индейцев была игра в мяч на льду при помощи палок. Историки утверждают, что английские солдаты-колонизаторы, подсмотрев эту игру у индейцев, создали хоккей с шайбой.

Как правило, игры носили воени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: