Магистранта специальности 1-25 80 04




ОТЧЕТ

О научно-исследовательской практике

магистранта специальности 1-25 80 04

«Экономика и управление народным хозяйством»

Учреждение образования «Частный институт управления и предпринимательства»

 

Магистрант Г.В. Петрашевич

 

Руководитель практики

от организации И.С. Буров

 

Научный руководитель

от института И.С. Буров

 

Минск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВведЕние..…………………………………………………...........................  
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫПРАКТИКИ ………………………..  
  1.1 Методология научного исследования …….………………..................  
  1.2 Характеристика отрасли строительства Республики Беларусь ……...  
  1.3 Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность отрасли строительства Республики Беларусь.........................…………….  
  1.4 Анализ статистических данных и аналитических материалов, отражающих развитие строительной отрасли Республики Беларусь …...  
2 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.................................................................  
  2.1 Предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма развития отрасли строительства……............  
Заключение…………………………………………………………………  
Список использованных источников…………………………..  
ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь  
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Предлагаемая структура управления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Целью научно-исследовательской практики является закрепление и углубление теоретической подготовки магистранта и изучение им современных подходов к методологии экономического исследования, в том числе структуры и порядка выполнения квалификационной диссертационной работы.

Задачи практики:

1. Закрепление знаний, умений, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин, освоение образовательных (в том числе инновационных) технологий;

2. Расширение и углубление знаний и умений на основе самостоятельного изучения научной, научно-методической литературы, информационно-аналитических материалов, статистических и нормативно-правовых источников, а также результатов собственных исследований;

3. Развитие личностных качеств магистрантов, определяемых общими целями образовательной программы магистратуры, в том числе коммуникативности и ответственности, позволяющих решать социально-профессиональные, организационно-управленческие и воспитательные задачи; приобретение профессиональной компетентности и применение современных методов и подходов к самостоятельному экономическому исследованию и прогнозированию.

Строительная отрасль Республики Беларусь занимает одно из ведущих мест в экономике страны. Это многопрофильная и многофункциональная структура. Стратегию развития отрасли определяет Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Основные усилия ученых отрасли направлены на решение важнейших проблем строительного производства – снижение стоимости, материало- и энергоемкости строительства и улучшение его качества. В процессе строительства формируется материальный базис функционирования всех остальных отраслей экономики – производственные здания и сооружения, дороги, здания общественного назначения. Однако и динамика других отраслей экономики влияет на объемы строительства.

Основной стратегической задачей предприятий строительной отрасли является экспорт товаров и услуг.

1.1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫПРАКТИКИ

 

 

1.1 Методология научного исследования

 

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Объект методологии – процесс научного исследования в его целостности.

Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Методологический подход – это методологическое направление, методологическая позиция, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения.

Методологические подходы:

Религиозный подход считает высшей ценностью движение человека к Богу, спасение Души;

Всемирный признает высшей ценностью получение материальных благ;

Локальный – высшей ценностью является долголетие человека;

Системный подход – это подход, при котором любой объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь;

Гуманистический подход – оптимистический взгляд на природу человека;

Культурологический подход состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии;

Сциентистский подход – общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром;

Холистический подход – базируется на непосредственной целостной взаимосвязи материального и духовного. Концепция целостности всего сущего – это ключевая концепция холизма;

Синергетический подход – совокупность принципов, основой которой является рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем;

Герменевтический подход – это теория понимания, постижения смысла;

Антропологический подход – это подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого;

Феноменологический подход – это взгляд, в соответствии с которым социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий окружающей среды;

Эзотерический подход – это комплекс наук и учений, изучающих скрытую сторону существования человека и окружающего его мира;

Метод научного исследования – это система принципов, правил, приёмов и требований, которыми следует руководствоваться в процессе исследования.

Практические методы научного познания: наблюдение, измерение и эксперимент.

Логические методы: доказательство, опровержение, подтверждение, возражение, интерпретация, объяснение, оправдание.

Эвристические методы: метод «мозгового штурма», метод коллективного поиска оригинальных идей, метод эвристических вопросов, метод свободных ассоциаций, метод инверсии, метод эмпатии.

Экономическая теория – это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Научные методы экономических исследований:

Научный метод экономического исследования – это способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании объекта.

Научные логические методы экономического исследования разделяют на количественные и качественные.

Количественный метод базируется на использовании измеряемых величин, как правило, выраженных в виде чисел;

Качественный метод экономического анализа основан на словесном описании, интерпретации, истолковании и объяснении свойств изучаемого объекта.

Эмпирические методы экономического исследования: экономическое наблюдение и экономический эксперимент.

Теоретические методы:

Экономический анализ – это разъединение в экономическом познании фрагментов какого-либо целого на его составные части;

Экономический синтез – это объединение в нечто единое целое частей, свойств, элементов, выделенных посредством экономического анализа;

Экономическая аналогия;

Экономическое моделирование – это разработка моделей, отражающих различные стороны хозяйственной деятельности, т.е. создание аналогов, воспроизводящих те или иные стороны хозяйственной деятельности человека;

Экономическая индукция основана на переходе от частных экономических фактов к общим выводам и положениям;

Экономическая дедукция основана на переходе от общих, уже доказанных утверждений относительно экономических теорий или фактов к более частным выводам и положениям;

Экономическая интерпретация;

Формализация экономического знания;

Исторический метод в экономическом исследовании основан на изучении хозяйственных процессов или объектов в хронологически последовательных фазах их существования;

Эволюционный метод;

Статистический метод – важнейший метод экономической науки, широко используемый в различных исследованиях хозяйственных процессов;

Экономическая статистика – это раздел статистики, обеспечивающий государство и гражданское общество информацией о цифровых параметрах развития экономики и связанных с ней социальных процессов.

Метод моделирования;

Математический метод – важнейший метод экономической науки, получивший своё фундаментальное развитие, начиная с середины XIX века.

Метод экономико-математического моделирования позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, их закономерности, последствия возможности и издержки влияния на ход изменений а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

В процессе использования экономико-математических методов в экономическом анализе осуществляется построение и изучение экономико-математических моделей, описывающих влияние отдельных факторов на обобщающие экономические показатели деятельности организаций.

Формализация – это гносеологический метод, основанный на выявлении и фиксации формальной структуры исследуемого процесса или явления, а также приписывающий содержательным элементам процесса (или явления) некоторые абстрактные символы и значения; результатом процесса формализации является создание формализованной модели процесса или явления, позволяющей получить об этом процессе или явлении новое знание и информацию.

Важным достоинством процесса формализации является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто формальным путем (через оперирование знаками, формулами) без непосредственного обращения к этому объекту. Здесь отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях объектов.

Важнейшей составной частью формализации является ее символизация, которую можно определить как разработку системы определенных условных обозначений в рамках создания искусственного языка науки. Символизация традиционно начинается с применения специальных научных терминов, которые постепенно заменяются определенными символами, а символы, группируясь и комбинируясь друг с другом, превращаются в искусственный, специальный язык науки, понятный лишь данной группе исследователей.

Математизация – это специфический метод формализации научного и всякого иного знания, основанный на использовании процедур измерения, сравнения и счёта.

Логико-гносеологический смысл математизации заключается в выделении формальной структуры объекта и оперировании с ней. В случае математизации такое формальное оперирование сводится к количественным, численным процедурам: измерению, сравнению и счету.

Эконометрика – самостоятельная научная дисциплина, объединяющая совокупность теоретических результатов, методов и моделей, предназначенных для того, чтобы на базе: экономической теории, математической статистики и экономических измерений, математико-статистического инструментария – придавать конкретное количественное выражение общим (качественным) закономерностям, обусловленным экономической теорией.

Основным способом эконометрических исследований является эконометрическое моделирование. Последнее представляет собой разновидность математического и статистического моделирования.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

 

1.2 Характеристика отрасли строительства Республики Беларусь

 

Строительная отрасль включает строительство, как вид деятельности и совокупность организаций, ориентированных на управление, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, подготовку кадров, обеспечение отрасли материально-техническими ресурсами.

Строительное предприятие – предприятие, которое действует в сфере строительства и осуществляет научные, экспериментальные, изыскательские и проектные работы, добычу сырьевых ресурсов и их переработку, изготовление материалов, изделий и конструкций, возведение всех видов зданий и сооружений, транспортное обслуживание.

Строительная деятельность (строительство) – деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ;

Объектом строительства является здание, сооружение или инженерная система, на строительство (расширение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство или ремонт) которых разрабатывается проектная документация.

Виды строительства:

– Промышленное (заводы, фабрики);

– Транспортное (дороги, мосты, тоннели);

– Гражданское (жилые дома, общественные здания);

– Социальное (арены, спортзалы, торгово-развлекательные центры);

– Военное (объекты военного назначения);

– Гидротехническое (плотины, дамбы, каналы, водохранилища).

Государственное регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами.

Законодательно-нормативную и научно-техническую политику в отрасли осуществляет Министерство архитектуры и строительства.

Министерство архитектуры и строительства занимается вопросами инвестиционной деятельности в строительстве, технического нормирования, стандартизации, лицензирования, нормативно-правового регулирования, обеспечения государственного строительного надзора, регулирует вопросы градостроительства, создаёт нормативные базы в области архитектурных и строительных работ. Министерство архитектуры и строительства подчиняется Совету Министров и является специально уполномоченным государственным органом управления в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Беларусь.

Со времени образования этим органом государственного управления проведена работа по разработке и реализации государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З, контроль и надзор в области строительной деятельности возложен на органы государственного строительного надзора.

Государственный строительный надзор является составной частью системы государственного регулирования строительной деятельности на территории Республики Беларусь и осуществляется в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства, соблюдения установленного порядка строительства объектов, государственной защиты интересов потребителей строительной продукции и общества.

Главной задачей органов государственного строительного надзора является надзор за соблюдением участниками инвестиционной деятельности, осуществляющими строительство, требований законодательства Республики Беларусь, нормативно-технической и утвержденной проектно-сметной документации.

Единую систему органов государственного строительного надзора составляют: Департамент контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации, подчиняется Совету Министров; Инспекции Департамента по областям и г. Минску, специализированная инспекция Департамента. Органы государственного строительного надзора выдают в пределах своей компетенции заключения о готовности объектов строительства к приемке в эксплуатацию [8].

Приемочный контроль осуществляется приемочной комиссией по завершении всех строительно-монтажных работ. После него она принимает решение о готовности объекта к вводу в эксплуатацию.

В состав приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов включаются представители застройщика (заказчика и подрядчика – в случае заключения договора строительного подряда), разработчика проектной документации, эксплуатационной организации при ее наличии, местного исполнительного и распорядительного органа.

В отрасли осуществляет свою деятельность рабочая группа по проблемным вопросам строительной отрасли. В состав рабочей группы вошли представители Администрации Президента, комитетов госконтроля и госбезопасности, МВД, Минстройархитектуры, Госкомимущества, строительных и проектных организаций.

Рабочая группа по проблемным вопросам в строительной отрасли проводит выездные заседания в регионах Беларуси. Одной из главных задач решаемых рабочей группой по проблемным вопросам строительной отрасли является вопрос об объектах незавершенного строительства. Функции контроля и мониторинга объектов сверхнормативного незавершенного строительства возложены на городские и районные исполнительные комитеты. Ответственность за надлежащее выполнение контрольных мероприятий возложена на председателей исполнительных комитетов. Нормативный срок эксплуатации (службы) объекта строительства указывается в проектной документации.

Холдинг – объединение юридических лиц (участников холдинга), в котором, одно из юридических лиц (коммерческая организация) является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами – участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании владения 25% и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга.

Одна из главных тенденций на мировом рынке в строительстве – консолидации предприятий путем создания крупных холдингов, предусматривающих оказание широкого спектра строительных услуг. На мировом рынке в разрезе видов строительных услуг наибольший удельный вес приходится на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и строительство объектов топливного комплекса.

На международном рынке строительных услуг доминируют несколько крупных подрядчиков, их экспорт строительных услуг связан с крупномасштабными проектами.

За последнее время в Китае сформировались мощные строительные холдинги, за которыми стоят как государственные банки, так и частный капитал. Оборот одной из крупнейших китайских строительных корпораций China State Construction Engineering Corp. составляет 66 млрд. долларов в год.

Крупнейшие международные инженерно-строительные холдинги распространены по всему миру: Hochtief AG (Германия), Skanska AB (Швеция) и Lend Lease Group (Австралия).

Примером китайского финансово-строительного холдинга может служить Компания CITIC (China International Trust and Investment Corporation). Эта компания известна в Беларуси в связи с реализацией инвестиционных проектов по модернизации белорусских цементных заводов. Компания CITIC Сonstruction Co., Ltd. входит в состав крупнейшей китайской государственной корпорации CITIC Group.

Находясь в подчинении Госсовету КНР, корпорация успешно работает в финансово-инвестиционной, торгово-коммерческой и производственной сферах как в Китае, так и во многих других странах. В ее состав входят два коммерческих банка, свыше пятидесяти дочерних компаний и филиалов в Китае и одиннадцать компаний и представительств за рубежом, а также семь листинговых компаний на Нью-Йоркской, Гонконгской и Австралийской фондовых биржах. Общее число работников корпорации во всем мире – более 70 тыс. человек.

В состав корпорации входит 44 дочерних компаний и банков, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность, как в Китае, так и за рубежом (в США, Канаде, Австралии и т.д.). Компания CITIC представляет собой сервисный холдинг, объединение строительных компаний, принадлежащих крупным финансовым группам и предназначенные для обслуживания интересов материнской (управляющей) группы в части обеспечения строительно-монтажными услугами и услугами по управлению реализацией инвестиционно-строительных проектов.

Усилению позиций на зарубежном строительном рынке отечественных строительных и промышленных организаций может способствовать только их консолидация (создание интегрированных компаний), которые могут продвигать на экспорт комплексные строительные услуги и строительную продукцию. Процессы глобализации экономики способствуют тому, что международная торговля строительными услугами и строительными материалами ведет к укрупнению поставщиков строительных услуг, формированию стратегических союзов и иным формам сотрудничества, позволяющим как расширить географический охват мировых рынков, так и повысить комплексность удовлетворения потребностей заказчиков.

В зарубежных странах наиболее распространенными формами строительного холдинга являются: финансово-строительные и промышленно-строительные холдинги. Преимущества корпоративных интегрированных структур в строительной отрасли можно реализовать лишь тогда, когда это структуры, объединенные главной целью на основе соблюдения общих интересов их участников [19].

Setl Group является одним из крупнейших финансово-промышленных объединений Северо-западного региона России. Сегодня Setl Group – многопрофильная инвестиционно-промышленная группа, развивающая свою деятельность как в России, так и за её пределами. Холдинг консолидирует ряд компаний, специализирующихся на девелопменте, услугах генерального подряда, продаже стройматериалов, брокерских операциях на рынке недвижимости, консалтинге и информационных технологиях.

Холдинг объединяет такие известные бренды, как «Петербургская Недвижимость», Setl City, Setl Estate, Setl North Europe и другие.

Компания Setl City специализируется на строительстве жилых, офисных, гостиничных, торговых зданий и создании инфраструктуры вокруг них.

Входящая в холдинг компания Setl City осуществляет строительство объектов коммерческого и социального назначения в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Калининграде.

Setl Stroy – динамично развивающаяся профессиональная генподрядная организация с собственной производственной базой. Сфера деятельности компании – выполнение функций генерального подрядчика и подрядчика на различных объектах, выполнение работ по капитальному ремонту, а также реконструкция и реставрация значимых культурных объектов.

ООО «Комплектация Cтроительства «Петербургская Недвижимость» – представитель блока поставки строительных материалов Setl Group. Компания КС «Петербургская Недвижимость» – это крупнейший участник рынка стройматериалов, выступающий официальным дилером многих заводов-производителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В числе партнеров организации такие компании как Группа ЛСР, холдинг МЕТИНВЕСТ, Группа компаний Н+Н и другие.

Наличие стабильного доступа к стройматериалам по низким ценам позволяет добиваться сокращения себестоимости строительства объектов холдинга Setl Group.

В Республике Беларусь зарегистрирован строительный холдинг «Белстройцентр-холдинг» состоящий из 20 предприятий с общей численностью сотрудников около 36 тыс. человек.

Структура объединяет монтажные, строительные и специализированные организации Минстройархитектуры. Холдинг создан для развития экспорта строительных услуг. Предприятия ведут свою экономическую деятельность и внутри страны работают самостоятельно. Часть прибыли обществ, направляемая на дивиденды, направляется в общий фонд и накапливаться на счетах, для предоставления экономических гарантий при участии белорусских строительных организаций в конкурсных торгах за рубежом, открывающих доступ к крупным экспортным проектам. При участии в тендерах предприятиям необходимо предоставить банковские гарантии, либо залоги (от 5 до 10% от стоимости объекта).

Создание холдингов позволит обеспечить развитие механизмов экономического саморегулирования организаций, расширение их экспортного потенциала, позволит организациям реализовывать крупные проекты в строительной сфере, в том числе за рубежом.

Холдинги необходимо образовать из числа крупных подрядных организаций, проектных организаций, а так же интегрированные структуры, консолидирующие интересы предприятий промышленности строительных материалов и конструкций [14].

Успех на внешних рынках открывает для предприятий строительной отрасли новые перспективы для развития, укрепляет экономику и национальную валюту, обеспечивает возврат инвестиций.

Архитектурный проект – проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, включающая решение о размещении, физических параметрах, художественно-эстетических качествах объекта строительства, а также о возможных негативных последствиях его воздействия на окружающую среду и определяющая технико-экономические показатели объекта строительства.

Проведение государственной экспертизы архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) обеспечивается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

Предприятия отрасли для сокращения рисков превышения бюджетов и сроков создавали внутри себя небольшое подразделение, которое на основе поступавшей 2D-документации разрабатывало информационные модели объектов строительства. В результате было найдено огромное количество ошибок и несоответствий заложенных в проекте исходных данных реальным условиям местности. Инструменты информационного моделирования в данном случае использовались, однако сам процесс был нарушен. Намного эффективнее было бы на этапе проектирования разрабатывать проект в виде информационной модели и с нее получать рабочую документацию. Это ускорило бы процесс ее создания и повысило качество, а строительной компании не пришлось бы выполнять работу за проектировщиков и исправлять ошибки уже после того, как рабочая документация пришла на строительную площадку.

Многие проектировщики не создавали полноценную, наполненную исчерпывающей информацией 3D-модель. Чтобы не моделировать весь объект, часть моделей изготавливалась в 2D, то есть в плоскости. В 3D моделировались только самые сложные системы и участки (инженерные коммуникации и соединительные узлы фасадов). Работы по проектированию велись в AutoCAD (и других CAD-программах).

В последние годы на рынке появились решения, способные преобразить всю инвестиционно-строительную деятельность – это широко применяемые в мире (США, Япония, Великобритания, Китай) информационные технологии: BIM (Building Information Modeling – информационное моделирование зданий).

Технология BIM представляет собой 3D-модель, которая помимо возможности детализации элементов здания содержит огромное количество данных, которые отображаются разными способами (планами, разрезами, спецификациями в виде таблиц) и используются не только в проектировании, но и строительстве, эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла объекта. После создания модели объекта возможно узнать практически точную его стоимость. Это единственная технология, которая гарантирует качество на всех этапах (предынвестиционная стадия, проектирование, строительство, эксплуатация), обеспечивая всесторонний контроль в автоматизированном режиме. На основе информационной модели можно организовать интегрированную работу всех участников (структуру проекта), построить живую (изменяющуюся по ходу реализации), точную логистическую, административно-юридическую и финансовую модель любого проекта. Модель можно сделать хранилищем всей информации по проекту, всех транзакций, всех договоров, регламентов, СНиПов, ГОСТов и т.д. Это мощнейший инструмент управления.

Сегодня около 10 стран мира осуществляют государственную поддержку BIM-технологий, Республика Беларусь входит в их число. В Великобритании с 2016 года все капитальное строительство, финансируемое из бюджета, будет осуществляться только с применением технологий информационного моделирования. В Великобритании разработана концепция развития до 2025 года, где сформулированы основные задачи: сократить вдвое сроки строительства, на 30% снизить затраты на весь инвестиционный цикл, увеличить экспорт и минимизировать воздействие на окружающую среду. Достичь поставленных целей без применения BIM-технологий невозможно.

Основными приоритетами информатизации строительной отрасли на 2016-2020 годы являются информационное моделирование, технологии облачных вычислений, интеграция информационных ресурсов, обеспечение информационной безопасности.

В Республике Беларусь активно ведется работа по внедрению комплексных автоматизированных систем проектирования и информационных технологий для управления жизненным циклом строительного объекта.

Процесс внедрения BIM в Республике Беларусь начат с проектного производства. УП «Белпромпроект», РУП «Институт Белгоспроект», ОАО «Институт «Минскгражданпроект», УП «Минскпроект», ОАО «Институт «Гомельпроект», УП «Минскинжпроект» и ряд других организаций уже проектируют строительные объекты с использованием технологии информационного моделирования. Белорусский национальный технический университет осуществляет подготовку кадров для реализации технологии информационного моделирования зданий. Вуз подключился к образовательной программе Autodesk, бесплатно получив в пользование все необходимые продукты для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Действует «Инновационный центр для освоения и применения технологии BIM» в Белорусском государственном университете [18].

IT-компания Аutodesk – поставщик программного обеспечения Revit Architecture, Revit Structure для строительной отрасли.

Основными проблемами отрасли являются: повышение эффективности государственного управления отраслью, контроль за объектами сверхнормативного незавершенного строительства, снижение количества долгостроев, увеличение загрузки мощностей строительных организаций, их участие в крупных зарубежных проектах, снижение издержек, уменьшение количества ошибок, сокращение затрат времени как при проектировании объектов, так и на этапе их строительства.

1.3 Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность отрасли строительства Республики Беларусь

 

Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З закреплен перечень государственных органов, осуществляющих регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В законе приведены основные термины и их определения, относящиеся к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь.

В законе № 300-З определены права и обязанности государственных органов, организаций, физических лиц, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность.

Глава 2 определяет компетенцию Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, являющееся специально уполномоченным государственным органом в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в пределах своей компетенции:

Разрабатывает и реализует основные направления государственной градостроительной политики, государственную политику в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленности строительных материалов, обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере инвестиций;

Устанавливает порядок создания и ведения республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов, предоставления в пользование и использования материалов и данных указанных фонда и банка данных;

Организует создание и ведение градостроительного кадастра;

Организует разработку программ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также выполнение научно-исследовательских работ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

Разрабатывает и принимает нормативные правовые акты в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

Участвует в разработке и реализации государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а также инвестиционных проектов в соответствии с заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами, межгосударственных целевых и государственных научно-технических программ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с учетом развития территорий и населенных пунктов;

Организует научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории всех административно-территориальных и территориальных единиц;

Осуществляет регулирование и координацию деятельности подчиненных, методологическое руководство иных структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы (территориальные подразделения архитектуры и градостроительства);

Определяет виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности;

Определяет порядок осуществления технического надзора и авторского надзора за строительством;

Координирует работу подчиненных государственных научно-исследовательских, проектных, изыскательских и иных организаций;

Устанавливает порядок организации и ведения мониторинга объектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Глава 3 закона освещает вопросы разрешительной документации, а так же разрешения на производство строительно-монтажных работ.

Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается на бесплатной основе заказчику, застройщику органами государственного строительного надзора, определенными законодательными актами, при наличии документов, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Глава 4 закона определяет порядок создания и ведения республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов [1].

Создание и ведение республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов, предоставление в пользование и использование материалов и данных указанных фонда и банка данных осуществляются организацие



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: