(Participle I, II)
Причастие – это неличная форма глагола, которая выражает признак предмета по действию, отвечает на вопросы «какой?» и «что делая?». Причастия соединяют в себе признаки глагола, прилагательного и наречия. Причастие не изменяется по лицам, числам и наклонениям, не имеет также степеней сравнения. Английское причастие, в зависимости от контекста, соотносится с причастием (какой? что делающий?) и деепричастием (что делая? что сделав?) в русском языке.
Английские причастия делятся на причастие настоящего времени (Participle I) и причастие прошедшего времени (Participle II).
Причастие настоящего времени обозначает действие, проистекающее одновременно с действием, выраженным сказуемым. Например:
Look at the man crossing the street. – Взгляни на человека, переходящего улицу.
That man shouting at the policeman seems familiar. – Тот орущий на полицейского человек кажется мне знакомым.
Причастие настоящего времени образуется при помощи окончания -ing:
to learn – learning
to speak – speaking
Причастие прошедшего времени – это тоже неличная форма глагола, также имеющая свойства глагола, прилагательного и наречия. Но в отличие от причастия настоящего времени, причастие прошедшего времени имеет лишь одну неизменяемую форму, по сути, это третья форма глагола. Причастие прошедшего времени в английском языке соответствует русскому страдательному причастию:
to give (давать) – given (данный)
to teach (обучать) – taught (обученный)
to break (ломать) – broken (сломанный)
Delivered goods will be stored in our warehouse. – Доставленные товары будут храниться на нашем складе.
Причастие прошедшего времени образуется так же, как и временная форма Past Simple, то есть при помощи окончания -ed. Для неправильных английских глаголов в таком случае нужно использовать их «третью» форму (в таблице неправильных глаголов):
|
look – looked – looked
do – did – done
Причастие прошедшего времени употребляется в функциях:
1. Именной части составного сказуемого после глаголов: to be (быть), to feel (чувствовать), to look (выглядеть), to become (становиться), и др. В этом случае Participle II переводится на русский язык страдательным причастием, прилагательным или наречием:
My pencil is broken. – Мой карандаш сломан.
She looked scared. – Она выглядела испуганной.
Joe felt depressed. – Джо чувствовал себя угнетённо.
2. Определения (отвечает на вопрос какой?) – причастие может находиться как перед существительным, так и после него:
She looked at the broken vase. – Она посмотрела на разбитую вазу.
She looked at the vase broken by someone. – Она посмотрела на вазу, разбитую кем-то.
3. Обстоятельства времени – причастие отвечает на вопрос: когда? А в функции обстоятельства причины на вопросы: почему? по какой причине?
When asked what he intended to do, he said he didn’t know. – Когда его спросили, что он намеревается делать, он сказал, что не знает.
Squeezed by the ice, the steamer couldn’t continue his way. – Так как пароход был сжат льдом, он не мог продолжать путь.
4. Сложного дополнения с существительным в общем падеже или местоимением в объектном падеже:
She heard her name mentioned. – Она услышала, что упомянули её имя.
I want the work done immediately. – Я хочу, чтобы работа была сделана немедленно.
Примечание:
Русские причастия прошедшего времени действительного залога переводятся на английский язык придаточными предложениями:
Делегация, прибывшая вчера, остановилась в гостинице «Москва».
The delegation that arrived yesterday is staying at the hotel «Moskva».
|
Полицейский, подошедший к нему, попросил показать водительские права.
The policeman who came up to him asked him to show his driver's license.
Упражнение 1. Найдите предложения, в которых имеются причастия прошедшего времени. Определите их функцию. Переведите предложения:
1. The igneous rocks formed by cooling occur either as intrusive
or extrusive rocks.
2. Orthoclase is particularly used in great quantities as raw material in the production of porcelain (фарфор).
3. The clayey mass obtained by the decomposition of orthoclase is usually
white and is called kaolin.
4. Quartz crystals found in the cracks and fractures of rocks are very hard and beautiful.
5. Pure quartz sands are used in the production of glass.
Упражнение 2. Замените определительное придаточное предложение определительным причастным оборотом.
Образец: The igneous rocks which have crystallized from magma may rise through fissures to the surface of the Earth as lava. > The igneous rocks crystallized from magma may rise to the surface of the Earth as lava.
1. The classification of igneous rocks which is given below is based on texture and composition of minerals.
2. Igneous rocks were a hot molten mass which was known as
magma.
3. Observations have shown that the rock types which were produced by molten volcanoes include, for example, rhyolite, andesite, basalt and other rocks.
3. Andesite which was first found in the Andes Mountains in
South America is the fine-grained rock, intermediate in composition
between granite and basalt.
4. Copper is second only to iron among the important metals
which are widely used in modern engineering.
Упражнение 3. Сопоставьте главные предложения с придаточными:
(можно воспользоваться текстом из предыдущего занятия «Igneous rocks»)
1. Abyssal rocks belong to the group of intrusive rocks | a)that are economically important. |
2. Uplifts in mountain belts have permitted erosion to the depths | b) which usually cut through plutonites. |
3. Pegmatites (quartz, orthoclase and mica) occur in numerous veins | c) because they are intruded into pre-existing rocks. |
4. Extrusive igneous rocks have been formed as lavas | d) at which plutonic masses are formed. |
5. Igneous rocks are rich in minerals | e) where the changes in temperature are great. |
6. Physical weathering occurs in the deserts and in high mountains | f) which come from fissures to the surface of the Earth's crust. |