Применение теории 5 элементов в китайской медицине




В китайской медицине теория Пяти элементов, классификация явлений согласно их свойствам и взаимоотношениям используется для объяснения как физиологических, так и патологических явлений, а также имеет руководящее значение в диагностике и лечении.

1. Пять элементов и взаимоотношения между цзанфу-органами. Каждый из внутренних органов соответствует одному из Пяти элементов. Свойства Пяти элементов служат для объяснения физиологических функций пяти цзан-органов. Кроме того, связи порождения и угнетения используются для объяснения некоторых видов взаимодействия между цзанфу-органами. Например, печень порождается (активируется) почками, порождает сердце, угнетается легкими и угнетает селезенку. Подобным образом объясняется роль других органов.

Каналы имеют тесную связь с цзанфу-органами. Они являются путями, по которым цзанфу-органы связываются между собой, согласно связям порождения и угнетения Пяти элементов. Именно посредством каналов поддерживается взаимный баланс и взаимодействие Пяти элементов.

2. Пять элементов и патология органов. Появление болезни – это патологическое проявление нарушения в цзанфу-органах и связанных с ними тканях, которое может возникнуть по различным причинам. Организм человека представляет собой одно целое, в нем существуют связи порождения и угнетения Пяти элементов, поэтому при повреждении одного органа в патологический процесс вовлекаются другие органы, что называется «распространением болезни». Согласно теории Пяти элементов, взаимная «передача болезни» может осуществляться как по путям порождения, так и по путям угнетения.

Распространение болезни по связям порождения включает передачу болезни «матери» «сыну» и болезни «сына» «матери». Например, распространение болезни печени в сердце объясняется передачей болезни «матери» «сыну», а распространение болезни печени в почки – передачей болезни «сына» «матери».

Распространение болезни по связям угнетения включает избыточное угнетение и противоугнетение. Например, распространение болезни печени в селезенку – это избыточное угнетение Земли Деревом, а распространение болезни печени в легкие – противоугнетение Металла Деревом.

Следует отметить, что взаимные патологические влияния внутренних органов существуют объективно. Некоторые из них могут осуществляться при нарушении взаимодействия «сына» и «матери», избыточном угнетении и противоугнетении. Таким образом, теория Пяти элементов может служить для объяснения патологии распространения болезней в клинике.

3. Теория Пяти элементов в диагностике и лечении. Теория Пяти элементов применяется для обобщения диагностических данных и определения патологических состояний согласно природе и закономерностям Пяти элементов. Например, у пациента с воспаленными глазами, склонностью к гневу можно предположить болезнь печени-Дерева, так как глаза и гнев также соотносятся с элементом Дерево.

Кроме того, теория взаимодействия Пяти элементов широко используется в клинической практике для определения принципов лечения и выбора точек.

Существуют два основных принципа лечения, основанных на взаимосвязях порождения Пяти элементов по правилу «сын–мать»:

Стимуляция «матери» при недостатке. В данном случае используются пять шу-точек (истоки, ручьи, быстрины, реки, устья), которые соотносятся с Пятью элементами. Например, при недостатке в канале легких (хронический кашель, одышка при незначительной физической нагрузке, тихий голос, потливость, тонкий слабый пульс) можно применять методы стимуляции в точке-быстрине канала легких Тай-юань P.9 или в точке-устье канала толстого кишечника Цюй-чи GI.11, которые соответствуют элементу Земля (легкие и толстый кишечник относятся к элементу Металл, Земля порождает Металл и является «матерью» Металла), или же использовать точку-быстрину канала селезенки Тай-бай RP.3 (селезенка относится к элементу Земля и является «матерью» Металла). Кроме того, можно использовать точку-устье канала толстого кишечника, имеющего наружно-внутреннюю взаимосвязь с каналом легких.

Седатация «сына» при избытке. В данном случае используются пять шу-точек (истоки, ручьи, быстрины, реки, устья), которые соотносятся с Пятью элементами. Например, при избытке в канале легких (резкий кашель, грубый голос, ощущение сдавленности грудной клетки, поверхностный скользкий сильный пульс) можно применять методы седатации в точке-устье канала легких Чи-цзэ P.5 или в точке-ручье канала толстого кишечника Эр-цзянь GI.2, которые соответствуют элементу Вода (легкие и толстый кишечник относятся к элементу Металл, который порождает Воду – «сына» Металла), или же использовать точку-устье канала почек Инь-гу R.10 (почки относятся к элементу Вода и являются «сыном» Металла).

Кроме того, определение принципов лечения и выбор точек могут основываться на принципах взаимного угнетения Пяти элементов, в основном для укрепления угнетающего элемента при активации угнетаемого. Например, при нарушении гармонии между печенью и желудком (Дерево избыточно угнетает Землю) принципом лечения должно стать укрепление Земли и сдерживание Дерева, следует использовать точку-устье (Земля) канала желудка (Земля) Цзу-сань-ли E.36 и точку-быстрину (Земля) канала печени (Дерево) Тай-чун F.3.

 

 

Список литературы

1.Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975.-350 с.

2. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функ- циональной системы. - М.: Наука, 1978. -400 с.

З.Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1980.- 196 с.

4. Асеева Т.А., Дашиев Д.Б., Кудрин А.Н. и др. Лекарствоведение в ти- бетской медицине. - Новосибирск "Наука", 1989. - 3 89 с.

5..Бадмаев Жасмаран. Основы тибетской медицины - Ростов на Дону "Феникс", 1998. -348 с.

б.Байнфилд Гарриет, Корнголд Ефрем. Между небом и землей. Справочник по китайской медицине. - Москва. "Крон-Пресс", 1997. - 447 с.

7. Ван Вай Чен Энергетический дисбаланс при неврологических про- явлениях остеохондроза позвоночника. Автореф.... дисс. докт. мед. наук. - Новосибирск, 1998.-21 с.

8.Дильман В.М. Четыре модели медицины.- Л.: Медицина, 1987.-288с. 9.Дильман В.М. Большие биологические часы. - М.: Знание, 1981. 207 с.

10. Дубровин Д.А. Трудные вопросы классической китайский медици-ны. - Л.: ACTA ПРЕСС, 1991.-128 с.

11. Иванов В.И. Традиционная медицина. Опыт отечественной и вос- точной народной медицины в современной лечебной практике. - М.: Воен- ное изд-во, 1991.- 430 с.

12. Казначеев В.П., Михайлова Л.П. Сверхслабые излучения в межкле- точных взаимодействиях. - Новосибирск: Наука, 1981. — 144 с.

13. Казначеев В.П., Михайлова Л.П. Биоинформационная функция ес- тественных электромагнитных полей. - Новосибирск: Наука, 1985. - 180 с.

14. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. - М.: Наука, 1985. -250 с.

15. Каира Ф. Дао физики: Пер. с англ. - СПб.: ОРИС, 1994. - 303 с.

16. Каира Ф. Уроки мудрости. - Пер. с англ. - М.: изд-во Трансперсо- нального института, 1996. - 3 16 с.

17. Крылов Г.В., Степанов Э.В. Зеленая аптека Кузбасса. - Кемеровское книжное издательство, 1975. - 229с.

18.Ленхобоев Г.Л. Некоторые сведения о пульсовой диагностике: Фрагменты трактатов тибетской медицины. - Новосибирск, 1979 (Препринт / ВЦ СО АН СССР, № 149).

19. Лувсан Г. Очерки методов восточной рефлексотерапии. - Новоси- бирск: Наука, 1991.-431 с.

20. Лу Куань-Ю. Секреты китайской медитации. - Изд-во «REEL, book», 1994. -284 с.

21. Мантек Чиа. Дао-пробуждение света. - «София» Киев 1995. -2т

22. Нгуен Ван Нги. Патогенез заболеваний. Диагностика и лечение ме- тодами традиционной китайской медицины. Иглоукалывание массаж и прижигание. - МП «Вен-Мер»: «Эврика». 1992. -584 с.

23. Хунданов Л.Л., Батомункуспа Т.В., Хунданова Л.Л. Тибетская ме- дицина - - Москва, Прометей, 1993. - 286 с.

24. Шмидт И.Р. Классификация основных заболеваний нервной систе- мы - учебное пособие для врачей невропатологов - Новокузнецк 1995 г. 99



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: