на тему: «Уголовно-правовая защита окружающей среды-необходимая реалия сегодняшнего дня.»




Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВО

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»

ГУМАНИТАРНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

Доклад

По дисциплине: «Уголовное право»

на тему: «Уголовно-правовая защита окружающей среды-необходимая реалия сегодняшнего дня.»

 

Подготовила: Сафонова Анастасия

Проверил: Луценко П.А

2 курс 4группа.

 

Воронеж 2018

Правовое регулирование экологических отношений развивалось в рамках дифференцированного подхода применительно к охране отдельных природных объектов, порядок и правила, права и обязанности их использования закреплялись без должного учета правовых экологических требований. Наиболее совершенным из числа законов в сфере природопользования представлялся Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха", построенный на основе комплексного подхода к правовому регулированию общественных отношений. Однако, как показала практика социально-экономического развития, экологические проблемы, в частности, в сфере промышленного производства не получили своего полного решения, в том числе и с помощью уголовно-правовых средств, в странах как с плановой, так и с рыночной экономикой.

Все это не могло не отразиться на развитии правового регулирования и законодательства об уголовной ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Так, для уголовной ответственности в этой области было характерно отсутствие в уголовном законодательстве отдельных статей:

а) за загрязнение земель, лесов, недр и других природных объектов промышленными предприятиями и производственными объектами в регионах страны;

б) об экологической безопасности населения и охране окружающей среды в целом;

в) касающихся ответственности должностных лиц, виновных в несоблюдении экологических требований при размещении, проектировании, строительстве (реконструкции), вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных предприятий, сооружений и иных объектов.

Такой подход к государственной экологической политике и законодательству в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в частности к уголовному законодательству за нарушения норм и правил охраны природы, является ошибочным. Несмотря на то что на протяжении последних лет политика нашей страны направлена на защиту природы от преступных посягательств, состояние окружающей среды остается неудовлетворительным и нуждается в улучшении. Сложившееся положение в области охраны окружающей среды и природопользования характеризуется как критическое. Экологическая обстановка представляет реальную угрозу основам жизнедеятельности человека. Характеристика основных компонентов окружающей среды, таких, как атмосферный воздух, водные объекты, почвы, говорит о состоянии их деградации. Под угрозой существования оказалась окружающая среда как естественная среда обитания человека, одним из основных критериев качества и состояния которой является продолжительность жизни и здоровье людей.

Экологический кризис примерно с середины прошлого века стал одной из основных опасностей, которые могут привести к гибели человечества либо к глобальному осложнению большинства социально-экономических и политических отношений; он способен повлиять на изменения геополитических составляющих мира. В условиях происходящей глобализации общественной жизни экологические проблемы вышли за рамки компетенции отдельных стран и являются межнациональными. Загрязнение окружающей среды, ее природных объектов и комплексов в отдельном государстве может привести к непоправимым последствиям для многих стран. Данное явление получило особое название: "экологическая глобализация" - т.е. возможность глобальных экологических последствий в связи с локальными событиями, что представляется вполне справедливым.

Применительно к уголовно-правовой охране окружающей среды в промышленности следует отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) впервые ввел отдельную главу 26 "Экологические преступления", в которой сформулированы составы преступлений, связанные, во-первых, с охраной окружающей среды в промышленности. Это ст. 246 "Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ", устанавливающая уголовную ответственность за существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" <7> разъясняет, что под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояние ее объектов, устранение которых требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат, уничтожение отдельных объектов, деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. Также можно назвать ст. 247 УК РФ "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов", предусматривающую ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил. Данные правовые нормы непосредственно касаются охраны окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной деятельности на ее отдельных стадиях: размещения, проектирования, строительства (реконструкции), ввода в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, с учетом специфических предъявляемых к ним эколого-правовых требований, направленных на решение задач по охране окружающей среды. Тем самым обеспечивается уголовно-правовая охрана экологических интересов не только в процессе производства, но и на более ранних стадиях хозяйственной деятельности, что имеет, несомненно, существенное значение для правовой охраны окружающей среды и ее отдельных объектов и предупреждения многих негативных последствий.

Во-вторых, в гл. 26 УК РФ закреплены составы преступлений, связанных с загрязнением и порчей отдельных природных объектов. Например, ст. 250 УК РФ "Загрязнение вод". Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" эксплуатация промышленных предприятий с неисправными очистными сооружениями и устройствами, их отключение, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, сельскому и лесному хозяйству, должны квалифицироваться по соответствующей части ст. 250 УК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 250 УК РФ сюда относится загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Причем законодательством усиливаются меры уголовной ответственности за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо повлекшие по неосторожности смерть человека. Так, ч. 3 ст. 250 УК РФ влечет наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. К уголовной ответственности по ст. 250 УК РФ могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой организации, так и иные лица, совершившие данные преступления.

Кроме того, сюда относятся также: ст. 254 УК РФ "Порча земли"; ст. 255 УК РФ "Нарушение правил охраны и использования недр"; ст. 257 УК РФ "Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов"; ст. 261 УК РФ "Уничтожение или повреждение лесных насаждений"; ст. 262 УК РФ "Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов". Закрепленные УК РФ составы экологических преступлений сформулированы с учетом естественно-природных особенностей и специфики охраняемых природных объектов, а также включают ряд новых положений, ранее отсутствовавших в уголовном законодательстве и имеющих важное значение для уголовно-правовой охраны окружающей среды в промышленности. Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. Все это важно для предупреждения экологических правонарушений в промышленности.

Таким образом, уголовно-правовая охрана окружающей среды в России на современном этапе определяется социально-политическими, эколого-экономическими условиями, учитывает преемственность, новые тенденции в развитии уголовного и экологического законодательства, а также должна согласовывать нормы об уголовной ответственности российского законодательства с нормами международного права.

Список литературы

1. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года

2. Постановление № 14 Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические нарушения» от 5 ноября 1998 года. Сборник Постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М. Спарк2010. 560 с.

3. Бедный О.П., Рубина Е.А., Баденков А.Н. Генеральная прокуратура РФ. Состояние законности в сфере охраны и использования животного мира. Бюллетень //«Использование и охрана природных ресурсов в России»//. 2001 № 8 с. 40-45.

4. Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к гл. 26.

5. УК.РФ. М. Спарк. 2011 – 366 с.

6. Столяров В.Б. Проблемы применения экологического права. Экологическое право. 2001 № 5 с. 40-46.

7. Суслова Н. Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды. Законность № 6 2001 с. 46.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: