Билет 10 (1).Обличение человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
А. П. Чехов тонко чувствовал противоречия действительности. В рассказе «Хамелеон» он поднимает один из таких противоречивых вопросов: почему право распоряжаться чужими судьбами в обществе принадлежит таким никчемным личностям, как этот хамелеон, полицейский надзиратель Очумелов? Резко обличает писатель пороки и недостатки Очумелова и подобных ему людей.
В природе хамелеон это животное, которое меняет цвет кожи, приспосабливаясь к окраске окружающих предметов. Так и Очумелов: он научился приспосабливаться или менять свое мнение в зависимости от того, кому на данный момент ему выгоднее угодить.
Очумелов, став невольным свидетелем разыгравшейся на базарной площади сцены, принимает решение установить порядок и спокойствие. Эту задачу он решает своеобразным способом. Его мысли и слова противоречивы. «Хамелеон» принимает решения и совершает поступки, руководствуясь единым принципом не навредить себе. При этом его не волнует ни судьба несчастного испуганного пса, ни судьба золотых дел мастера Хрюкина.
Очумелов полон решимости покарать бессовестных хозяев, оставляющих собак без надлежащего надзора. Разговаривает с подчиненными строго, кашляя и шевеля бровями. В его поведении чувствуется неуверенность. С одной стороны, он хочет доказать, что является представителем власти. Окружающие должны подобострастно внимать его разумным речам. А с другой проявляет нерешительность и неспособность принять правильное решение. Узнавая все новые и новые подробности дела, Очумелов все более и более запутывается. То он приказывает собаку истребить, то называет ее «нежной тварью». Сначала он уверен, что собака укусила Хрюкина, поэтому считает необходимым наказать и хозяев, и пса. Но когда высказывается предположение, что собака может принадлежать самому генералу Жигалову, Очумелова охватывают сомнения. Еще несколько раз меняет свое решение «хамелеон», причем не ради торжества справедливости, а чтобы угодить начальству. Особенно жалок последний монолог Очумелова, полный покорности и повиновения: «Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад…» Очумелов называет пса такими ласковыми словами, каких тот, возможно, не слышал в своей жизни: собачка, собачонка, шустрая такая, шельма, цуцик этакий.
|
Не вызывает уважения городовой Елдырин. Городовой полностью подчинен власти «хамелеона» Очумелова. Он приспособился к поразительной неустойчивости своего начальника. Готов беспрекословно выполнять все его распоряжения: снять пальто, потому что жарко; надеть пальто, потому что ветром подуло. Елдырина не возмущает бессмысленность поручений и решений начальника, его грубость. Именно благодаря таким елдыриным очумеловы само утверждаются и еще более уверуют в свою силу и состоятельность.
Не лишен недостатков и золотых дел мастер Хрюкин. Окровавленный палец вводит в заблуждение свидетелей произошедшего. В поведении этого персонажа чувствуется лживость и непорядочность. Он постоянно твердит о справедливости закона, при этом бессовестно лжет, утверждая, что не трогал собаку: «Иду я, ваше благородие, никого не трогаю… и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец». То есть он считает, что всякого можно обидеть, кто не может за себя постоять.
|
Рассказ А. П. Чехова воспитывает культуру человеческих чувств. Воспитанный человек должен испытывать отвращение к подлости и грубости, хамству и подхалимству и, наоборот, должен уважать достоинство окружающих его.
Билет 11 (1)
«Свинцовые мерзости дикой русской жизни» в повести М.Горького «Детство».
«Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит..." (Максим Горький, "Детство", 1913 г.)
В автобиографичной повести "Детство" Горький описывает жизнь простой русской семьи ремесленников из Нижнего. Новгорода, куда Алексей приезжает вместе с матерью после смерти отца. Отношения с людьми в доме деда сложились у мальчика по-разному. В доме жило большое количество родственников, которые не любили друг друга, постоянно ссорились из-за наследства. В такой среде мальчику было очень плохо.
Деда Алеша не любил, потому что тот был жестким человеком, но мальчик испытывал к деду интерес из-за некоторой незаурядности его характера.
Бабушку мальчик полюбил сразу, её характер был жизнелюбивым, и эту любовь к жизни она передавала окружающим.
Мальчик полюбил и Цыганка, особенно был благодарен ему за тот случай, когда тот пытался защитить его от порки.
Дядья вызывали у него любопытство, сочетающееся с недоверием: эти люди постоянно ссорились из-за наследства, ненавидели друг друга, тем самым рождали невыносимую обстановку в доме.
Выражение «свинцовые мерзости русской жизни» называет те реалии жизни, которые были характерны для того времени:
|
· склоки из-за наследства (Дядья не довольны, приездом сестры, матери Алёши, бояться, что их части наследства станут меньше. И в первый же вечер, когда в доме деда устроили праздник по поводу приезда Алёши и его матери, дядья подрались и перебили много посуды).
· конфликты всех со всеми (Дедушка Василий Каширин сечет до полусмерти собственного внука, не говоря уже о подмастерьях. Бьет бабушку)
· желание сделать плохо ближнему. (Второй сын, дядька Яков тоже бьет жену и в итоге забивает её до смерти. Совесть мучает его и он решает воздвигнуть на её могиле крест. Тяжелый крест заставляют тащить добродушного подмастерья Ваньку-Цыганка. Крест задавил Цыганка - он умирает. Никто ни за что не несет никакого наказания).
· Соседи вокруг - не лучше Кашириных, их дети с малолетства так же жестоки, истязают кошек, собак, издеваются над нищими.
Горький говорит, что об этом нужно писать, для того чтобы возникло желание бороться.
Билет 12 (1)
Романтический герой в произведениях М.Горького (на примере легенды о Данко)
Романтические традиции в литературе сложились еще в начале XIX века, однако в XX веке они по-новому переосмысливаются в творчестве писателей. Романтический герой — это неординарная личность с особым восприятием действительности, часто непонятная для окружающих.Максим Горький не просто показывает нам яркие, своеобразные личности — он стремится заразить читателя своей непоколебимой верой в человека и его силы, в его разум и отвагу. Горький симпатизирует таким героям, для которых жизнь немыслима без подвигов: «...когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».«Легенда о Данко» не является отдельным произведением: она вплетена автором в рассказ «Старуха Изергиль». Этот рассказ имеет интересную композицию: он состоит из трех самостоятельных повествований — рассказа Изергиль о своей жизни и двух легенд, которые автор услышал от нее: о Ларре, сыне орла, и о горящем сердце Данко.
«Легенда о Данко», как и весь рассказ «Старуха Изергиль», построен на основе противопоставлений. Прежде всего это противопоставление Света и Тьмы: и если тьма — явление внешнее, олицетворенное в образе темного, непроходимого леса, то свет сначала должен прийти изнутри, из человеческого сердца, а уж потом, когда тьма осталась позади, «люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха». Но при внимательном прочтении текста обнаруживается, что и тьма тоже может пребывать в человеческой душе, и она находит там место куда чаще, чем свет. Потому-то люди, странствуя по лесу среди тьмы, начинают обвинять Данко, который ведет их. «...Из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное», но на самом деле оно, конечно, смотрело из глубин людских душ, и это «что-то» — страх.
В отличие от своих соплеменников Данко не думал о страхе и тяготах долгого пути. Он просто и убедительно заявил им: «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец!» Он зовет людей пройти через лес страха, преодолеть его, чтобы найти новую жизнь. И вначале люди охотно пошли за ним, «потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Но их энтузиазма хватило ненадолго. И, как это бывает очень часто, люди быстро нашли виновного. Конечно же, это тот, кто повел их! Две стихии бушуют вокруг Данко: природная стихия — лес, дождь и молнии и стихия человеческой злобы. И все же герой жалеет этих слабых и злых людей, хотя не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них».
«Что я сделаю для людей?!» — вот ключевая фраза Данко, показывающая его характер, как в блеске молний. Ради людей, которые хотят его убить, он не пожалел жизни, он освещал им дорогу светом собственного сердца.
Данко, умирая ради новой, счастливой жизни своего народа, обретает бессмертие, и голубые искры его сердца порой кружат над степью, как маяки судьбы. «Что же тут — судьба? Каждый сам себе судьба!». — рассуждает Изергиль, сетуя на то, что люди уже не так отважны и сильны, как прежде.
Билет 13 (1)Чудаки и чудики в рассказе В.М.Шукшина «Микроскоп» Василий Шукшин сам родом из деревни, поэтому » он хорошо понимал простых крестьян, чье сознание во второй половине XX века стало заметно меняться. Героями многих произведений Шукшина становятся деревенские жители Короткий рассказ Шукшина «Микроскоп» заставляет читателя улыбнуться и одновременно задуматься. Кем может показаться столяр маленькой мастерской Андрей Ерин, который потратил деньги на покупку совершенно бесполезного для него микроскопа? Конечно, он может показаться чудаком. Но вместе с тем подобное «чудачество» не вызывает у читателя антипатии. Если вдуматься, то что значил микроскоп для столяра? Это прежде всего неразумная трата денег. Но на самом деле микроскоп свидетельствует о том, что в голове Андрея Ерина созревает какая-то идея. По-видимому, Андрею тесно жить в рамках серой и унылой повседневности. В самом деле, что он видел за свою жизнь? Работа, семья, сварливая и нервная жена, подрастающие дети. Не случайно же он придумал такой ловкий ход: истратил семейные деньги, а сам сказал, что потерял их. Удивительно: как только микроскоп оказывается в семье, Андрея уже не узнать. Он становится необычайно смелым. Андрей не только перечит своей жене, а по-настоящему берет бразды правления в свои руки. Новое приобретение преображает его, делая совершенно другим человеком. Андрей начинает вести вовсе не свойственные ему ранее рассуждения о микробах, научных исследованиях, что в общем-то непонятно простому деревенскому мужику. Но Андрей уверен, что его наблюдения за микробами приобщают его к миру науки. «Скоро начну открывать», - сказал Андрей. И эта простая и в общем-то бессмысленная фраза свидетельствует о надеждах, которые питал в глубине души этот простой человек. Андрея можно назвать чудаком, потому что он пытается заняться совершенно чуждым для себя делом. Увлеченность новой идеей заставляет Андрея забыть о привычных пьянках. Он уже даже не желает знаться с пьяными. «В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными. Очень уж они глупо ведут себя и говорят всякие несуразные слова». А ведь раньше провести с друзьями время за выпивкой было для Андрея чем-то само собой разумеющимся. И он, как и многие деревенские жители, не чурался подобных развлечений. Андрею было дано пережить кратковременный период радости, когда он благодаря своему приобретению ощутил себя совершенно иным человеком — умным, достойным, уверенным в себе. И это все благодаря новому увлечению. Однако финал рассказа свидетельствует о том, что чудакам в этом суровом мире жить очень сложно. Жена Андрея узнала, что микроскоп не был выдан в качестве премии, а был куплен на свои деньги. И поэтому отвезла его в комиссионный магазин. В этом произведении мы видим попытку простого деревенского жителя не просто приобщиться к другой жизни, новой и незнакомой, а обрести для себя подлинный смысл жизни, добавив в унылое и серое существование что-то яркое, интересное и достойное. Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду