Основные источники экономической информации. По характеру источников информацию подразделяют на два типа – первичную и вторичную.
Первичную экономическую информацию получают путем исследований конкретной проблемы. Сбор информации осуществляется путем измерений. Обычно выполняют измерения выборки – части объектов из генеральной совокупности, т.е. совокупности изучаемых объектов.
Вторичная экономическая информация – это данные, собранные ранее для целей, отличных от целей данного проводимого анализа.
Вторичная информация в организациях содержится во внутренних источниках информации. Это данные учета и контроля, бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты, планы, базы и банки данных в информационных системах электронных офисов и компьютерных центров. Информацию содержат протоколы заседаний, обзоры жалоб клиентов, деловая переписка.
Вторичная информация в экономической среде обширна и рассеяна во множестве источников. Источниками вторичной информации являются данные международных организаций, таких, как Международный валютный фонд, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН и других.
Для получения информации следует использовать российские законы, указы, постановления государственных органов, выступления государственных, политических и общественных деятелей, данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований.
Вторичную информацию содержат: статистические ежегодники; данные переписи населения; каталоги, годовые финансовые отчеты предприятий; результаты конкурсов; отраслевые информационные бюллетени бирж, банков; статистические отчеты; таблицы курсов акций; судебные решения. В России функционируют компьютерные информационные системы, электронные базы данных по финансово-экономической статистике, законам, бюджетам, предприятиям, отраслям, странам, регионам. Например, Госкомстат и Центральный банк России имеют в сети Интернет серверы с сайтами, содержащими экономическую информацию.
|
Достоинства и недостатки вторичной информации.
Главные достоинства вторичной информации – быстрота получения, дешевизна, простота использования. Сбор вторичной информации предшествует сбору первичной информации.
Недостатки вторичной информации – это возможная несогласованность единиц измерения, использование различных определений и систем классификаций, разная степень новизны, трудность оценки достоверности.
Сбор вторичной информации.
Для определения источников вторичной информации необходимо:
- Установить, какая именно необходима информация.
- Составить список ключевых терминов и названий, определяющих содержание источников.
- Осуществить поиск источников, начиная с каталогов печатных изданий и серверов компьютерных сетей.
- Оценить найденную информацию.
Методы получения вторичной информации. Для получения нужной информации используют в основном два метода анализа документов: традиционный и формализованный.
Традиционный анализ документов – это цепь логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала. Нужная информация в документе часто присутствует в неявном виде, в форме, не отвечающей целям конкретного анализа. Анализ позволяет выявить основные идеи, оценить глубинные, скрытые стороны содержания документа, исчерпать его содержание.
|
При выполнении анализа документа необходимо ответить на вопросы:
- Что представляет собой документ?
- Каков его контекст?
- Кто его автор?
- Каковы цели создания документа?
- Какова надежность документа?
- Какова достоверность представленных в нем данных?
- Каково фактическое содержание документа?
- Каково оценочное содержание документа?
- Какие выводы можно сделать о фактах, описанных в документе?
- Какие выводы можно сделать об оценках содержащихся в документе?
Формализованный анализ документов позволяет избавиться от субъективности за счет применения количественных методов. Суть этих методов состоит в поиске измеряемых признаков, черт, свойств документа, которые отражают существенные стороны содержания, например, частота употребления определенных терминов. Таким образом, содержание делается измеримым, становятся доступными точные оценки. Но далеко не всегда содержание документа можно измерить с помощью формальных показателей.
Принципы применения количественного анализа:
- Если требуется высокая степень точности и объективности анализа.
- При обширном и несистематизированном материале.
- Если важные категории характеризуются определенной частотой их появления в документах.
Система экономической информации – это постоянно действующая система взаимосвязи людей, технических средств и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации, нужной пользователям. В ее состав должны входить следующие основные элементы.
|
Система сбора текущей экономической информации. Это набор источников и методических приемов, посредством которых получают повседневную информацию о событиях, происходящих в экономической сфере.
Система прикладных экономических исследований. Прикладное экономическое исследование – это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед пользователем экономической задачей, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Система анализа экономической информации – это набор эффективных методов анализа данных и проблем. Основу любой системы анализа экономической информации составляют статистический банк и банк моделей.
Статистический банк – совокупность методик статистической обработки информации, позволяющих вскрыть взаимозависимости в рамках имеющихся данных, установить степень их статистической надежности.
Банк моделей – это набор математических моделей, способствующих принятию оптимальных решений пользователями результатов анализа. Каждая модель состоит из совокупности взаимосвязанных переменных, представляющих реально существующую систему, реально существующий процесс или результат. Это модели инвестирования, модели бюджетов, модели выбора мест расположения и другие. Они могут способствовать получению ответов на вопросы типа «что влияет?», «а что, если?», «что лучше?».
Анализ является одним из наиболее эффективных и безопасных способов добывания информации. Используя открытые информационные ресурсы, можно получить практически все необходимые сведения об организации. Процесс получения важных сведений на основе синтеза информации из множества открытых источников будем называть аналитической работой. Она состоит из следующих этапов.
Определение круга исходной информации, необходимой для анализа, а также способов ее получения.
Интерпретация информации, т.е. выявление истинного значения той или иной информации. В первую очередь в интерпретации нуждается информация, полученная в устной форме, так как часто то или иное высказывание бывает понято превратно, причиной тому могут стать иностранная речь, интонация, жесты, слэнг, фразы, вырванные из контекста либо неправильно понятые, и т.п.
Выделение посторонней информации – один из самых сложных и ответственных этапов. Избыток информации, так же как и ее недостаток, представляет собой серьезную проблему, затрудняет и замедляет ведение аналитической работы. На практике бо́льший эффект приносит сосредоточенность на нескольких ключевых деталях, чем разбрасывание между многими разрозненными данными. Вместе с тем именно на этом этапе существует опасность потерять важную информацию. Как правило, это происходит в случае неправильной интерпретации сведений на предыдущем этапе.
Оценка информации – расстановка источников информации, самой информации и способов ее получения в зависимости от их надежности и достоверности. Источником информации могут быть конкретные люди, газеты, телевидение, сайты сети Интернет и т.п. При оценке информации обязательно присутствует субъективность, которую необходимо свести к минимуму. Как правило, для этого применяют следующую систему оценок.
1 Оценка источника:
А – надежный;
Б – обычно надежный;
В – довольно надежный;
Г – не всегда надежный;
Д – ненадежный;
Е – источник неустановленной надежности.
2 Оценка информации:
I – подтвержденная другими фактами;
II – вероятно правдивая (правдива на 75%);
III – возможно правдивая (правдива на 50%);
IV – сомнительная (правдива на 25%);
V – неправдоподобная;
VI – достоверность не поддается определению.
3 Оценка способа получения информации:
I – получение информации самостоятельно (видел, слышал сам и т.п.);
II – получение информации через постоянный источник (информатор, открытые источники и т.п.);
III – получение информации через разовый источник (случайно подслушанный разговор, слухи и т.п.).
На этапе оценки необходимо установить, насколько информация может соответствовать истине. При этом следует учитывать, что можно получить не соответствующую истине информацию следующих типов:
- дезинформация, доведенная до сведения источника;
- информация, преднамеренно или непреднамеренно искаженная источником;
- информация, произвольно или непроизвольно измененная в ходе передачи.
При намеренной дезинформации применяются заведомая ложь, полуправда, а также правдивые сведения, которые в данном контексте подтолкнут воспринимающего информацию к ложным выводам. Искажения, возникающие в процессе передачи информации, могут происходить по нескольким причинам:
- передача только части сообщения;
- пересказ услышанного своими словами;
- субъективное восприятие фактов.
Для своевременного выявления искаженной информации, а также для предотвращения дезинформации необходимо различать факты и мнения, учитывать субъективные характеристики источника информации и его предполагаемое отношение к выдаваемому сообщению. Следует четко осознавать, способен ли источник информации по своему положению иметь доступ к сообщаемым фактам. Для страховки необходимо иметь дублирующие источники, использовать дублирующие каналы связи и стараться исключать лишние промежуточные звенья передачи информации. Кроме того, следует помнить, что особенно легко воспринимается дезинформация, которая хорошо соответствует принятой ранее версии, т.е. та, которую предполагают или желают получить.
Информационная безопасность предполагает обеспечение защиты данных от хищений или изменений как случайного, так и умышленного характера. Система обеспечения информационной безопасности организации – эффективный инструмент защиты интересов собственников и пользователей информации. Следует отметить, что ущерб может быть нанесен не только несанкционированным доступом к информации. Он может быть получен в результате поломки коммуникационного или информационного оборудования. Особенно актуальна эффективная организация обеспечения безопасности информационных банковских систем и учреждений открытого типа (учебные, социальные и др.).
Для того чтобы наладить должное обеспечение защиты информации следует иметь четкое представление об основных понятиях, целях и роли информационной безопасности.
Термин «безопасность информации» описывает ситуацию, исключающую доступ для просмотра, модерации и уничтожения данных субъектами без наличия соответствующих прав. Это понятие включает обеспечение защиты от утечки и кражи информации с помощью современных технологий и инновационных устройств.
Защита информации включает полный комплекс мер по обеспечении целостности и конфиденциальности информации при условии ее доступности для пользователей, имеющих соответствующие права.
Целостность – понятие, определяющее сохранность качества информации и ее свойств.
Конфиденциальность предполагает обеспечение секретности данных и доступа к определенной информации отдельным пользователям.
Доступность – качество информации, определяющее ее быстрое и точное нахождение конкретными пользователями.
Цель защиты информации – минимизация ущерба вследствие нарушения требований целостности, конфиденциальности и доступности.
Система безопасности обеспечивается работой таких подразделений, как:
1 Компьютерная безопасность. Работа этого подразделения основана на принятии технологических и административных мер, которые обеспечивают качественную работу всех аппаратных компьютерных систем, что позволяет создать единый, целостный, доступный и конфиденциальный ресурс.
2 Безопасность данных - это защита информации от халатных, случайных, неавторизированных или умышленных разглашений данных или взлома системы.
3 Безопасное программное обеспечение - это целый комплекс прикладных и общецелевых программных средств, направленных на обеспечение безопасной работы всех систем и безопасную обработку данных.
4 Безопасность коммуникаций обеспечивается за счет аутентификации систем телекоммуникаций, предотвращающих доступность информации неавторизированным лицам, которая может быть выдана на телекоммуникационный запрос.
Система безопасности потенциальных и реальных угроз непостоянна, поскольку те могут появляться, исчезать, уменьшаться или нарастать. Все участники отношений в процессе обеспечения безопасности информации, будь то человек, государство, предприятие или регион, представляют собой многоцелевые сложные системы, для которых трудно определить уровень необходимой безопасности.
На основании этого система обеспечения информационной безопасности организации рассматривается как целый комплекс принятых управленческих решений, направленных на выявление и предотвращение внешних и внутренних угроз. Эффективность принятых мер основывается на определении таких факторов, как степень и характер угрозы, аналитическая оценка кризисной ситуации и рассматривание других неблагоприятных моментов, представляющих опасность для развития предприятия и достижения поставленных целей. Обеспечение информационной безопасности организации базируется на принятии таких мер, как:
- анализ потенциальных и реальных ситуаций, представляющих угрозу безопасности информации предприятия;
- оценка характера угроз безопасности информации;
- принятие и комплексное распределение мер для определения угрозы;
- реализация принятых мер по предотвращению угрозы.
- основная цель обеспечения комплексной системы безопасности информации для защиты предприятия, это:
- создать благоприятные условия для нормального функционирования в условиях нестабильной среды;
- обеспечить защиту собственной безопасности;
- возможность на законную защиту собственных интересов от противоправных действий конкурентов;
- обеспечить сотруднику сохранностью жизни и здоровья.
Предотвращать возможность материального и финансового хищения, искажения, разглашения и утечки конфиденциальной информации, растраты, производственные нарушения, уничтожение имущества и обеспечить нормальную производственную деятельность.
Качественная безопасность информации для специалистов – это система мер, которая обеспечивает:
- защиту от противоправных действий;
- соблюдение законов во избежание правового наказания и наложения санкций;
- защиту от криминальных действий конкурентов;
- защиту от недобросовестности сотрудников.
- эти меры применяются в следующих сферах:
- производственной (для сбережения материальных ценностей);
- коммерческой (для оценки партнерских отношений и правовой защиты личных интересов);
- информационной (для определения ценности полученной информации, ее дальнейшего использования и передачи, как дополнительный способ от хищения);
- для обеспечения предприятия квалифицированными кадрами.
- обеспечение безопасности информации любого коммерческого предприятия основывается на следующих критериях:
- соблюдение конфиденциальности и защита интеллектуальной собственности;
- предоставление физической охраны для персонала предприятия;
- защита и сохранность имущественных ценностей.
При создавшейся за последние годы на отечественном рынке обстановке рассчитывать на качественную защиту личных и жизненно важных интересов можно только при условии:
- организации процесса, ориентированного на лишение какой-либо возможности в получении конкурентом ценной информации о намерениях предприятия, о торговых и производственных возможностях, способствующих развитие и осуществление поставленных предприятием целей и задач;
- привлечение к процессу по защите и безопасности всего персонала, а не только службы безопасности.