Готовность Республики Беларусь к процедуре вступления




Во-первых, Беларусь с 2002 года предприняла шаги для введения системы высшего образования, основанной на двух основных циклах. Законом Республики Беларусь «О высшем образовании» (2007 год) было утверждено введение в Беларуси системы обучения, обеспечивающей подготовку дипломированных специалистов и магистров. Этот же Закон определяет автономию высших учебных заведений.

Во-вторых, образовательные стандарты высшего образования (внедрены с 1 сентября 2008 г.) основываются на компетентностном подходе и позволяют внедрять системы кредитов по типу ECTS – европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. В 2003 году в Республике Беларусь был разработан проект инструкции по расчету трудоемкости образовательных программ с использованием системы зачетных единиц.

В-третьих, в 2007 году в рамках выполнения НИР была проведена разработка нового образца приложений к дипломам на основе образца ЮНЕСКО/Совета Европы.

В-четвертых, Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» и проект Кодекса Республики Беларусь об образовании поддерживает развитие мобильности студентов и преподавателей. Автономия вузов позволяет вузам разрабатывать и реализовывать программы взаимообмена и стажировок студентов и преподавателей в других вузах Беларуси и мира.

В-пятых, Беларусь стремится обеспечивать качество образования и прилагает усилия для разработки сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования. В настоящее время Министерство образования рассматривает возможность создания систем, технологий и критериев оценки и контроля качества образования, совместимых с зарубежными стандартами, а к 2010 г. предполагает сформировать систему обеспечения качества высшего образования, совместимую с международными процедурами оценки качества образования.

В-шестых, Министерство поддерживает общемировые воззрения в высшем образовании относительно развития межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, высокой роли практической подготовки.

В-седьмых, Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2002 года № 5 о выполнении обязательств Республики Беларусь по Лиссабонской конвенции 1997 года, обеспечил правовую основу процедуры признания и установления эквивалентности зарубежных документов/квалификаций образования, которая осуществляется Отделом экспертиз и признаний документов об образовании Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы».

28 июля Президент Республики Беларусь поручил министру образования Александру Радькову начать процедуру присоединения Беларуси к Болонскому процессу.

Основная цель Болонского процесса – это создание Европейского пространства высшего образования и дальнейшее его совершенствование. Принятие Беларусью Болонского соглашения будет способствовать единой стандартизации национальной и европейской систем высшего образования, усилению интеграции в сфере науки, расширению доступа к европейским программам академического сотрудничества и привлечению к нам иностранных абитуриентов.

С принятием болонского соглашения мы должны будем перейти на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура). Таким образом, мы сможем достигнуть сопоставимости степеней высшего образования. И тогда гораздо проще будет получить образование в другой стране и даже трудоустроиться за рубежом.

Существует большая разница между нашей и европейской системами образования. И для того, чтобы её ликвидировать, понадобится очень много времени. Ведь для этого необходимо осуществить коренные преобразования в самом образовательном процессе.

Если мы решим вступать и менять, что делать в первую очередь? Есть какие-то стандарты?

- Стандартов нет. Есть модель, которую разделяют участники Болонского процесса. И это не только 3-ступенчатая программа. Главное - создать прозрачную систему образования, которая позволит в разных странах сопоставлять дипломы и полученную квалификацию. Вот конкретный пример - приложение к диплому. У нас ни один студент, получающий диплом, не получает приложения, которое соответствует европейским требованиям. Какое у нас сейчас приложение? Вдвое сложенный листик. А в Европе - это книжечка, где написано очень много. Если там сказано, что у вас 8 баллов по предмету, то прилагается система оценки, критериев. Все на английском языке. И будет понятно, что если у вас восьмерка, например, по идеологии, то вы и правда ее хорошо усвоили. И работодатель получит удовольствие от этого знания.

Какие еще нас ждут плюсы?

- БП откроет возможность студентам участвовать в европейских образовательных процессах, усилит студенческую мобильность. Наше образование станет более качественным.

А как практически проходит процесс присоединения? Как долго протянется эта процедура?

- Сначала нам нужно подать заявку. Наши документы рассмотрит экспертная группа. Она же приедет в Беларусь для изучения системы высшей школы. Но мы готовы к этой процедуре. Ведь наши вузы завершают процесс перехода на европейские стандарты, значит, на этом уровне проблем возникнуть не должно. Далее решение о включении Беларуси будет принимать Конференция министров образования европейских стран. Она проводится один раз в три года. Я так думаю, что решение может быть принято в 2012 году.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: