История Болонского процесса
«Болонским» называют процесс создания странами Европейского Союза единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), основные цели которого должны быть достигнуты к 2010 г. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Основные идеи Болонской декларации исходят из Великой хартии университетов – Magna Charta Universitatum (Болонья, 1988 г.) и Сорбоннской декларации (Париж, 1998 г.).
Цели создания ЕПВО:
единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно;
высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.
На данный момент в Болонский процесс входит 47 государств. Россия присоединилась в 2003 году, в 2005 году – Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан.
Болонский процесс строится на началах добровольности и ничего от своих участников не требует. Его главная цель – прозрачность, сопоставимость, «понятность» существующих образовательных систем, возможность легкого «пересчета» одной системы на другую.
Принципы Болонского процесса
В Болонской декларации указаны 10 основных задач, решение которых будет способствовать ЕПВО:
введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;
|
переход на двухступенчатую систему высшего образования;
введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;
повышение академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;
обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;
обеспечение автономности вузов;
введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня);
придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;
реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»);
переход к общеевропейскому образовательному и исследовательскому пространству.
Причины присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу:
система образования Республики Беларусь имеет европейские корни, в связи с этим логичным представляется учет изменений той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для системы отечественной;
на Евросоюз приходится значительная часть отечественной внешней торговли и иных внешнеэкономических связей. Если высшее образование людей, реализующих эти связи, сопоставимо, связи налаживать и поддерживать легче;
|
взаимодействие системы образования Республики Беларусь с ЕПВО предполагает общепринятые правила и, находясь «внутри» процесса, значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются общепринятые правила;
формирование общего образовательного пространства в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС и СНГ, часть участников которых реформировали национальные системы образования на основе Болонских принципов, так или иначе вынуждают Республику Беларусь в процессе построения общего образовательного пространства реформировать отечественную систему образования на тех же принципах;
и т.д.
Последствия присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу
Преимущества:
формирование системы высшего образования, адекватной современному этапу развития экономических и социальных отношений, включая гибкое образование, хорошо адаптируемое к быстро изменяющимся условиям;
устранение «разрыва» в реформировании систем образования России, стран СНГ и Республики Беларусь;
доступ в европейскую сеть обеспечения качества и возможность международной аккредитации белорусских университетов;
прямой доступ к европейским информационным ресурсам и облегчение признания дипломов (особенно важно для иностранных граждан);
повышение престижа белорусской высшей школы за рубежом и увеличение притока иностранных студентов;
расширение доступа к европейским программам академического и научного сотрудничества;
возможность влияния на формирование европейских решений в области высшего образования и в смежных областях;
|
социальный эффект для лиц, в силу разных причин меняющих место жительства, за счет системы признания результатов их обучения, приобретенных профессиональных квалификаций и отдельных курсов через систему зачетных кредитов;
расширение доступа к международным интеллектуальным ресурсам для насыщения учебных программ и обеспечения качества;
в период осуществления академической мобильности та часть белорусских студентов, которая склонна к практическим занятиям бизнесом, установит горизонтальные связи со своими сверстниками, чтобы потом воспользоваться ими для осуществления экономического сотрудничества в различных формах (для создания совместных предприятий, для расширения международных торговых связей).
Возможные негативные последствия:
снижение качества образования на первой ступени в условиях сокращенных сроков обучения;
утечка мозгов в более развитые страны (ценным является специалист с более продолжительным сроком обучения, 4-летние белорусские специалисты в Европе будут мало востребованы);
замена упрощенного приложения к диплому советского образца более сложным, рекомендованным ЮНЕСКО и Советом Европы;
переход на международную аккредитацию вузов и связанные с этим финансовые затраты.