Примечание: можно использовать и другие хрестоматии, ориентируясь на имя автора и проблему.




Вопросы для подготовки к семинарам и самоподготовки для заочников

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1.Согласны ли вы с пониманием филосо­фии как любви к мудрости? Почему? 2.Для чего нужна философия современ­ному человеку? 3.Что важнее для философии - знания или ценности? А для человека? 4.Что важнее для развития личности – со­мнения или убеждения? 5.Что – сомнения или убеждения – важнее для развития философии? 6.Хотели ли Вы быть догматиком? Почему? 7.Хотели ли Вы быть скептиком? Почему? 8.Всякое ли мировоззрение – философия? 9.Считаете ли Вы себя агностиком? По­чему? 10.Каковы функции философии? 11.Чем категории философии отличаются от понятий других наук? Приведите при­меры. 12.Зачем науке философия?

Тема 2. Вехи мировой философской мысли. Философия в лицах. (Ориентироваться на круг проблем и имена, перечисленные в «Содержании» курса и на историко-философские вопросы по самоподготовке по другим темам.)(оформляется в виде таблицы, по эпохам)

Тема 3. ЧЕЛОВЕК И МИР (БЫТИЕ, МАТЕРИЯ)

Контрольные вопросы.

1. Понятие бытия и его аспекты.

2. Основные формы бытия.

3. Ленинское определение материи и ос­новной вопрос философии.

4. Монизм и дуализм.

5. Движение как способ существования материи.

6. Формы движения материи и их взаимо­связь.

7. Эволюция форм движения материи.

8. Движение и покой.

9. Пространство и время как формы су­ществования материи.

Вопросы для самоподготовки.

1. В чем суть понимания бытия Гераклитом?

2. Как Парменид представлял отношение «бытия» и «мышления», «бытия» и «небытия?» Что интересно, что спорно в его идеях?

3. ПочемуДемокрит - атомист и материа­лист?

4. Фома Аквинский о бытии.

5. Что такое пантеизм? Как понимал при­роду и бытие Джордано Бруно?

6. Что такое субстанция (по Декарту)? Какие две субстанции он признавал? Как они соотносятся у Декарта?

7. Как понимал материю Гольбах?

8. Как Кант пони­мал пространство и время?

Проблемные вопросы.

1. Должен ли бесконечный мир иметь конец в пространстве и начало во времени?

2. Устарела ли классификация форм движе­ния материи Энгельса? Можно ли её до­полнить? Если да, то как?

3. Какой из этапов в истории философии ин­тереснее для Вас в понимание бытия? Почему?

4. Что такое материальное единство мира? Что изменилось в его понима­нии в науке ХХ века по сравнению с эпохой Энгельса?

ПРИМЕЧАНИЕ: повторить по философскому словарю понятия: «идеализм», «материа­лизм», «субъективный идеализм», «монизм», «дуализм», «диалектика», «метафизика», «бытие», «материя». Выписать определения, выучить. Подобрать примеры.

Тема 4. Человек – сознание – познание (общества и природы.)

Контрольные вопросы.

1. Роль труда в возникновении и разви­тии сознания.

2. Роль практики в познании.

3. Чувственное познание и его формы.

4. Логическое (рациональное) познание и его формы.

5. Диалектика абсолютного и относитель­ного в истине.

6. Материалистическое понимание исто­рии.

7. Проблема свободы и необходимости.

8. Роль народа и личности в истории.

9. Практика как отношение человека к миру.

10. Проблема прогресса в истории

11. Отражение как всеобщее свойство мате­рии. Эволюция форм отражения.

12. Проблема истины в познании.

Вопросы для самоподготовки.

1. Согласны ли Вы с пониманием познания софистами? Почему?

2. В чем Вы согласны с пониманием Ф. Бэко­ном науки? В чем, быть может, нет? По­чему?

3. В чем вы согласны с пониманием истины Декартом? С его теорией истины? В чем, быть может, нет? Почему?

4. Какие аргументы приводит Платон, утвер­ждая, что наши идеи – выводы умопости­гаемых сущностей, а знания – тени на стене пещеры? Согласны ли Вы с ним?

5. Согласны ли вы со стоиками в понимании человека? Почему?

6. Согласны ли Вы с пониманием человека Эразмом Роттердамским? Почему?

7. Как понимали человека просветители? Со­гласны ли вы с ними? Почему?

8. Фома Аквинский о человеке и его душе.

9. Теория познания Аристотеля.

10. Проблема разума и веры. Душа и позна­ние у Августина.

11. Полемика Локка и Декарта о «врожденных идеях».

12. Что писал Герцен о свободе и общине? Ус­тарели ли эти идеи? Почему?

13. Что писал Ленин в работе «Карл Маркс» о материалистическом понимании истории? Согласны ли Вы с ним? Почему?

Проблемные вопросы.

1. Душа и проблема единства идеального и материального.

2. Многомерность человека.

3. Гуманизм как мера прогресса общества. Проблема отчуждения.

4. Проблема жизни и смерти в философии.

5. Проблема смысла истории

6. Подтвердила или опровергла практика представления о человеке философии эпохи Возрождения? Ответ аргументировать.

7. Чье учение о человеке – Радищева, Тол­стого или Достоевского – для Вас инте­реснее? Почему?

ПРИМЕЧАНИЕ: повторить по философ­скому словарю понятия: «сознание», «по­знание», «отражение», «истина», «прак­тика», «прагматизм», «личность», «сво­бода», «необходимость». Выписать опре­деления, выучить. Подобрать примеры.

Тема 5. Человек – общество – культура

Контрольные вопросы.

1. Общественное сознание. Идеология и общественная психология (менталитет).

2. Человек, общество и государство.

3. Культура и цивилизация.

4. Единство и многообразие культур.

5. Формации как ступени общественного про­гресса

6. Прогресс и его критерии. Оборотная сто­рона прогресса.

7. Свобода как продукт общественного про­гресса.

8. Глобальные проблемы современности и социальный прогресс.

9. Проблемы ценностей: мораль, справедли­вость, право.

10. Нравственные ценности.

11. Эстетические ценности.

12. Религиозные ценности и свобода совести.

Вопросы для самоподготовки.

1. Теория культурных циклов (Тойнби).

2. Теория культурных циклов (Шпенглер).

3. Теория исторического кругооборота (Вико).

4. П. Лавров о прогрессе, культуре и цивили­зации.

5. Фрейд о культуре и цивилизации.

6. Юнг об архетипах культуры.

7. Бердяев о культуре и цивилизации.

8. Руссо о причинах неравенства.

9. Соловьев о патриотизме и националь­ном эгоизме.

Проблемные вопросы.

1. Т. Адорно о западной цивилизации.

2. Ганди об общественном прогрессе и спо­собах его достижения.

3. И. Киреевский о русской и западноевро­пейской цивилизациях. (Отметить эволюцию взглядов автора, сравнив ра­боты «XIX век» и «О характере просве­щения Европы и его отношения к про­свещению России».)

4. Ортега-и-Гассет о «массовом обществе» и «массовой культуре».

5. Теория «разумного эгоизма» о буржуаз­ной цивилизации.

6. Концепция технологического детерминизма и постиндустриальное общество.

7. Чернышевский о морали и концепции «разумного эгоизма» в русском (социали­стическом) варианте.

Вопросы по первоисточникам.

1. Шпенглер о культуре и смене культур.// Мир Философии.- т.2.- 315-316;

2. Вл. Соловьев о задачах искусства, художественном и социальном идеале.// МФ Т.2. с. 338-341.

3. Вернадский о ноосфере.// Мир Философии с. 510-512.

4. Тейяр де Шарден о ноосфере.//Мир философии. с.533-537.

5. Ясперс о человеке и массовости бытия.// Мир Философии. с. 549-557.

Примечание: можно использовать и другие хрестоматии, ориентируясь на имя автора и проблему.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: