Привлекательность партнера по общению,




и отношение к наблю­дателю.

Фактор превосходства - «запускает» схему социально­го восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для не­го параметру - уму, материальному, социальному положению и др.).

Фактор привлекательности - реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.

Фактор отношения к наблюдателю - ставит в зависи­мость восприятие партнера по общению от его отношения к на­блюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разде­ляют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно.

Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола.

Эффект ореола заключается в приписывании несущест­вующих черт человеку в зависимости от полученной информа­ции.

Австралийский психолог Пауль Р. Уилсон провел экспери­мент. Он представил пяти группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов опреде­лить на глаз его рост. Результаты оказались параллельными. Ко­гда человек был представлен студентом, его рост определялся в среднем 171 см, ассистентом кафедры - до 176. При звании старший лектор ему был приписан рост 180 и наконец, рост профессора равнялся 184 см.

Таким образом на восприятие дру­гого человека часто оказывает влияние занимаемое им положение.

Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику сво­их достоинств или недостатков.

Например. когда у человека за­мечательное расположение духа, все окружающие кажутся ему милейшими людьми.

Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека, - стереотипов.

Это чрез­мерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д.

Они играют как положительную, так и отрицатель­ную роль:

помогают принимать решения в типичной, повторяющей­ся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс по­знания.

в то же время стереотипное поведение препятствует приня­тию новых решений.

Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.

В результате стереотипизации формируется социальная уста­новка - предрасположенность, готовность человека восприни­мать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом.

Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к облегчению, алгоритмизации познания, а также приобщению индивида к системе норм и ценностей дан­ной социальной среды.

Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации:

I. Первый этап - период детства до 12 лет. Уста­новки, развивающиеся в этот период, соответствуют родитель­ским моделям.

II. Второй этап с 12 до 20 лет установки приобретают более кон­кретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей.

III. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений.

К 30 годам установки человека приобретают стабильность и фиксированность.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что на форми­рование модели партнера по общению влияют субъективные факторы.

Процесс общения и отношение к партнеру задается целью об­щения.

· Если общение нужно нам, то происходит «подстройка к партнеру снизу» (взгляд снизу вверх). Очень часто идет преувели­чение качеств партнера.

Например, студент обращается к препода­вателю с просьбой пересдать экзамен, считая, что он справедливый, значит, разрешит.

Возникает эффект ореола - перенос уже извест­ных качеств на всю личность, что искажает восприятие.

· Если обще­ние нужно партнеру, то мы подстраиваемся к нему сверху (взгляд сверху вниз).

При этом предполагается, что тот, кому нужно, дол­жен вести себя соответственно, то есть смотреть на нас снизу вверх, в интонации должна слышаться просьба.

На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов.

Например, роль преподавателя, студента, декана.

Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие.

За счет установки идет достраивание образа партнера и по­строение своих ожиданий.

Посредством механизмов социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипиза­ция, рефлексия, каузальная атрибуция) мы интерпретируем действия, понимаем и оцениваем другого человека.

Например: успех на экзамене однокурсника

- мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция),

- а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объективная ат­рибуция),

- или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция).

Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает эффективному нала­живанию отношений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: