Перечень вопросов к экзамену по дисциплине
«История вокального искусства»
1. Становление, формирование и развитие итальянской вокальной школы. Эпоха до Монтеверди
2. Оперное искусство в Венеции и Риме конца XVI – первой половины XVII вв.
3. Неаполитанская опера конец XVII – начала XVIII вв.
4. Вокальная педагогика и выдающиеся певцы Италии XVI – XVIII вв.
5. Опера-сериа и опера-буффа в творчестве итальянских композиторов второй половины XVIII века.
6. Итальянское вокальное искусство первой половины XIX века
7. Итальянское вокальное искусство второй половины XIX века
8. Веризм
9. Вокальная педагогика и выдающиеся певцы Италии XIX – XXI вв.
10. Французская опера XVII – XVIII вв.
11. Вокальная педагогика и выдающиеся певцы Франции в XVII-XVIII вв.
12. Французская опера XIX-XXI вв.
13. Вокальная педагогика и выдающиеся певцы Франции XIX-XXI вв.
14. Вокальное и вокально-хоровое творчество И.С.Баха и Г.Ф. Генделя.
15. Немецкая и австрийская опера XVIII века
16. Оперное и вокальное искусство Германии и Австрии XIX века.
17. Оперное и вокальное искусство Германии и Австрии XX века – начала XXI века.
18. Вокальная педагогика и выдающиеся певцы Германии XIX-XXI вв.
19. Вокальная педагогика и выдающиеся певцы России XVII века - первой половины XVIII века.
20. Оперное искусство в России второй половины XVIII века – первой половины XIX века
21. Вокальная педагогика и выдающиеся певцы России второй половины XVIII века – первой половины XIX века.
22. Русская народная вокально-хоровая школа.
23. М.И. Глинка - основоположник русской вокальной школы и родоначальник русской оперы.
24. Русский романс XIX – начала XX века.
25. Отечественное оперное искусство второй половины XIX века – начала XXI века.
26. Вокальная педагогика и выдающиеся певцы России второй половины XIX века – первой половины XX века.
27. Отечественная вокальная педагогика и выдающиеся певцы второй половины XX века – начала XXI века (советская вокальная школа и российская вокальная школа).
28. Современные отечественные и западные тенденции вокального исполнительства
Перечень основной учебной литературы
1. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь. СПб.: Лань, 2014.
2. Плужников К.И. Вокальное искусство. СПб.: Лань, 2016.
3. Ваккаи Н. Практический метод итальянского камерного пения. СПб.: Лань, 2013.
4. Левко В. Культура сольного пения. Методические очерки. СПб.: Лань, 2016.
5. Никольская-Береговская, К.Ф. Русская вокально-хоровая школа [Текст]: От древности до ХХI века: Учеб.пособ.для вузов / К. Ф. Никольская-Береговская. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 304с.: ноты. - ISBN 5-691-01077-8: 53-00,55-05,55-06,65-10, 7000 экз.
6. Рапацкая, Л.А. История русской музыки [Текст]: от Древней Руси до "серебряного века": учебник / Л. А. Рапацкая. - Москва: ВЛАДОС, 2013. - 384 с.: ил.: ноты. - (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце гл. и в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-691-01901-2: 519-65, 10000 экз.
7. Белов, Е.Е. Традиции русской вокальной школы в контексте истории русской культуры [Текст]: монография / Е. Е. Белов. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. - 238 с. - ISBN 5-296-00380-2: 200-00.
8. История современной отечественной музыки [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов. Вып.1: 1917-1941 / под ред.М.Е.Тараканова. - М.: Музыка, 2005. - 480 с.: ил.:ноты. - ISBN 5-7140-0560-0: 297-00, 1000 экз.
9. Алфеевская, Г.С. История отечественной музыки ХХ века [Текст]: С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин: учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Алфеевская. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. - 159 с.: ил., ноты. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-305-00219-5: 203-30,107-65, 3000 экз.
10. История зарубежной музыки [Текст]: Для спец."Музыка" / авт.-сост. М.Н. Филимонова, Г.С. Алфеевская. - М.: РИЦ МГОПУ им.М.А.Шолохова, 2005. - 78 с. - 44-00,100 экз.
11. Шишкина, Л.В. Музыкальное обучение в Древней Руси XV-XVII веков [Текст]: (по древнерусским певческим учебным пособиям) / Л. В. Шишкина. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 167 с. - (Учебное пособие для вузов). - Библиогр.: с. 164-167 и в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-691-01860-2: 228-69, 15000 экз.
12. Основы вокальной методики [Текст]: Для специализации "Сольное пение" / авт.-сост. Д.Н. Гриних. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. - 16 с. - 12-50,100 экз.
13. Музыкальная энциклопедия и музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш
Перечень дополнительной учебной литературы
- Бит Р. За кулисами «Метрополитен Опера». - М., 2001.
- Валъденго Д. Я пел с Тосканини. - Л., 1989.
- Верди Дж. Избранные письма. - Л., 1975.
- Гедда Н. Дар не дается бесплатно. - М., 1983.
- Гобби Т. Мир итальянской оперы. - М., 1989.
- Даль Монте Т. Голос над миром. - М., 1966.
- Доминго П. Мои первые сорок лет. - М., 1989.
- Шулер Д. Если бы Моцарт вел дневник. - Будапешт, 1963.
- Мур Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления
о музыке. - М., 1987. - Джшьи Б, Воспоминания. - М., 1967.
- Дмитриев Л. Методические взгляды Э. Барра (Милан)// Вопро-
сы физиологии пения и вокальной методики. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 25. - М., 1975. - Иванов-Борецкий М. Музыкальная хрестоматия. - М., 1936
- ЛессА. Тита Руффо. - М., 1983.
- Лучано Паваротти и Уильям Райт. Мой мир. - М., 1995.
- Магомаев М. Великий Ланца. - М., 1993.
- Мартынов И. Прогрессивные тенденции в современной зару-
бежной опере. - М., 1974. - Музыка XX в. Очерки / Ред. Д. Житомирский. - М., 1976.
- перных шедевров. -Л., 1980.
- Пальмеджани Ф. Маттиа Баттистини. - М., 1969.
- Розанов А. Полина Виардо-Гарсиа. - М., 1982.
- Роллан Р. Музыканты прошлых дней. - М., 1938.
- Россини Док. Избранные письма, высказывания. - Л., 1969.
- Руффо Т. Парабола моей жизни. - М., 1964.
- СоловцоваЛ. ДжузеппеВерди. -М., 1969.
- Театр Ла Скала. - Л., 1977.
- Торторелли В. Энрико Карузо. - М., 1965.
- Фишер-Дискау Д. Отзвуки былого. - М., 1991
- Фучито С. Искусство пения и вокальная методика Энрико Кару-
зо.-Л., 1967. - Хаммершлак Я. Если Бах вел дневник. - Будапешт, 1963.
- Хериот Э. Кастраты в опере. - М., 2000.
- ХонолкаК. Великие примадонны. -М., 1998
- Цодоков Е. Опера: Энциклопедический словарь. - М., 1999.
- Черная Е. Австрийский музыкальный театр до Моцарта. - М.,
1965. - Шилъникова Н. О вокально-педагогической практике в Италии //
Вопросы физиологии пения и вокальной методики. Труды ГМПИ
им. Гнесиных. Вып. 25. - М., 1975. - Энрико Карузо на сцене и в жизни. - М., 2002.
- Энтелис Л. Силуэты композиторов XX века. - Л., 1975
- Агин М. Некоторые аспекты становления и развития мирового
вокального искусства// Национальные вокальные школы Рос-
сии. - М.-Чебоксары, 2001. - Акулов Е. Оперная музыка и сценическое действие. - М., 1978.
- Асафьев Б. М. И. Глинка. - М., 1964.
- Багадуров В. Глинка как певец и вокальный педагог//М. Глинка.-М., 1950.
- Барсов Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. Глинки. - М., 1968.
- Барсов Ю. Вокальные фрагменты. - Нижний Новгород, 2002.
- Барсова Л. Н. И. Забела-Врубель. - Л., 1982.
- Богомолов Н. 60 лет в оперном театре. - Л., 1967.
- Вокальная школа Российской академии музыки им. Гнесиных/Автор-сост. М. Агин. - М., 2004.
- Вокальный факультет Российской академии музыки им. Гнесиных.-М., 2001.
- Вопросы вокальной педагогики. Вып.1-5, 7. - М., 1962, 1964,
1967, 1969, 1976, 1984. - Гарин Э. С Мейерхольдом. - Л., 1974.
- Глинка М. Записки. - М.-Л., 1980.
- Гозенпуд А. Иван Ершов. -Л., 1986.
- Горбунов Н. Федор Шаляпин в Японии и Китае. - М., 2002.
- Грошева Е. Большой театр. - М., 1962.
- Грошева Е. Иван Паторжинский. - М., 1976.
- Доливо А. Певец и песня. - М., 1948.
- Зарубин В. Большой театр. - М., 1994.
- Каплан Э. Жизнь в музыкальном театре. - Л., 1969.
- Кашкин Н. Русские консерватории и современные требования искусства. - М., 1906.
- Коткина И. Атлантов в Большом театре. - М., 2002.
- Кремлев Ю. Эстетические взгляды Прокофьева. - М.-Л., 1956.
- Кюи Ц. Избранные статьи об исполнителях. - М., 1957.
- Яковлева А. Вокальная школа Московской консерватории. - М.,
1999. - Яковлева А. Русская вокальная школа.- М., 1999.