Вопросы
к экзамену по дисциплине «Педагогика» для студентов
заочного факультета специальности
1-31 01 01-02 «Биология »
Учебный год
1. Социально-экономические предпосылки возникновения воспитания и зарождение педагогической мысли в учениях философов греко-римского периода (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека, Квинтилиан и др.).
2. Гуманистические идеи воспитания представителей эпохи Возрождения (В.да Фельтре, Э.Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень и др.) как основа развития новых направлений в педагогике.
3. Выделение педагогики в особую отрасль научного знания и разработка ее научных основ в трудах педагогов Западной Европы XVII–XIX вв. (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А. Дистервег).
4. Особенности научной и народной педагогики, этнопедагогика и ее роль в изучении народных и национальных традиций воспитания.
5. Вклад в развитие педагогики российских ученых и деятелей педагогического образования XVII–XVIII вв. (М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, Ф.И.Янкович, Н.И.Новиков).
6. Роль классиков российской педагогики XIX в. (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев) и представителей педагогики советского периода (С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский) в обогащении теории и практики воспитания.
7. Вклад в развитие педагогической мысли на Беларуси просветителей IX–XVIII вв. (Е.Полоцкая, К.Туровский, Ф.Скорина, Н.Гусовский, С.Будный, В.Тяпинский) и педагогов-методистов XIX в. (А.Е.Богданович, Ф.А.Кудринский, Д.А.Сцепуро, Я.Колас и др.).
8. Педагогика как теоретическая наука, ее объект, предмет и основные категории.
9. Функции педагогики, ее задачи и общекультурное значение, образовательные и воспитательные парадигмы в мировой педагогической практике.
10. Структура педагогической науки, ее основные отрасли и развитие новых научных направлений.
11. Методология педагогической науки и ее влияние на развитие современных подходов в разработке теории воспитания.
12. Методы педагогического исследования и связь педагогики с другими науками как факторы развития и совершенствования педагогической теории.
13. Задачи и содержание разностороннего развития учащихся в современной системе школьного и общественного воспитания в соответствии с «Кодексом Республики Беларусь об образовании».
14. Личность как предмет воспитания, педагогическая характеристика понятий человек, личность, индивид, индивидуальность, развитие и формирование личности.
15. Научная трактовка проблемы важнейших факторов, внешних и внутренних стимулов развития и саморазвития личности.
16. Воспитание как специально организованный педагогический процесс, его научная сущность и направленность на овладение общественным опытом.
17. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса и его трактовка в широком и узком значениях.
18. Общие закономерности и принципы воспитания и их психолого-педагогическая характеристика.
19. Организация деятельности учащихся и стимулирование их активности как важнейшие закономерности воспитания и основа деятельностно-отношенческой концепции развития личности.
20. Возрастной подход в воспитании как педагогическая проблема, особенности обучения и воспитания учащихся подросткового и старшего школьного возраста.
21. Проблема индивидуальных различий учащихся, особенности обучения и воспитания одаренных и «трудных» школьников.
22. Дидактика как раздел педагогики, вклад в ее развитие известных педагогов прошлого, проблемы исследования и взаимосвязь с частными методиками.
23. Понятие содержания образования, исторический анализ теорий содержания образования, их положительные стороны и недостатки.
24. Научные требования к разработке содержания школьного образования и тенденции его совершенствования в современной школе.
25. Государственный образовательный стандарт, документы по определению содержания школьного образования и их роль в обновлении содержания школьного образования.
26. Сущность процесса обучения, его задачи, основные понятия и внутренняя структура.
27. Характеристика целевого, потребностно-мотивационного и содержательного компонентов процесса обучения.
28. Операционно-деятельностный компонент обучения и система учебно-познавательных действий учащихся по овладению изучаемым материалом.
29. Сущность и назначение эмоционально-волевого, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного компонентов обучения.
30. Понятие о дидактических закономерностях и принципах обучения и их характеристика.
31. Понятие о методах, приемах и средствах обучения, проблема классификация методов обучения и инновационных процессов их развития.
32. Методы устного изложения знаний учителем, их сущность и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе их практического применения.
33. Методы закрепления изучаемого материала и методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
34. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, их сущность и дидактические приемы использования.
35. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их сущность и рациональные приемы применения.
36. Организационные формы обучения и их эволюция, урок как основная форма обучения, классификация уроков.
37. Структура смешанных (комбинированных) уроков, методические основы проведения начального этапа урока и повторительно-обучающей работы по пройденному материалу на уроке.
38. Организация восприятия, осмысления и усвоения (запоминания) учащимися нового материала как этап комбинированного урока.
39. Закрепление нового материала, работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике, задание урока на дом как этапы комбинированного урока.
40. Структура и методика проведения уроков изложения нового материала, уроков повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала, уроков проверки и оценки знаний учащихся, нестандартных уроков.
41. Учебные экскурсии, факультативные занятия и формы внеклассной учебной работы в современной школе и их характеристика.
42. Домашняя учебная работа учащихся, ее роль в овладении знаниями и важнейшие правила выполнения домашних учебных заданий.
43. Современные общепедагогические, частнопредметные и альтернативные технологии обучения, их назначение и общая характеристика.
44. Специфика воспитания (в узком смысле) в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теоретико-методических основ.
45. Сущность отношений как предмета воспитания, их содержание, переход в личностные качества и психолого-педагогическая структура процесса их формирования.
46. Понятие о методах и средствах воспитания, соотношение методов воспитания с процессом формирования личностных свойств и качеств.
47. Характеристика общих методов воспитания, их назначение, сущность, психолого-педаго-гическая основа и средства реализации.
48. Организационные формы воспитательной работы, их классификация и общая характеристика.
49. Воспитательный коллектив как педагогическое понятие, его функции и влияние на личность.
50. Основные этапы (стадии) развития ученического коллектива и критерии его сплоченности.
51. Важнейшие средства и методические основы формирования воспитательного коллектива.
52. Цели, задачи, принципы и основные направления идейно-воспитательной работы с учащимися.
53. Информационные часы, их виды и методика проведения.
54. Сущность нравственного воспитания, понятие нравственности человека, система нравственных отношений как основа содержания нравственного воспитания в школе.
55. Структура процесса формирования нравственных качеств, критерии сформированности нравственно-этической культуры и нравственной воспитанности учащихся.
56. Роль патриотизма и культуры межнациональных отношений в социально-гражданском и духовном развитии личности, их сущность, содержание и методические основы формирования.
57. Трудовое воспитание, трудовое обучение и профессиональная ориентация учащихся, их сущность, и методика организации основных видов и форм трудовой деятельности в современной школе.
58. Сущность, содержание и методические основы формирования у школьников сознательной дисциплины и культуры поведения.
59. Эстетическое воспитание учащихся, его задачи, сущность, содержание и методические основы организации в процессе учебной и внеклассной воспитательной работы.
60. Значение и функции физического воспитания учащихся, его сущность, содержание и методические основы формирования физической культуры и культуры здорового образа жизни.
61. Значение научного мировоззрения в личностном развитии обучающихся, его функции, виды и условия формирования, идеологическое воспитание школьников.
62. Самовоспитание как важнейший фактор развития личности, его сущность и психолого-педагогические стимулы.
63. Основные этапы и методы самовоспитания, педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.
64. Семья как воспитательная среда ребенка, сущность семейного воспитания, его задачи, основные принципы и содержание.
65. Организационно-педагогическая работа школы с родителями, формы повышения педагогической культуры родителей.
66. Понятие о системе образования и тенденциях ее развития в различных странах мира.
67. Национальная система образования в Республике Беларусь, пути и перспективы ее развития в соответствии с «Кодексом Республики Беларусь об образовании».
68. Профессия педагога, ее особенности и роль в современном мире, педагогические способности и профессионально-личностные качества.
69. Профессионально-педагогическая деятельность учителя и ее основные виды, педагогический профессионализм и ступени профессионального роста учителя.
70. Содержание и основные направления работы классного руководителя, его обязанности в современных учреждениях общего среднего образования.
Доцент кафедры педагогики В.П. Горленко