Чарльз Хортон Кули родился 16 августа 1864 года. Он известен рядом социологических концепций и тем, что является одним из основателей Американского социологического общества.
Три главные социологические работы Ч.Кули – это «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909) и «Социальный прогресс» (1918). В них в качестве основной идеи выступает органический взгляд на общество, а также подчеркивается центральная роль разума в социальных процессах.
Кули довольно широко применял в своих исследованиях метод органической аналогии и рассматривал общество, социальные группы и индивидов как единый живой организм. Кули считал, что связь между обществом в целом и входящими в его состав малыми группами осуществляется с помощью некого идеала «морального сообщества» - представления, доминирующего в обществе относительно самых общих вопросов социального изменения и развития.
Кули утверждал, что ни индивид, ни группа не являются первоначалом общества, но оба явления составляют аспекты единого целого. Различные аспекты жизни системно связаны между собой, поэтому господствовавшая тогда экономическая интерпретация социальной теории, с его позиции, представлялась не более состоятельной, чем религиозная.
В определенных целях исследователь может сосредоточиться на изучении отдельного социального института, но его необходимо видеть в контексте социального целого и никогда не забывать, что специфический подход сделан лишь для удобства изучения.
Центральное значение разума для жизни общества Кули выводит из того, что разум является средством, в котором мысль находит свое развитие и с помощью которого она передается. Человеческие действия проистекают из разума в тех случаях, когда они превосходят действия животных. Таким образом, существует некий тип универсальной субстанции – разум, который имеет свои первичные ячейки и организован в конкретных точках: индивидах, группах, институтах, публике. История языка и история человека как вида – это равнозначимые проявления ума в процессе его развития.
|
В работе «Человеческая природа и социальный порядок» Кули концентрируется на изучении индивида и нюансов его отношений с другими. В этой работе происходит развитие теории «зеркального Я», суть которой состоит в том, что усваиваемые индивидом представления о своем «Я» возникают в сознании других, в реакции окружающих людей. Центральным понятием здесь является «Я», которое, по Кули, состоит из всего, что индивид присваивает себе, выхватывая из общего потока жизни, в отличие от того, что принадлежит другим. Хотя физическое тело и является одним из элементов «Я», но это лишь его второстепенная часть, поскольку люди лелеют свои ценности, идеи, достижения и имущество больше, нежели свои физические тела.
Чарльз Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью отличия своего "Я" от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного "Я" происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может происходить без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт.
|
Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный «Я-образ» не рождается только в связи с объективными фактами. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый и т.д.
Это человеческое "Я", открывающееся через реакции других, получило название «зеркальное Я» Чарльза Кули, впервые проанализировавшего процесс "Я"-открытия.
Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я":
1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;
2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим;
3) наши чувства по поводу этого мнения.
Как отражение в зеркале дает образ физического "Я", так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального "Я". Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется.
В работе «Социальная структура» Кули переносит анализ индивида на социальную структуру, но не отказывается от ментального подхода. Общество есть разумный комплекс – оно связано коммуникацией. Социальный разум принимает свою форму в процессах личностных отношений малых групп: семьи, соседей, местной общины и т.д. Опыт в первичных группах формирует как развитие индивида, так и развитие более широких общественных структур, из этого опыта индивид черпает свои фундаментальные жизненные ориентации, а общество получает для себя модель совместного общежития.
|
Взаимосвязь между первичными группами и обществом осуществляется, по Кули, посредством первичных идеалов. Он показал что жизнь в первичных группах приводит к удовлетворению и создает идеал нравственного общества. Причем именно Кули ввел в научный оборот понятие «первичная группа» - это особые ассоциации близких людей, такие как семья или круг друзей, с которыми разделяются общие чувства.
Под социальным институтом Кули понимал «определенную фазу общественного разума» - это организация человеческой мысли вокруг определенной задачи. Институт представляет собой аккумуляцию человеческого опыта, но у него отсутствуют такие качества, присущие личности как целостность и человечность.
Стоит отметить, что вклад Кули в социологию весьма значителен, а его работы написаны простым и доходчивым языком, вследствие чего и завоевали большую читательскую аудиторию.
Его эмпирическая работа по чувству «Я» стала основной для прикладных социальных разработок. На ее базе, в частности, зародились различные теории малых групп, а его концепция общественного мнения во многом превосходила многие положения теории информации и кибернетики.
Кули первым в американской социологии занялся разработкой положения социальных классов. Его работы значительно обогатили различные области социологической науки.
______________________
1. Култыгин В.П. Классическая социология. – М.: Наука, 2000. – с. 337-343.
2. Королев И.Ю. Социология: эпистемологический аспект. – Владимир, 2001. – с. 159-161.
3. Волков Ю.Г., Добреньков В.Н. и др. Социология. – Изд. 2-е. – М.: Гардарики, 2002. – с. 75 – 78.
4. Джерри Д. Большой толковый социологический словарь. – Т.1. – с.352.