Развитие отечественной психологии начались относительно недавно, примерно в начале 90-х годов XX века (Панов, 1997).




ВОПРОС -16

Основные научно-теоретические направления в современной возрастной психологии: социально-экологическое направление, направление саморазвития. Необходимость разработки системного направления в психологии развития.

Социально-экологическое направление представлено теорией Ури Бронфенбреннера (эко-психологическая теория). Автор в своей теории выделяет четыре системы, которые включаются друг в друга и в которые человек врастает: микро-, мезо-, экзо- и макросистема.

Мировоззренческая позиция утверждает, что сохранение жизни на Земле выступает в качестве базовой жизненной ценности индивидуального и общественного развития человека. Этот вопрос находится в центре внимания общественных и гуманитарных наук: социологии и философии, педагогики и психологии и т.д. В данном случае связь экологии и психологии представлена, прежде всего, «психологией экологического сознания и культуры».

В настоящее время под термином «экологическая психология» подразумевается:

- специальная область психологических исследований, занимающаяся изучением психологических свойств (атрибуций) среды и их влияния на восприятие, переживание и поведение человека. Например, влияние параметров пространственной, образовательной или информационной среды; - конкретно-методологический подход к изучению психических явлений.

Например, экологический подход к зрительному восприятию по Дж. Гибсону: - своеобразная социальная озабоченность представителей психологической науки и практики отрицательным влиянием антропогенной среды (например, информационной, городской и иной) на психику человека.

Необходимо отметить, что в настоящее время российская экологическая психология характеризуется разноликостью и концептуальной обособленностью различных ее направлений.

Развитие отечественной психологии начались относительно недавно, примерно в начале 90-х годов XX века (Панов, 1997).

Основной причиной возникновения экологической психологии явилось резкое обострение социальных проблем, возникших в обществе, где, с одной стороны, развитие цивилизации, общественный прогресс стимулировали качественно новый скачок в познании природы, общества, самого человека, а с другой - обнаружились все те пагубные последствия, которые несет цивилизация.

Отмеченное противоречие и послужило стимулом для возникновения и развития экологической психологии, которая была призвана ответить на многие вопросы, связанные с восприятием человеком окружающего мира, природы, определением специфики его отношения к природе, исследованием своеобразия экологического сознания и экологических представлений, выработкой психологически обоснованных направлений решения экологических, этических, экономических проблем взаимодействия человека с природой и социальной средой.

В качестве социальных предпосылок возникновения экологической психологии, выступили проблемы, связанные с взаимодействием человека с окружающей средой, угроза экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой стало понимание необходимости гармонизации взаимоотношений человека с природой, выработки новой экологической этики. В качестве экономических причин - проблема значительных издержек при внедрении новых технологий, хотя и способствующих прогрессу, но нарушающих оптимальный баланс взаимодействия человека с природой. Нельзя отрицать значимость собственного развития науки. К этому времени психология достигла значительных успехов в понимании законов восприятия, мышления, структуры отношений и т.д., что стимулировало прорыв к новым уровням исследования. Как и любая другая наука, возникающая на стыке разных дисциплин, экологическая психология характеризуется междисциплинарным подходом, стремлением комплексно охватить многие, казалось бы, разноплановые методы и теории.

В последние годы активно разрабатываются теории саморазвития, исходящие из предположения, что человек сам определяет свою судьбу, иногда независимо от того, желает он этого или нет. Больших, развёрнутых теорий ещё нет, есть отдельные принципы:

- идея критических (ненормативных) жизненных событий: кризисы – это не только неопределённость и потрясение; это – возможность обновления, изменение жизненного стиля, мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным проблемам жизни (Якобсон, Гроф). Деструктивный выход из кризиса – алкоголизация, наркотизация, криминал. Позитивный выход – человек рискует, открываясь новым возможностям и преодолевая страх изменений. Тем самым он реализует базовое стремление к росту (Ассаджиоли), переходит на следующую ступень развития, получает новый опыт, новые знания о мире и о себе, становится более зрелой личностью (Гроф).

- Принцип развития через деятельность, «самоконструирование» (Лернер): человек не является только «биологическим», «психологическим» или «социологическим» существом. Он «системен», его развитие зависит от множества факторов, является» производным динамических отношений между переменными многоуровневой матрицы».

- Идея личностного контроля развития: 1) человек потенциально позитивен, конструктивен и добр (гуманистическое направление), надо лишь дать ему условия, чтобы раскрыться; 2) изначально человек не обладает сущностью; он обретает её в результате самосозидания, причем положительная самоактуализация не гарантирована, это – результат собственного свободного и ответственного выбора человека (экзистенциалисты); 3) у человека природной сущности нет, изначально он представляет собой нейтральный объект, формируемый внешними влияниями, от которых и зависит обретаемая им «сущность» (Бихевиористы; советские психологи).

 

Принцип системности в психологии развития.

Системный подход, согласно взглядам основоположника общей теории систем Л. фон Берталанфи, означает, во-первых, что це­лое всегда больше, чем сумма его частей, и, во-вторых, что все составляющие целого и происходящие в нем процессы взаимно влияют друг на друга. Проще говоря, каждое явление рассматри­вается как обладающее структурой, включенное в более сложную систему отношений и не сводимое к сумме частей, т.е. обладаю­щее «системными эффектами», которые надстраиваются над си­стемой.

Системы бывают простыми и сложными (что условно опре­деляется количеством элементов и связей между ними)2. Иногда простая система может обладать сложным поведением. Хорошо адаптированный ребенок, оказавшийся в интернациональной школе, также может продемонстрировать совершенно неожиданные способы поведения, которые, однако, не могут быть объяснены только в рамках его индивидуальных особенностей. Вообще все живые системы лучше рассматривать как сложные, но в этом случае мы сталкиваемся с проблемой универсальности и примитивности: если система кажется простой, значит ли это, что она несовер­шенна, или, напротив, она универсальна и потому не меняется? Например, если при диагностике интеллекта ребенка мы встре­чаем веер возможных ответов, то это может говорить как о высо­ком креативности, так и о низкой способности целеполагания в мышлении. Поскольку психика подразумевает существование различных уровней сложности, то и к развитию ребенка лучше заранее подходить как к явлению сложному.

В системе адаптированной присутствуют элементы с опреде­ленными функциями и никогда не бывает «лишних» элементов. Для того же, чтобы система развивалась, т.е. была способной вый­ти из равновесия, необходимо, чтобы в ней присутствовали эле­менты без определенного предназначения, «запасные», которые впоследствии нередко становятся источником развития (те са­мые отвергнутые строителями камни, которые затем оказывают­ся во главе угла). Наличие таких элементов нестрогого назначе­ния очень явно показано в психологическом бытии человека — так, нередко клуб или кружок оказываются для ребенка или под­ростка значимой средой, поддерживающей его самоуважение в период кризиса и падения школьной успеваемости; для взросло­го человека хобби может стать в трудной ситуации основой но­вой профессии. Поэтому каждый человек должен обладать сфе­рой интересов, которые не эксплуатируются напрямую, но могут служить источником естественной психотерапии и личностного роста.

Системы бывают открытыми и закрытыми. Психика — откры­тая система, поскольку она не может существовать замкнуто, и в ней постоянно осуществляется приток и потеря энергии. Поэто­му неудивительно, что особенности развития ребенка во многом являются функцией родительского к нему отношения, а не только логикой его собственного развития: ребенок принимает на себя влияния среды (интериоризирует их) и возвращает вновь посред­ством открытого поведения (экстериоризирует). В психологии понятие энергии точнее всего отражено в понятии потребности; поэтому психическое развитие может быть рассмотрено как сме­на потребностей и способов их реализации.

Системы бывают устойчивыми и неустойчивыми. В устойчи­вых соседние элементы не меняют своего взаимного расположе­ния. Примером устойчивой системы в механике является пру­жина, которая, будучи растянутой, стремится вернуться к исход­ному состоянию, а те участки, которые были рядом в растянутом состоянии, остаются соседствующими и в покое. В развитии пси­хики мы наблюдаем и устойчивые, и неустойчивые периоды, когда происходит изменение взаимного соотношения функций. Напри­мер, у младенца основой сознания, согласно Л.С. Выготскому, является восприятие, когда же он взрослеет и переходит на этап раннего детства, восприятие утрачивает свою ведущую роль, ко­торая отводится памяти, однако обе эти функции сохраняются в качестве составляющих психики ребенка.

И, наконец, мы всегда должны рассматривать как систему со сложной структурой не только психику изучаемого нами челове­ка, но и ту систему, элементом (или единицей) которой он явля­ется. Изучение причинно-следственных зависимостей в сложной системе меняется: предпочтение отдается уже не каузальным за­кономерностям (отвечающим на вопрос «Почему?»), а телеоло­гическим (отвечающим на вопрос «Зачем?»). Причем линейные зависимости заменяются циркулярными, в которых невозможно установить начальный импульс для развития того или иного пси­хологического феномена, потому что все участники системного процесса влияют друг на друга. Эта идея наиболее последователь­но осуществляется в системной семейной психологии, которая диагностирует особенности и симптомы как ответ на бессозна­тельный запрос семейной системы в целом; таким образом, работа «по симптому» приводит всего лишь к преобразованию данного симптома в другой, но не к излечению.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: