ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.




МИКРО И МАКРОЭКОНОМИКА.

№17. Валютный рынок. Обменный курс валюты: номинальный и реальный. Факторы, влияющие на обменный курс. Фиксированный и плавающий обменный курс.

Валютный рынок — это система устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих при осуществлении операций по покупке и/или продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранных валютах, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов

Валютный (обменный) курс – это цена валюты, выраженная в валютах других стран.

Валютный курс играет важную роль в рыночной экономике и оказывает большое влияние на многие макроэкономические процессы, происходящий в обществе. С помощью валютного курса сопоставляются цены на товары и услуги, произведенные в разных странах. От уровня валютного курса зависит как кредитоспособность национальных товаров на мировых рынках, объемы экспорта и импорта, а, следовательно, состояние баланса текущих операций.

Валютный курс играет важную роль при разработке и проведении кредитно-денежной политики, поскольку поддержание определенного уровня валютного курса может потребовать исполнения определенных валютных резервов, что неизбежно отразится на предложении денег в экономике.

В странах с переходной экономикой при осуществлении программ стабилизации валютный курс может использоваться в качестве «номинального якоря» в борьбе с высокой инфляцией или гиперинфляцией.


Номинальный валютный (обменный) курс – это относительная цена валют двух стран, или валюта одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Когда используется термин «валютный курс», речь идет о номинальном обменном курсе.

Реальный валютный курс – относительная цена товаров, произведенных в двух странах.

четыре основ­ных фактора:

  1. относительные процентные ставки;
  2. паритет покупательной способности;
  3. экономические условия;
  4. спрос на капитал и его предложение.

Относительные процентные ставки
Крупные инвесторы могут легко изменять валюту инвестиций. По этой причине им необходим измеритель, который позволял бы сравнивать доходность инвестиций, сделанных в различных валютах, и, таким образом, нахо­дить наилучшие инвестиционные решения.
Если ссуды в иностранной валюте предоставляются под более высокий процент, чем ссуды в национальной валюте, есть смысл давать деньги в кредит в иностранной валюте.
Для этого национальную валюту необходимо конвертировать в иностранную (по действующему курсу), после чего предоставить валютный кредит по действующей ставке процента, а затем, по истечении срока заимствования, конвертировать деньги и полученный процент в национальную валюту.
Сравнение ставок процента в различных валютах, осуществляемое подобным образом, называется сопоставлением относительных процентных ставок.
Поскольку обменный курс в течение срока кредита может колебаться, для инвестора существует риск того, что иностранная валюта обесценится относительно национальной, а доход от разницы между двумя процентными ставками не покроет потери. В этом случае инвестор, предоставивший кредит в иностранной валюте, понесет убытки.
На практике валюты с более высокими значениями процентной ставки обычно растут в цене относительно других валют как результат повышенного спроса со стороны инвесторов, стремящихся к более высоким доходам.

Паритет покупательной способности
Паритет покупательной способности (РРР) — это показатель относительной покупательной способности различных валют. Он определяется путем сопоставления цен на одни и те же товары в разных странах в пересчете (через обменный курс) на «базовую валюту», обычно американский доллар. Идея такого показателя в том, что, если товар в одной стране дешевле, чем в другой, имеет смысл экспортировать его туда, где он стоит дороже.

Экономические условия
В долгосрочном плане на обменный курс влия­ют экономические условия, существующие в стране, особенно тенденции изменения таких показателей, как:

  1. платежный баланс;
  2. экономический рост;
  3. уровень инфляции;
  4. предложение денег;
  5. безработица;
  6. ставки налогов.

Спрос на капитал и его предложение
Капитал перетекает в ту страну, где инвесторы видят для себя перспективы. Некоторые страны нуждаются в притоке капитала и предлагают соответствующие ставки процента, другие имеют избыток капитала и, следовательно, более низкие процентные ставки.
В краткосрочной перспективе предложение и спрос капитала определяются нормальной деловой активностью. Межбанковский рынок оперирует крупными капиталами при небольших торговых спредах, в то время как клиентский рынок имеет дело с относительно небольшими объемами капитала, но при более значительных спредах.
Любое неожиданное изменение спроса на клиентском рынке сказывается на ставках межбанковского рынка, что в свою очередь влияет на ставки обменного курса.

Фиксированный курс.

Курс национальной валюты устанавливается Центральным банком, который берет на себя обязательство покупать и продавать любое количество иностранной валюты по установленному курсу. Обычно ЦБ устанавливает пределы свободных колебаний курса национальной валюты в целях макроэкономической стабилизации. Когда цена валюты приближается к верхней или нижней границе этих пределов, ЦБ проводит интервенции: приближение к нижнему пределу требует покупки ЦБ этой валюты в обмен на иностранную валюту или золото, и наоборот


Плавающий курс.

Обменный курс устанавливается в результате свободных колебаний спроса и предложения как равновесная цена валюты на валютном рынке. При системе абсолютно гибких валютных курсов колебания обменного курса ничем не ограничены, поэтому колебания объемов экспорта и импорта, а, следовательно, и состояния торгового баланса, текущего счета и платежного баланса в целом могут оказаться труднопрогнозируемыми, что может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

№17. Понятие и механизм управления инновациями в организации. Планирование, финансирование, организация управления и стимулирование инновационной деятельности, как факторы повышения конкурентоспособности бизнеса.

Механизм управления инновациями состоит из следующих элементов:

§ прогнозирование инноваций;

§ планирование инноваций;

§ анализ ситуации;

§ идентификация потребности в инновации;

§ определение критериев выбора альтернатив инноваций;

§ разработка альтернатив;

§ установление наилучшей из них;

§ разработка и согласование управленческого решения;

§ управление реализацией;

§ контроль и оценка результатов.

Эти элементы находятся как в прямой, так и обратной связи, что обеспечивает наилучшее управление таким специфическим объектом управления, как инновации.

Рассмотрим элементы механизма управления инновациями более подробно.

1. Прогнозирование инноваций в организации — нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития в технической области. Прогнозирование инноваций дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемой техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности организации. Прогнозирование инноваций включает реализацию трех основных этапов:

§ установление объекта прогноза;

§ выбор метода прогнозирования (например, метод экстраполяции, методы экспертных оценок, методы моделирования и др.);

§ разработка самого прогноза и его вероятностная оценка.

2. Планирование инноваций предполагает выполнение следующих принципов:

§ приоритетность — в план необходимо включать самые важные и перспективные направления инноваций, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечивает организации значительные экономические и социальные выгоды не только в краткосрочном, но и среднесрочном и долгосрочном периодах;

§ непрерывность планирования — закономерность и последовательность разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов инновационного развития;

§ сквозное планирование — это планирование всех этапов цикла «наука-производство»: НИОКР, технологическая подготовка производства, выпуск новой продукции и ее жизненного цикла (однако данный принцип применяют в

§ крупных корпорациях, которые располагают значительными внутренними инвестициями);

§ комплексность планирования — тесная взаимосвязь инновационного плана с разделами плана экономического и социального развития организации, производственной программой, инвестиционным планом, кадровой политикой организации, финансовым планом;

§ экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами — включение в план только экономически выгодных мероприятий, обеспеченных необходимыми ресурсами, т.е. бизнес-план инноваций организации.

§ 3. Анализ ситуации — сбор данных о состоянии факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды, а также о положении дел внутри организации. Затем собранную информацию классифицируют, анализируют менеджеры различных уровней. Реальные значения контролируемых инновационных параметров сравнивают с запланированными (на базе составленных прогнозов), что дает возможность выявить проблемы, требующие скорейшего решения.

§ 4. Идентификация потребности в инновации — ее определение и правильная формулировка, которая позволит разработать комплекс мер, повышающих эффективность функционирования организации при удовлетворении потребности в инновации. Не следует забывать, что потребность в инновации тесно связана не только с рынком потребителя, но и рынком производителя (внутренняя потребность организации в повышении уровня прибыли за счет инновации). Также идентификация потребности в инновации не может быть решена только в инновационном отделе организации, требуется помощь маркетингового отдела.

§ 5. Определение критериев выбора альтернатив инноваций — выбор критериев, по которым будут сравнивать альтернативы инноваций и выбирать наилучшую (например, затраты па инновации, жизненный цикл инновации, отдача от ее использования и т.п.).

§ 6. Разработка альтернатив — это все возможные варианты и модификации инноваций, а также альтернативные пути их разработки и внедрения, из которых менеджер может выбрать наиболее оптимальный с точки зрения специфики организации, поставленных целей и ситуации во внешней среде.

§ 7. Выбор наилучшей альтернативы — сравнение преимуществ и недостатков каждой из альтернатив, а также анализ вероятности их применения. Для сопоставления целесообразно иметь набор стандартов или критериев оценки. Часто результатом выбора становится компромиссный вариант, включающий в себя качества нескольких альтернатив. В современной динамической внешней среде, в которой функционируют организации, следует учесть и уровень риска (например, выбирают не самый прибыльный вариант, а тот, который обеспечит реализацию инновации с наибольшей вероятностью успеха).

§ 8. Разработка и согласование управленческого решения относительно инновации направлены на сотрудничество инновационного отдела с другими подразделениями организации и управленческим персоналом. Специфика управления инновациями в том, что разрабатывают их, как правило, квалифицированные специалисты, а принимают решение и утверждают план внедрения менеджеры. В связи с этим в организациях, целенаправленных на инновационное развитие, принят групповой процесс принятия управленческих решений. Он позволяет в коллективе выявить несоответствия разных уровней управления и устранить их быстро и качественно.

§ 9. Управление реализацией управленческого инновационного решения начинается с определения комплекса работ и ресурсов, исполнителей и сроков. Затем разрабатывают программу реализации управленческого инновационного решения, которую должны выполнять подразделения в соответствии с деревом целей.

§ 10. Контроль и оценка результатов. В ходе осуществления инновационной программы задачей менеджеров разных уровней является контроль над исполнением управленческих решений. В случае необходимости оказывается управленческая помощь или помощь квалифицированных специалистов, вносятся коррективы при обнаружении ошибок. Таким образом, наблюдается обратная связь последнего элемента механизма управления инновациями с предыдущими.

В инновационной деятельности планирование включает в себя: определение целей и задач, определение методов, способов и средств для их решения, выработку планов и плановых заданий. План отличается от прогноза тем, что существует четкий и конкретный срок реализации задачи, понятное и однозначное описание объекта.

Основные задачи планирования инновационной деятельности:

– выбрать наиболее перспективную стратегию компании с учетом прогнозных значений и иных альтернатив;

обеспечить устойчивое функционирование и развитие компании;

– сформировать эффективный инновационный портфель; обеспечить формирование организационно-экономических и финансовых мероприятий в целях реализации плана.
В процессе планирования осуществляются обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности для организаций в целом и для каждой структурной единицы; формирование программ исследований, разработок и производства инновационной продукции; распределение программ отдельных заданий по отдельным отрезкам времени и закрепление за исполнителями; установление календарных сроков проведения работ по программам; расчет потребности в ресурсах и распределение их по исполнителям на основе бюджетных расчетов.
Организация – это комплекс мероприятий, нацеленных на объединение людей для совместной инновационной деятельности. Сюда можно включить мероприятия по созданию: органов управления, установлению взаимосвязей между структурными подразделениями, разработке методических указаний и инструкций; формированию структуры компании и ресурсному обеспечению (персонал, материалы, оборудование, здания, финансы и пр.), иными словами, по созданию условий для эффективного достижения запланированных инновационных целей.

Часто реализация инноваций требует изменений в структуре производства и управления, т.е. управленческих инноваций. Важной задачей функции организации является обеспечение условий, благоприятных для создания внутренней организационной культуры. Это и способность к изменениям и НТП, и чувствительность к ценностям компании. Основными здесь являются взаимодействие с работниками компании, развитие и поддержка их творческих способностей, ответственности; развитие у управляющего звена стратегического и инновационного мышления и видения.

Система финансирования инновационной деятельности представляет собой сложное переплетение форм и источников, различающихся по виду собственности, степени централизации, а также по уровням собственников и формам финансирования. Принята следующая классификация источников финансирования инноваций.

По видам собственности источники финансирования делятся на:

— государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

— инвестиционные, в том числе финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого характера, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

— собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,

— привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,

— заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных, долговых и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования выступают:

— собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, иммобилизованные излишки нематериальных активов, основных и оборотных средств и т.д.);

— привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;

— заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов на различной основе.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, государственные приоритетные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

Факторы конкурентоспособности организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.

Внешние факторы:

§ государственная политика в отношении экспорта и импорта;

§ уровень экономического развития страны:

§ государственная экономическая политика в странах-экспортерах и импортерах товаров;

§ эффективность функционирования рынков капитала и качество финансовых услуг;

§ уровень развития инфраструктуры в стране;

§ развитие научно-технологического потенциала;

§ наличие и уровень квалификации трудовых ресурсов;

§ амортизационная налоговая и финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии;

§ таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины, квоты:

§ система государственного страхования;

§ участие в международном разделении труда, разработке финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия;

§ государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания;

§ государственный надзор и контроль за соблюдением: обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль;

§ правовая защита интересов потребителя;

§ основные характеристики рынка: его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов;

§ деятельность общественных и негосударственных институтов.

Внутренние факторы:

§ производственная и организационная структура предприятия;

§ технологии;

§ учет и регулирование производственных процессов;

§ уровень квалификации персонала;

§ качество менеджмента;

§ информационная и нормативно-методическая база управления;

§ оборудование;

§ функционирование системы менеджмента качества;

§ уровень стратегического управления;

§ масштабы применения аутсорсинга;

§ развитость сбытовой (дилерской) сети;

§ степень защищенности конфиденциальной информации (безопасность системы информационного обеспечения);

§ масштабы применения современных информационных технологий;

§ использование сети Интернет для продажи продукции;

§ ориентация на экономику, основанную на использовании знаний (экономика знаний);

§ регулярность привлечения инвестиций в развитие производства;

§ размеры сформированной постоянной и лояльной клиентской базы;

§ масштабы использования достижений НТП;

§ репутация (гудвилл) предприятия;

§ мотивация персонала на повышение качества товара;

§ наиболее существенные стратегические конкурентные преимущества;

§ эффективная конкурентная стратегия;

§ своевременность проведения реструктуризации (слияние, поглощение, разделение);

§ стоимость предприятия (бизнеса), отражающая его инвестиционную привлекательность.

Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности.

К «ключевым факторам рыночного успеха» отечественные экономисты относят:

финансовое положение предприятия, развитость базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них, наличие передовой технологии, обеспеченность высококвалифицированными кадрами, способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию, наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков, состояние технического обслуживания, возможности по кредитованию своего экспорта (в том числе, с помощью государственных организаций), действенность рекламы и системы связей с общественностью, обеспеченность информацией, кредитоспособность основных покупателей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: