Техника
28. Техника как социокультурное явление, … Пожалуй, ничто из явлений, окружающих человека на рубеже 20в., не вызывает такого противоречивого к себе отношения, как техника. Непрерывный технический прогресс, как казалось всем, подтверждал идею о господстве человека над природой. Укреплялись надежды на культурный, экономический, моральный прогресс с помощью науки и техники. Сегодня этой убежденности брошен вызов. Растут беспокойство и нападки на технику. Возросла непредсказуемость последствий для природы и человека, которые несет с собой все усложняющаяся техника. Необходимость "предвидеть непредвиденное" требует надежности техники. Масштабы развития техники привели к возникновению особого технического мира. Законы этого техномира могут как бы "мстить" людям за их незнание и пренебрежение к ним.
В узком смысле слово "техника" – это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, это некоторые "объекты" (артефакты), созданные человеком, имеющие свою внутреннюю природу и логику действия (работы), которая изучается техническими науками.
В широком смысле термин "техника" имеет как бы и внетехно-логический смысл – социальный, ценностный, историко-цивили-зационный, ее понимают как продукт человеческой цивилизации. В широком смысле она есть инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики.
1. средство преобразования среды, природы и самого человека.
2. она выступает посредником между человеком и природой, задающим тип отношения между ними. Абсолютизация отношения к природе, в основе которого лежит стремление и способность человека господствовать над ней, подчинять себе, постепенно формировала агрессивный тип взаимодействия человека с природой, что и вызвало глобальную проблему экологии.
|
3. она есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники.
К-ра: 1) результаты деятельности человечества, выступающие как ценности; 2) степень совершенствования способов деятельности; 3) степень развитости духовной составляющей личности.
Безусловно, техника как явление к-ры имеет все эти измерения.
1. техника может рассматриваться, по крайней мере, в трех аспектах:
1) как объект – это приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для жизнедеятельности человека, сберегающие его ресурсы;
2) как знание (техническое) – умения, правила, теории;
3) как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования.
2. она представляет собой "искусность ", "мастерство". В этом плане техника представляет собой технологию (способ) деятельности, а ее социокультурный смысл заключен в технологическом совершенстве.
3. техника расширяет человеческие возможности, создает условия для развития его способностей, служит средством реализации природных задатков.
В объяснении происхождения техники сложилось несколько подходов.
1. Натуралистический подход в его различных вариантах выделяет естественно-природные основания возникновения техники. Человек, как существо слабое перед лицом природы, вынужден производить технические артефакты, чтобы защититься от враждебных природных сил. Один из инстинктов человека.– оптимистический взгляд.
|
2. С точки зрения волевого подхода, техника только частично определяется природой. Другим фактором, обусловившим ее происхождение, является воля. Эта воля мирового вселенского порядка, являющаяся источником всех фундаментальных ценностей западной цивилизации. Существует также так называемое инфернальное объяснение технической власти, которая якобы является дьявольской силой, требующей безграничного поклонения.– пессимистический взгляд.
3. Третий подход - рациональный. Техника и техническая деятельность понимаются как сознательно проектируемое действие. Источником технического развития является не природа, а интеллект. – оптимистический взгляд.
В современных представлениях об истоках возникновения техники, обобщающих названные подходы, можно выделить предпосылки двух видов.
1. Один из них связан с антропологическими истоками техники и основывается на том, что человек — существо не только разумное, мыслящее, но и преобразующее. Свой мысленный проект (идею) человек материализует в труде, в действии над природным материалом, придавая последнему другие, нужные ему свойства. Постепенно формирующаяся способность сравнивать изготовленные им предметы, оценивать свое действие, наблюдать его эффективность лежит в основе изменения идей и замыслов, а следовательно, и развития, совершенствования самой техники.
2. социокулыпурные предпосылки ее возникновения. Они кроются в том, что техника возникает на фоне общего социокультурного развития, как результат, обусловленный наличием общих представлений о мире, уровнем развития научных и религиозных взглядов, искусства, морали и других проявлений к-ры.
|
Теории развития техники: 1- технологический детерменизм=эволюция техники не зависит от соц, полит систем и др оснований, никто не хотел, чтоб техника стала тем, чем она сйчас является.
2- модель ценностного детерминизма=широкое понимание техники, как социокультурного феномена. Техн развитее опирается на свободный выбор ценностей, определяющих процессы техн действия и всецело определяется внешними обстоятельствами.
30. Антропологическое измерение техники Техника обогащает человеческое существование, она есть средство, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, сберегает свои усилия, изменяет обстоятельства, облегчает жизнь. Вместе с тем, во взаимоотношении "человек – техника" появились новые аспекты: 1) граница между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта; 2) образ жизни человека в техномире.
Проблема соотношения естественного и искусственного интеллекта: природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с естественным интеллектом, с человеком; какова природа и суть творчества, может ли оно быть имитируемо компьютером; проблема "мозг и машина". С социокультурной точки зрения проблема "мозг и машина" – это проблема сохранения человеком личностной идентичности, свободы, индивидуальности и уникальности. Поэтому рассмотрение компьютера в качестве абсолютной модели человека, их отождествление расценивается многими специалистами как угроза человеческому существованию. Логика человеческого мозга, основанная на конструировании образов, и "логика" машины, основанная на распознавании образов.
В отличие от машины, человек способен схватить противоречивую природу объекта по принципу "и да и нет", "и то и другое", выразить и охарактеризовать любой объект в его динамике, как процесс, как его становление.
Другой аспект проблемы "техника – человек" – это проблема существования, образа жизни человека в созданном им самим техномире, с социокультурной точки зрения – о месте и роли искусственного техномира в жизни человека.
Одно из предназначений техники – освобождение человека от "объятий" природы, обретение им свободы и некоторой независимости от природы. Чел-к оказался в плену побочных последствий технической среды (ухудшение состояния окружающей среды, нехватка ресурсов). Техника, заменяя рабочую силу человека и приводя к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. Медицинская техника, увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва. Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создает угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности.
Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалога в общении с другими людьми, порождая "дефицит человечности", появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.
Техника находится в многообразных связях с другими явлениями к-ры: наукой, моралью, экономикой, политикой, искусством и др.
Техника и наука имеют взаимообусловливающий характер. В античную эпоху греки: техника имитирует природу и действует аналогично естественным процессам, но констатируется человеческим мышлением. Поэтому техника рассматривалась как часть теоретического знания самого высокого рода. С другой стороны, греки, связывая технику с природой, отмечали, что техника способна созидать то, чего природа достичь не может. Для греков функция техники, совершенствующая природу, есть искусство, точнее "искусность", мастерство делания.
В Средние века между техникой и наукой возникла некоторая напряженность. Техника рассматривала в большей степени как практическое мастерство строителя, изобретателя, т.е. как ремесло. Между техникой и наукой возникает спор, состязание за выработку лучших средств в получении результата. Т.к. теория обнаружила недостатки традиционного знания для решения новых проблем, акцент смещается на одобрение и развитие практически ориентированной теории и практического изобретательства.
В эпоху Ренессанса: возрождение авторитета теоретической науки и возникает новый тип отношения науки и техники. У представителей эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи), техника в большей степени рассматривается как продолжение природы: то, что может быть сконструировано, – это границы возможностей самой природы. Поэтому познание природы (естествознание) стало идентичным экспериментальному конструированию.
Вплоть до конца 19в. науки развивались в какой-то мере в стороне от техники, но оставались все-таки технически ориентированными, затем снова стали приходить в тесное соприкосновение, теперь на производственно-промышленной основе (телеграф, электричество). Эта связь была еще несистематической. Новый уровень взаимодействия науки и техники в 20 в. не только привел к тому, что новая техника возникает как побочный продукт фундаментальных исследований, но и обусловил формирование разнообразных технических теорий.
Взаимоотношение техники с нравственностью проявляется в возникновении определенных личностных качеств, таких, как предприимчивость, организованность, дисциплинированность, ответственность, собранность, но также и холодная расчетливость и меркантильность, стандартизация поведения и мышления.
Ортеги-и-Гассет. Техника как раз и дает возможность человеку утвердить свое господство над обстоятельствами. Обеспечивая огромное богатство, мощь экономики, она формирует у человека уверенность и обеспеченность, дает возможность "стать в высшей степени индивидуальным, сосредоточиться на себе и поддерживать собственные силы ощущением полной независимости
И даже в таком феномене, как внешняя политика, можно обнаружить опосредованное воздействие техники. Амер. Иссл-ль Брук: существующая ориентация на изоляцию национальных стратегий развития техники и науки ведет человечество к краху. По его мнению, уже сегодня постепенно осознается необходимость формирования глобальной научной и технической политики.
31-32. Понятие цивилизации, его соотношение с понятием к-ра
Понятие «цивилизация» неразрывно связано с понятием «культура». Соотношение этих понятий в культурологи является краеугольным камнем. Как первое, так и второе понятия отличаются многозначность смыслов.
Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно запутанным из-за того апеллируют в большей степени к понятию «цивилизация», а немецкие авторы, начиная с И. Гердера - к понятию «культура».
В отечественной литературе еще в начале 19 века понятием «культура» вообще не пользовались, заменяя его рассуждениями о просвещении, воспитании, образовании, цивилизацию. Русская социальная мысль стала использовать понятие «культура» в контексте рассуждений о цивилизации где-то со второй половины 19 века.
противопоставление цивилизации и культуры коренится в глубинных противоречиях развития цивилизации, порождающее в ходе своего развития насилие, войны, разрушение и гибель культур, отчуждение и эксплуатацию, богатство одних и нищету других. И все-таки противопоставление культуры и цивилизации теоретически неправомерно, ибо без культуры существование цивилизации немыслимо, поскольку она теряет тогда своего субъекта - человека, способного воспроизводить условия цивилизации и развивать ее.
цивилизация и культура сосуществуют вместе, они рядом расположены и, видимо, с этим необходимо согласиться и постараться уяснить точки их соприкосновения, взаимодействия и взаимопроникновения. Сложность анализа проблемы заключается в том, что оба понятия – как "цивилизация", так и "к-ра" – имеют множество значений.
Термин "цивилизация" широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Чаще всего он используется в качестве прилагательного ("цивилизованный народ", "цивилизованное поведение") и по сути является эквивалентом слову "культурный".
Лев Мечников, считал, что "основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки. Река во всякой стране является как бы выражением живого синтеза, всей совокупности физико-географических условий: и климата, и почвы, и рельефа земной поверхности...". Понятие цивилизации является одним из самых сложных; оно охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных человеком, и всех изобретений; оно определяет сумму идей, находящихся в обращении, и сумму технических приемов; это понятие выражает также степень совершенства науки, искусства и промышленной техники.
по Данилевскому, у человечества нет единого цивилизационного пути. Нет общечеловеческой культуры, как и общечеловеческой истории. Человечество для него – абстрактное понятие. Н.Я. Данилевский основной критерий своей типологии культур видит в преобладании в той или иной конкретной культуре определенного (или определенных) видов деятельности, цивилизация=упадок.
Сущность концепции О. Шпенглера заключается в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов, которым заранее отмерен предел, после которого культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Шпенглер не признает существование единой общечеловеческой культуры. Таким образом, цивилизация рассматривается Шпенглером как противоположность культуре. Он разводил эти понятия чисто хронологически, культура для него сменяется цивилизацией, что приводит ее к упадку и деградации. «Цивилизация есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний... цивилизация есть завершение» Бердяев резко противопоставляет к-ру и цивилизацию. К-ра родилась из культа. Она родилась вокруг храма и в один период была связана с жизнью религиозной. К-ра имеет религиозные основы. К-ра символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения к-ры по природе своей символичны. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид выскочки. В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. К-ра всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. К-ра есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Рерих считает, что цивил-я может погибнуть, а к-ра-нет, она создает великое наследие, которое питает нов поколения. Каждый-цивилизованный, но не каждый культурный
33. Критерии типологии цивилизаций Могут различаться по типу хоз деят-ти:земледельческие, индустриальные/приморские, континентальные. М.б. интроверты(творч. энергия обращена вовнутрь=ислам) экстравертные (стремяться расширить свои пределы=индо-буддистская цивил-я). 1 из главных дихотомий=Восток-Запад, Россия-догоняющая цивил-я.
Тоффлер=критерий временной и религиозный, выделяет цивил-ые циклы:с/х, индустриальная, постиндустриальная. Специфика культурного развития при этом находится за рамками этой типологизации. К-ра не=цивил-ии.не м.б. примитивных к-р, но могут быть примитивные цивил-ии. Народы вовлекаются часто насильственно в цивилизационные процессы
Есть 2 типа цивилизационного развития: традиционное(вост), техногенное(зап-евр), эти типы цивил-ий выросли из господствующих в них универсалей к-ры
Восток-Запад, сравн цивил-ий:
1. Особое представление о природе. В западно-европейской культуре Мир, Природа всегда рассматривались как поле для приложения сил человека. Восточная к-ра – на невмешательство в природу.
2. Человек рассматривается как активное существо, призванное преобразовать мир. Восточная – мир надо не преобразовывать, а адаптироваться к нему, не навязывать свою волю, а угадывать ритмы изменения мира.
3. Особое понимание человеческой деятельности: с позиций западноевропейской к-ры деятельность человека направлена вовне, на преобразование предметов, а не на самого человека. В восточной культуре доминирует стремление к самосовершенствованию человека, что проявлялось и в технических изобретениях.
4. Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне их человеческого, социокультурного измерения. Сама идея о том, что определяющим фактором, общественного развития является материальное производство, не могла возникнуть в рамках восточной к-ры.
5. Быстрое в геометрической прогрессии изменение предметного мира, влияющего на образ жизни, динамику социальных связей, меняющих соотношение традиционности и новационности в культурном и цивилизационном развитии; доминирование научной рациональности; ориентацию на автономию личности, ее прав, свободы; особое понимание власти, силы, их характера и природы.
К-ра всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. Чем древнее к-ра, тем она значительнее и прекраснее. Этого нельзя сказать про цивилизацию. Цивилизация дорожит своим недавним происхождением. Она гордится изобретением сегодняшнего. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера.
. 34. Сущность кризиса техногенной цивил-ии В результате быстро расширяющегося процесса технизации (т. е. постоянного увеличения и совершенствования мира инструментальных средств), с одной стороны, и сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре, с другой, европейская цивилизация стала приобретать техногенный характер. Самая существенная ее черта – утрата человеком власти над техническим прогрессом и его следствиями. Происходит глобализация стилей жизни (массовая, к-ра, пища, одежда), которой способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт. По мере глобализации стилей жизни все более заметны знаки противоположной тенденции – борьбы за сохранение уникальности национальных культур.
пути выхода: Во-первых, через осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической к-ры. Во-вторых, важнейшим условием преодоления техногенности является смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок наряду с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью и социокультурное, собственно человеческое измерение. выстраивать альтернативные модели. И наконец, важнейшим условием преодоления кризиса являются также революционные изменения инженерного мышления и действия, которые назрели еще на рубеже 19 и 20в. Сама логика инженерного мышления и деятельности позволяет предполагать, что подобная революция произойдет в 21 столетии.
Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание.
Включение социокультурной парадигмы в инженерию позволяет преодолеть технократическую односторонность, организовывает инженерное мышление и инженерную деятельность вокруг человека как высшей ценности, а их человеческое измерение делает мерой профессионализма и компетентности, что и составляет одно из важнейших условий преодоления кризиса.