Тема. Структура, модель школьного самоуправления.
Цель: изучение структуры, функций органов детского самоуправления всех уровней.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1.Цели, задачи и принципы школьного самоуправления.
2.Уровни школьного самоуправления и функции органов самоуправления.
3. Модели ученического самоуправления.
Материал к теме:
Детское самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Самоуправление в школе – это переход к открытым, доверительным, поддерживающим формам сотворчества администрации, педагогического, родительского и ученического коллективов.
Основные принципы самоуправления
· Принцип чередование творческих поручений. Поручения регулярно меняются, а ребята на основе демократических выборов переходят из руководящего состава в рядовой и наоборот, появляется опыт работы по определённым направлениям.
· Принцип - опора на микро коллективы, создаваемые как по возрастным особенностям, так и по интересам.
· Принцип вариативности - право на выбор добровольного участия в деятельности, общешкольных мероприятиях;
· Принцип успешности - право, гарантирующее возможность каждого на успех;
· Принцип самоуправляемости - право на самоорганизацию и самопознание, на самоопределение и самореализацию;
· Принцип комфортности - право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях;
· Принцип коммуникативности - право расширять круг делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми;
|
· Принцип рекреативности - право ребёнка на отдых, игру и развлечения;
· Принцип непрерывности - право на непрерывный творческий рост.
Данные принципы позволяют через коллективное планирование, коллективную деятельность, коллективное подведение итогов принять участие в управлении делами класса и школы. В ходе организации, исполнения и анализа своей деятельности учащиеся проявляют инициативу, принимают решения и реализуют их в интересах своего класса или школы.
Ученическое самоуправление позволяет сделать процесс воспитания гуманным, демократичным, так как предполагает признание прав и обязанностей учащихся, органов самоуправления, учет интересов и потребностей каждого члена коллектива. Оно формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена
Цель ученического самоуправления - формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой, национальной культуры и содружества учителей и учащихся разного возраста, родителей.
Задачи ученического самоуправления:
1.Предоставление учащимся реальной возможности участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно – воспитательного процесса.
2. Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для реализации способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности.
|
3. Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, бережного отношения к природе, воспитание чувства справедливости.
4.Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.
5. Выявление интересов и потребностей учащихся.
Выделяются четыре основных уровня ученического самоуправления:
1 уровень - индивидуальный: Каждый ученик является участником ученического самоуправления на уровне класса или на уровне школы - в качестве члена Центра или члена Совета старшеклассников.
Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки (портфолио ученика) и оценки его деятельности активом класса или всем коллективом.
Важным компонентом системы самоуправления является поручение. Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.
2 уровень- коллектив класса:
Классное собрание - высший орган классного самоуправления. Проводится не реже одного раза в четверть.
Во главе классного самоуправления стоит Совет класса
Совет класса - участвует в планировании воспитательной работы класса; организует деятельность по различным направлениям; рассматривает предложения одноклассников; отчитывается за проведенную работу перед общим собранием всех учащихся; поощряет за активную деятельность.
Службы (комитеты, центры и др.) на классном уровне осуществляют планирование работы по своему направлению (познавательное, трудовое, культурно-массовое, социальное, спортивное), обеспечивают реализацию плана работы, ведут учет проделанной работы.