Диспут «Я, ты, он, она — вместе дружная семья»
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
Задачи:
ü дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
ü воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
ü способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.
1.Живут в нашей Республике разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
2. У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
3. Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
4. Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Макеевка,
У нас у всех одна.
Учитель:
- Ребята, наш диспут мы проведём в форме деловой игры «Я, ты, он, она - вместе дружная семья!» познакомимся с понятием «толерантность» и поработаем над развитием у себя качеств толерантной личности.
Выступления групп учащихся.
-При подготовке к сегодняшнему диспуту ребята искали информацию в интернете, исследовали историю возникновения слова «толерантность» и сейчас предоставим им слово.
Группа «Исследователи»
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях.
Его талант был в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться. Он искал решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
|
С именем этого человека и связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Учитель:
Со словом «толерантность» знакомы люди всех стран. На всех языках мира оно звучит по-разному, но какой же смысл вкладывают в это слово люди разных национальностей? Об этом нам расскажет другая группа учащихся, которая искала информацию в различных источниках.
2. Группа «Языковеды»
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
· (tolerancia) в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
· (tolerance) во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
· (tolerance) в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
· (kuanrong) в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
· (tasamul) в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
· (толерантность) в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
-Какое из определений вам нравится более всего? (Ответы детей)
-Вы заметили, что в разных странах определения различны. А что же их объединяет? (Ответы детей).
Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
|
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых
Учитель: Именно поэтому тема толерантности стала очень актуальна в настоящее время.
Правила толерантного общения:
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
3. Группа «Историки»
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия.
В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. На слайде вы видите выдержку из декларации принципов толерантности.
Нас окружают люди различных национальностей, вероисповедания, разного возраста и разных физических возможностей. Чтобы жить в мире, где столько разных людей, какими чертами характера надо обладать?
Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
И, конечно, не только терпение, но и другие черты характеризующие толерантного человека.
|
Учитель: Ребята ещё одной группы провели социологический опрос по теме нашего диспута, в котором приняли участие учащиеся нашей школы. Они заполнили бланки опроса. Давайте послушаем их.
4. Группа «Аналитики»
Черты личности | отметить 6 черт характера, которые характеризуют толерантную личность | отметить 3 черты характера, которыми владеете |
Терпение | ||
Доброжелательность, | ||
Равнодушие | ||
Чуткость | ||
Терпимость к различиям | ||
Способность к сопереживанию | ||
Агрессивность | ||
Уважение мнения других | ||
Умение владеть собой | ||
Доверие | ||
Чувство юмора | ||
Раздражительность | ||
Умение не осуждать других |
Был проведён социологический опрос. В нём приняли участие 46 человек. В ходе данного опроса ребята отмечали 6 качеств, которые характеризуют толерантного человека, и из отмеченных указывали 3 черты характера, которыми владеют сами.
По итогам данного опроса можно сделать вывод: учащиеся школы считают, что наиболее характерными для толерантной личности являются такие черты характера, как терпение, доброжелательность, доверие, умение владеть собой, уважение мнения других, умение не осуждать других.
Анализируя ответы ребят по второму вопросу, можно сделать вывод, что среди учащихся нашей школы преобладают следующие черты характера, характерные для толерантной личности: терпение, доверие, доброжелательность.
Интересно, что такие качества, как умение владеть собой и умение не осуждать других считают важными чертами характера толерантной личности более 50% опрошенных учащихся, но владеют ими только 7 % ребят. Значит над развитием этих и других положительных качеств толерантной личности нам предстоит ещё много работать.
И мы верим, что в наших классах будут учиться чуткие, терпимые и доброжелательные ребята.
Практическая часть.
Я предлагаю вам начать практическую часть деловой игры, в ходе которой вы покажете своё умение проявлять толерантность по отношению друг к другу.
1. Игра «А я считаю так…»
- Я буду называть утверждения. Если вы согласны с этим утверждением – встаньте к знаку «+», если не согласны, то к знаку «-».
ü Весна лучше осени.
- Почему ты не согласился с данным утверждением?
У каждого из нас есть своё собственное мнение по любому вопросу. Надо уметь уважать мнение, отличное от вашего. Не стараться переубедить человека, который думает не так как вы, а постараться понять его.
Продолжим нашу игру:
ü самый классный мультик «Ну, погоди!»;
ü самый важный предмет – математика;
ü играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;
ü лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;
ü самое прекрасное домашнее животное – кошка;
ü учиться без «2» и «3» невозможно;
ü война – это всегда плохо.
- А с этим утверждением вы все согласились. Вы все считаете, что война – это всегда плохо. В нашей жизни существуют такие моменты, что все народы мира имеют одну точку зрения.
2. Игра «А я поступлю так…»
- Я предложу вам различные жизненные ситуации, а вы расскажите, как вы будете себя вести.
ü На твоих глазах кого-то обижают, оскорбляют. Как ты поступишь? А как бы поступили вы, ребята? (обращение ко всем присутствующим детям)
ü Утром вы подходите к дверям школы. Впереди вас пожилая женщина. Как вы поступите: обгоните её, чтобы быстрее зайти в школу или поможете её, придержав дверь?
ü В твоём дворе живёт ребёнок не такой как ты. Он не может ходить в школу, потому что у него ограниченные физические возможности. Он – инвалид. Ты будешь с ним спокойно разговаривать или отойдёшь от него, не зная что сказать?
ü Девочка питается не так как ты по причине своей религии. Ты скажешь, что это выглядит смешно или попросишь, чтобы она объяснила это, чтобы лучше узнать её и постараться понять?
ü Однажды Маша не выучила стихотворение. И она решила обмануть учительницу. Маша подошла к своей подруге и попросила: «Лена, если учительница вызовет меня отвечать стихотворение, я скажу, что вчера у меня болела голова, и я не смогла выучить стихотворение. А ты подтверди». Но Лена отказалась это сделать. «А ещё подруга!» грустно подумала Маша, «Не буду с ней больше дружить»».
- Кто поступил справедливо? Почему? Как оцениваете поступки девочек? Это настоящая дружба?
-У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или дать отпор? Да или нет? Пусть ваш выбор ежеминутно говорит о том, что ты поступаешь, как толерантный человек.
Игра «Создание радуги толерантности»
- Ребята, предлагаю вам создать коллективную аппликацию «Радуга», так как символом толерантности является радужный флаг. Каждый цвет радуги должен символизировать какое-нибудь качество, способность, которая у вас есть или которую вы хотите в себе развить, чтобы стать толерантной личностью. Запишите это качество на дуге и прикрепите дугу к нашему плакату. Для этого вспомните, в каком порядке располагаются цвета в радужном спектре.
- Прочитайте, какие черты характера вы написали.
- Ребята, а вы согласны?
Творческая работа “Дерево толерантности”
Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на рисунок дерева без листьев.
Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.