Схема изучения личности обучающегося и составление психолого-педагогической характеристики




Психолого-педагогическая составляющая практики студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование»

Курс (6 недель)

Цель практики - дать студентам реальные системные практические навыки в период освоения ими специальности для повышения конкурентоспособности выпускников - будущих специалистов на рынке труда.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 КУРСА

Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике Формы текущего контроля Формируемые компетенции
  Подготовительный этап Участие в работе установочной конференции   Познакомиться с программой практики, распределением по объектам, со своими групповыми руководителями ОК-4
  Рабочий этап 1.Составление плана воспитательной работы с классом (на период практики) В беседе с классным руководителем ознакомиться с направлениями и планом его работы. Совместно с классным руководителем наметить порядок и сроки выполнения заданий (воспитательных мероприятий). 2.Дневник педагогических наблюдений Посещение всех уроков, внеклассных мероприятий в классе с целью изучения обучающихся в течение первой недели практики. Результаты наблюдения отражаются в дневнике: число, урок/внеклассное мероприятие, учитель, цель наблюдения, описание наблюдаемого, педагогические выводы 3.Организация и проведение внеклассных мероприятий, их анализ Подготовить и провести внеклассные мероприятия (по выбору практиканта или по программе классного руководителя). Представить самоанализы проведенных мероприятий. Провести не менее 4 мероприятий, исходя из рекомендованных ФГОС видов внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. 4.Составление психолого-педагогической характеристики личности обучающегося На основе наблюдения, анализа документации классного руководителя, психолого-педагогической диагностики составить психолого-педагогическую характеристику личности обучающегося 5. Взаимодействие с родителями обучающихся Принять участие в проведении родительского собрания, или проведении индивидуальной/групповой консультации для родителей, или посещении семьи ребенка Индивидуальный план воспитательной работы (0-3 балла)   Дневник педагогических наблюдений (0 – 5 баллов)     Конспекты проведенных внеклассных мероприятий. Самоанализы проведенных мероприятий (0-5 баллов за одно мероприятие)     Психолого-педагогическая характеристика личности обучающегося (0-5 баллов)   Конспект выступления на родительском собрании или план консультации, или акт обследования семейных условий обучающегося (0-5 баллов) ПК- 3     ОК-4 ПК-6 ОПК-3     ПК-3 ОПК-2 ОПК-5   ПК-5   ОПК-3     ПК-6 ОПК-5  
  Итоговый этап Составление отчета по педагогической практике Обобщить полученные на практике результаты (что удалось и не удалось реализовать), свои впечатления, высказать пожелания по организации практики. Участие в работе итоговой конференции по педагогической практике Подготовить и провести на итоговой конференции тематическое выступление Отчет по педагогической практике (0-5 баллов) ОК-4

Схема изучения личности обучающегося и составление психолого-педагогической характеристики

1. Общие сведения об обучающемся:

  1. ФИО, дата рождения, класс
  2. Общее физическое развитие, состояние здоровья
  3. Бытовые условия жизни в семье, взаимоотношения между членами семьи, правильность главной линии воспитания.

2. Взаимоотношения с одноклассниками и отношение к школе:

  1. Общая характеристика класса (успеваемость и воспитанность обучающихся, традиции и требования классного коллектива)
  2. Положение в классном коллективе (пользуется ли любовью или авторитетом, чем определяется подобное отношение)
  3. Отношения с одноклассниками (любит их или нет, равнодушен ли к одноклассникам; дорожит и уважает мнение коллектива, с кем из одноклассников дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с одноклассниками и в чём их причина)
  4. Удовлетворён ли своим положением в классном коллективе и какое положение хотел бы в нём занять.
  5. Дорожит ли пребыванием в данной школе (что более всего ценит)
  6. Отношения с учителями (есть ли контакт, любит ли, уважает их)

3. Учеба:

  1. Успеваемость (преобладающие отметки, одинаково или неодинаково усваивает учебный материал по разным дисциплинам, успеваемость по основным предметам). Уровень знаний.
  2. Кругозор, начитанность.
  3. Развитие речи (словарный запас, образность и эмоциональность речи, умение выразить мысль письменно и устно, культура речи)
  4. Интерес к занятиям и отношение к учёбе (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет особый интерес, отношение к отметке, к похвале или замечаниям взрослых, основной мотив учебной деятельности)
  5. Способности к учению

1. Особенности внимания (уровень произвольного внимания, сосредоточенность, устойчивость и способность к распределению внимания)

2. Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления

3. Уровень и характер развития осмысленной памяти (заучивает механически или осознанно, владеет ли приёмами целенаправленного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, лёгкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти)

4. Развитие мышления (различает ли первостепенные и несущественные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, анализировать и делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения)

5. Развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности)

  1. Усердие в учебной работе, желание учиться
  2. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, способность заучивать материал, контролировать себя, составлять планы и конспекты)

4. Труд:

  1. Отношение к труду (уважает трудовую деятельность или относится к ней пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы, любит ли трудиться и что конкретно его привлекает: сам процесс, результат работы или овладение определённым навыком)
  2. Наличие трудовых навыков и умений, легкость их приобретения
  3. Организованность и дисциплинированность в труде
  4. Предпочитаемые виды труда

5. Направленность личности обучающегося и специальные способности:

  1. Интересы (перечислить всевозможные виды: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т. д.; характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если обучающийся не просто интересуется какой-либо областью знаний, а серьёзно ею занимается; интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно – популярную, публицистику или преимущественно развлекательную литературу).
  2. Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли преобладание тех или иных мотивов в поведении.
  3. Особые способность и стремление к какой – либо деятельности (музыка, рисование, артистические способности и т. п.)
  4. О чём мечтает и что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике, только начиная с 7 класса)

6. Дисциплинированность:

  1. Характеристика поведения (ведёт себя спокойно и сдержанно или проявляет излишнюю подвижность и непоседливость)
  2. Выполнение режима школьника (соблюдает режим, нарушает намеренно или по небрежности, не успевает уложиться в отведённое время и т. д.)
  3. Выполнение требований учителей и родителей (выполняет с охотой или по принуждению, как часто отказывается выполнять поручения и какие именно)
  4. Наиболее характерные нарушения дисциплины

7. Особенности характера и темперамента:

  1. Явно выраженные положительные и отрицательные черты характера:

1. Черты личности (по отношению к людям, учёбе, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, чёрствость, добросовестность, зазнайство, скромность, высокомерие и т. д.)

2. Волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, лёгкая внушаемость и т. д.)

  1. Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности)
  2. Преобладающее настроение (радостное, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызываются смены настроения.

8. Общие психолого – педагогические выводы:

  1. Наличие достоинств и недостатков формирующейся личности обучающегося. Внутренние и внешние причины недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие или наличие определённых способностей, навыков работы и т. д.)
  2. Формулирование основных психолого – педагогических задач, стоящих перед педагогом, пути дальнейшей воспитательной работы с обучающимся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: