Определение максимального потребления кислорода (МПК) непрямым методом





Методика прямого определения максимального потреблениякислорода заключается в том, что испытуемый выполняет на велоэргометреили третбане физическую нагрузку, мощность которой ступенчато возрастает вплоть до невозможности продолжать мышечную работу. На каждой ступени нагрузки производится измерение минутного объема дыхания и анализ состава выдыхаемого воздуха для определения величины потребления кислорода при данной мощности работы.

Методика непрямого определения МПК заключается в выполнении испытуемым непредельных нагрузок, определении физической работоспособности с последующими расчетами максимального потребления кислорода. В частности, величина МПК может быть рассчитана по величине РWС170, что основывается на наличии сильной связи между этими показателями (коэффициент корреляции 0,7-0,9). С этой целью для лиц с невысокой спортивной квалификацией используется формула следующего линейного уравнения:

МПК = 1,7 х РWС170+ 1240, мл/мин,

где РWС170 - работоспособность по тесту РWС170 в кгм/мин.Для спортсменов высокой квалификации более пригодна другая формула:

МПК = 2,2 х РWС170+ 1070, мл/мин,

где РWС170-работоспособность по тесту РWС170 в кгм/мин.

Кроме того, величину МПК можно определить по известной величине РWС170 на основе нелинейного уравнения В.Л. Карпманапо представленной ниже таблице 16.

Таблица 16.

Величина МПК, рассчитанная по данным РWС170

по нелинейному уравнению

 

МПК, л/мин
РWС170 кгм/мин
2,62 2,63 2,63 2,64 2,64 2,64 2,64 2,65 2,65 2,65
2,65 2,67 2,67 2,68 2,69 2,69 2,69 2,70 2,71 2,71
2,72 2,73 2,74 2,75 2,76 2,77 2,78 2,79 2,80 2,81
2,82 2,83 2,85 2,87 2,88 2,89 2,92 2,94 2,95 2,96
2,97 2,99 3,00 3,02 3,04 3,06 3,08 3,10 3,12 3,14
3,15 3,17 3,19 3,22 3,25 3,28 3,31 3,34 3,36 3,37
3,38 3,40 3,42 3,45 3,47 3,49 3,52 3,55 3,57 3,59
3,61 3,63 3,66 3,68 3,70 3,73 3,76 3,80 3,84 3,86
3,88 3,90 3,93 3,95 3,98 4,00 4,03 4,06 4,09 4,12
4,13 4,16 4,19 4,22 4,25 4,28 4,31 4,33 4,35 4,36
4,37 4,40 4,42 4,45 4,47 4,50 4,54 4,56 4,59 4,61
4,62 4,64 4,66 4,68 4,70 4,73 4,76 4,78 4,81 4,82
4,83 4,85 4,87 4,90 4,92 4,95 4,97 4,99 5,02 5,04
5,06 5,08 5,09 5,10 5,12 5,13 5,14 5,16 5,17 5,18
5,19 5,20 5,22 5,24 5,26 5,28 5,29 5,30 5,31 5,31
5,32 5,33 5,34 5,35 5,36 5,38 5,39 5,40 5,41 5,42
5,43 5,44 5,46 5,47 5,48 5,51 5,52 5,54 5,55 5,56
5,57 5,58 5,59 5,60 5,61 5,62 5,63 5,64 5,65 5,65
5,66 5,67 5,67 5,68 5,68 5,69 5,69 5,70 5,71 5,71

 

У нетренированных мужчин средний уровень МПК равен 3,1-3,69 л/мин и относительный показатель (МПК/Вес) - 44-51 мл/мин/кг. У нетренированных женщин средний уровень МПК равен 2,0-2,49 л/мин и относительный показатель (МПК/Вес) - 35-43 мл/мин/кг.

У спортсменов наибольшие значения МПК отмечаются упредставителей видов спорта, развивающих выносливость. У мужчин относительный МПК достигает 70-80 мл/мин/кг или в абсолютном выражении 5-6 л/мин, а у женщин относительный показатель МПК достигает 50-60 мл/мин/кг,абсолютный показатель составляет 3-4 л/мин.

 

Гарвардский степ - тест

С помощью Гарвардскогостеп - теста количественнооценивается скорость восстановительных процессов после дозированной физической нагрузки. Нагрузка дается в виде восхождения различной продолжительности на ступень различной высоты в зависимости от пола и возраста (таблица 17). Темп восхождения у всех обследуемых составляет 30 восхождений (120 шагов) в минуту.

Таблица 17.

Высота ступеньки и время восхождения в зависимости

от пола и возраста

Контингент Возраст, лет Высота ступеньки, см Время восхождений, мин Поверхность тела, м2
Мужчины Свыше 18  
Женщины Свыше 18  
Юноши 12-18 Свыше 1,85
Юноши 12-18 Менее 1,85
Девушки 12-18  
Мальчики и девочки 8-12  
Мальчики и девочки до 8  

 

Регистрациячастоты сердечных сокращений проводится после нагрузки вположении сидя за первые 30 секунд на второй (ƒ1), третьей (f2.)и четвертой (ƒ3 ) минутах восстановительного периода.

Если испытуемый из-за усталости отстает от темпа в течение 20 секунд, обследование прекращается, фиксируется длительность выполнения нагрузки в секундах и полученное время подставляется в формулу расчета. Результаты тестирования выражаются в виде индекса Гарвардского степ - теста (ИГСТ):

t х 100

ИГСТ=___________,

(f1 + f2 + f3) х 2

где t - время восхождения на ступень, с,

ƒ1 - пульс за первые 30 секунд 2-й минуты,

ƒ2 - пульс за первые 30 секунд 3-й минуты,

ƒ3 - пульс за первые 30 секунд 4-й минуты восстановительного периода.

Данные для оценки работоспособности на основании индекса Гарвардского степ - теста приведены в таблице 18.

ИГСТ Оценка
Менее 55 Плохая
55-64 Ниже средней
65 - 79 Средняя
80-89 Хорошая
90 - и более Отличная

 

У спортсменов значения ИГСТ выше, чем у нетренированных людей. Особенно высокие величины индекса обнаруживаются у представителейциклических видов спорта, развивающих качество выносливости. Эти данные указывают на то, что величина ИГСТ может использоваться дляоценкиобщей физической работоспособности и выносливости спортсменов. Средние величины ИГСТупредставителей различных видов спорта представлены в таблице 19.

Таблица 19.

Средние величины индекса Гарвардского степ - теста

(по И.В. Аулику)

 

Вид спорта ИГСТ Вид спорта ИГСТ
Бег на длинные дистанции Велосипедный спорт
Лыжные гонки Бокс
Плавание Спринтерский бег
Тяжелая атлетика    

 

Тест Руфье-Диксона

Тест Руфье - Диксона позволяет оценивать скорость восстановительных процессов после дозированной физической нагрузки и используется для характеристики общей фи­зической работоспособности. Тест Руфье - Диксона применяется во врачебном контроле за различными контингентами лиц, занимающимися физической культурой и спортом.

Методика проведения. В положении сидя (лежа) в покое у испытуемого подсчитываетсяпульс в течение 15 секунди приводится к данным за минуту (Ро). Затем выполняется 30 глубоких приседаний за 45 секунд. После нагрузки у обследуемого в том же положении (сидя или лежа) за первые 15 и последние 15 секунд первой минуты отдыха подсчитывают пульс и приводится к данным за минуту (Р1 Р2 соответственно).

Оценка работоспособности. По результатам тестирования можно дать качественную оценку, заключение «атлетическое сердце», если выполняются три условия. Во-первых, Р0 ≤ 60; во-вторых, Р1 ≤ 2Р0; в третьих, Р2 ≤ Ро . Количественаяоценка работоспособности по индексу Руфье-Диксона приведена в таблице 20.

Таблица 20.

Оценка физической работоспособности по индексу Руфье - Диксона

 

ИРД Оценка
0-2,9 Отличная
3,0 - 5,9 Хорошая
6,0 -7,9 Средняя
8,0 и более Слабая

 

 

Расчет индекса Руфье-Диксона проводится по формуле:

 

1 - 70) + 2 х (Р2 - Р0)

ИРД= ___________________,

 

3.5. Тест Новакки

Данный тест связан с выполнением испытуемым максимальной нагрузки, характеризующейсяпредельной работой системы транспорта кислорода. Для проведения теста требуется велоэргометр. Суть теста заключается в определении времени, в течение которого испытуемый способен выполнять нагрузку конкретной мощности зависящей от массы его тела. Нагрузка строго индивидуализирована и выражается в ваттах на 1 кг массы тела (Вт/кг). Частота педалирования составляет 60-70 оборотов в минуту. Процедура тестирования заключается в следующем: исходная нагрузка, равная 1 Вт/кг через каждые 2 минуты увеличивается на 1 Вт/кг до тех пор, пока испытуемый не откажется от продолжения работы. В этот момент частота сердечных сокращений у обследуемого достигает максимальных значений, а потребление кислорода близко или равно уровню МПК.

Тест Новакки может использоваться для тестирования как тренированных, так и нетренированных лиц и даже в лечебной физической культуре в процессе реабилитации. В последнем случае следует начинать с нагрузки 0,25 Вт/кг. Результаты теста характеризуют общую физическую работоспособность и функциональную готовность спортсменов и других лиц. Критерии оценки работоспособности лиц различных категорий приводятся в таблице 21.

 

Таблица 21.

Оценка результатов теста Новакки

Мощность нагрузки, Вт/кг Время работы, мин Оценка работоспособности
Нетренированные
Низкая
Удовлетворительная
Нормальная
Спортсмены
Удовлетворительная
Хорошая
1-2 Высокая
Очень высокая

 

Тест Купера

Аэробная тренировка предлагает достаточное разнообразие упражнений, в числе которых и популярные виды спорта. Все они имеют одну общую черту; при выполнении этих упражнений потребляется большое количество кислорода. Бег, плавание, велосипед - это типичные упражнения аэробики. Основная, цель аэробики - увеличить максимальное потребление кислорода(МПК). Достижение цели зависит от эффективностидыхания, надежности работы сердца, сосудистой системы.

У различных людей разные цели совершенствования физического состояния. Независимо от того, какие у них личные мотивы, очень важно достигнуть своей цели благополучно. Разумеется, желательно приобрести здоровье, а не потерять его. Может потребоваться узнать уровень физической подготовленности человека, чтобы определить, какую работу он в состоянии безболезненно выполнять.

По мнению К. Купера, МПК - лучший показатель физического состояния организма. Основываясь на результатах тестирования МПК прямым методом, Купер определил пять степеней подготовленности занимающихся аэробными упражнениями (табл. 22). Для каждой из степеней подготовленности были установлены допустимые, оптимальные уровни тренировочных нагрузок.

Таблица 22.

Степень подготовленности и потребление кислорода (мл/мин/кг)

  Возраст в годах
до 30 30 - 39 40-49 50 и более
Очень плохо менее 25,0 менее 25,0 менее 25,0 -
Плохо 25,0-33,7 25,0-30,1 25,0 - 26,4 менее 25,0
Удовлетворительно 33,8 - 42,5 30,2-39,1 26,5 - 35,4 25,0-33,7
Хорошо 42,6 - 51,5 39,2 - 48,0 35,5-45,0 33,8 - 43,0
Отлично 51,6 и более 48,1 и более 45,1 и более 43,1 и более

 

Лабораторные тесты необходимы для исследований, однако они совершенно не подходят для практического использования вследствие высокой стоимости и малой производительности. К. Купер предложилтесты, для проведения которых необходимы только секундомер и место для бега. Несмотря на простоту и доступность, эти тесты так же точны, как и лабораторные эксперименты. Величина МПК тесно коррелирует со скоростью движения, проходимой за 12 минут дистанцией (табл. 23). Тесты валидны для возрастного диапазона от 17 до 52 лет.

Проведение теста может быть сопряжено с некоторым риском, пока ваше сердце и давление не приведены в порядок. Необходимо учитывать следующее:

1. После 30 лет тест проводите после медицинского обследования и выполнения шестинедельной «стартовой программы для неподготовленных начинающих».

2. Если во время тестирования вы испытываете крайнюю усталость, сильную одышку или тошноту, то немедленно прекратите выполнение нагрузки. Не старайтесь повторить тест, пока ваш уровень физической подготовленности не будет урегулирован систематическими упражнениями.

Таблица 23.

Степень подготовленности и потребление кислорода

Дистанция, км Потребление кислорода
менее 1,6 менее 25,0
1,6-1,9 25,0 - 33,7
2,0 - 2,4 33,8 - 42,5
2,5 - 2,7 42,6-51,5
2,8 и более 51,6 и более

 

Минутный тест Купера

Позволяет в индивидуальном порядке оценить степень физической подготовленности и максимальное потребление кислорода непрямым методом.

Методика. Проведите разминку, уделив специальное внимание ногам. Собственно тест заключается в пробегании или прохождении как можно большей дистанции за 12 минут. Если вы задыхаетесь, замедлите ненадолго бег, пока дыхание не восстановится. По истечении 12 минут бегпрекращают и измеряют пройденную дистанцию.

Оценка. Степень подготовленности оценивается по возрастным группам и полу. Данные приводятся в таблицах 24, 25.

Таблица 24.

12-минугный тест для мужчин (км)

 

Степень подготовленности Возраст в годах
до 30 30-39 40-49 50 и более
Очень плохо менее 1,6 менее 1,5 менее 1,3 менее 1,2
Плохо 1,6-1,9 1,5-1,84 1,3-1,6 1,2-1,5
Удовлетворительно 2,0 - 2,4 1,85-2,24 1,7-2,1 1,6-1,9
Хорошо 2,5 - 2,7 2,25-2,64 2,2 - 2,4 2,0 - 2,4
Отлично 2,8 и более 2,65 и более 2,5 и более 2,5 и более

 

 

Таблица 25.

12-минутный тест для женщин (км)





Читайте также:
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.021 с.