Немного об ингредиентах. 2 глава




Обратите внимание, какие слова подбирают историки при описании кельтских женщин. Бодичеа (Boadicea), одну из пос­ледних женщин-воительниц, изгнавшую римскую армию и захватившую ключевые британские города, в латинских тек­стах называли Дио Кассиус. Историк Дж.Дадли (мужчина) перевел это имя, как "огромная ростом, страхолюдной внеш­ности, облаченная в разноцветное одеяние, с толстым оже­рельем на шее, потрясающая длинным копьем и внушающая своей армии ужас". А если судить по переводу Агнес Стрикланд (женщины), то Бодичеа производила более приятное впечатление. Она была "высока", носила одежду гармонирующих тонов", и шея ее была украшена "золотой цепочкой". В руках у нее было "копьё", и войска встречали эту женщину "почтительным молчанием".

Свод законов "Брехон", пришедший к ирландским кельтам с доисторических времен, дает четкое определение положения женщины в обществе. Кельтские женщины могли наследовать земли и титулы; для того, чтобы заключить какой-либо законный договор, женщине не требовалось согласие мужа; женщины могли появляться в суде и предъявлять иск мужчинам; женщина могла сама выбирать себе мужа (у большинства соседних народов право выбора принадлежа­ло исключительно мужчине); закон не требовал, чтобы женщина стала членом семьи мужа; в браке муж и жена были равны; брак заключался на год, по истечении которого он продлевался при взаимном согласии сторон; для развода требовалось взаимное согласие сторон; дочери наследо­вали наравне с сыновьями. В случае развода женщине оста­валось все ее имущество и ее приданое, которое по своду законов "Брехон" имели как муж, так и жена (которое, как правило, состояло из быков, лошадей, щита, копья и мечей). Кроме того, жена могла потребовать от одной трети до половины состояния мужа. Сексуальные отношения были свободными: женщина не считалась виновной в измене, если она вступала во внебрачные половые связи; гомосексу­ализм, в особенности в воинской среде, был широко расп­ространен и считался вполне нормальным явлением. Христианская церковь боролась с кельтскими законами и традициями, касающимися женщин, в особенности с пра­вами на развод, наследование, ношение оружия и врачеб­ную практику. Главными жрецами и жрицами Кельтов были Друиды. Слово "друид" родственно греческому слову "дриада" - "дух природы" или "лесная нимфа". Кроме того, так назывались жрицы Артемиды, Лунной Богини, которую называли Матерь всех Созданий. Она особенно любила появляться в образе Большой Медведицы. (Саксы называли Артемиду Урсел, Медведица, и это имя перешло в христиан­скую мифологию, как святая Урсула). Друиды кельтов и дриады греков были двумя основными источниками духов­ных традиций европейских народов. Поначалу священнос­лужителями могли быть только женщины; мужчины были допущены к этому занятию позже. Друиды передавали свои знания в устной форме и потому не сохранилось никаких письменных работ, раскрывающих суть их учения, но совре­менные ученые считают, что оно представляло собой единую цепь, протянувшуюся от первых мистерий дриад на заре древнегреческой цивилизации до последних поко­лений Друидов, а от них - к заклинаниям и гипнотическим сеансам тех, кого стали называть "мудрыми женщинами" или "ведьмами".

Древними духами природы, которых в Греции называли "дриадами", а в Шотландии - "друидами", были обитавшие в лесах многоликие существа. Они могли появиться в образе птицы или змеи, умели читать мысли и предсказывать буду­щее. Эти удивительные способности были прообразом искусства колдовства. Ведьма ведь тоже многолика; ее соз­нание царит в небесах подобно птице; подобно змее оно может проникнуть в глубь земли, за тайнами и мудростью. Ведьма может проникать в мысли и чувства других людей и предвидеть будущее.

В Британии жрицы-друиды разделялись на три категории. Жрицы высшего класса жили в своего рода монастырях и давали обет безбрачия. Именно они хранили священные костры Богини и стали прообразом монахинь христианской эры. Жрицы двух других групп могли выходить замуж и жили либо при храмах, либо в своих семьях. Во время отправ­ления посвященных Богине ритуалов они выполняли роль помощников. С приходом христианства их стали называть "ведьмами".

БУНТ НЕБЕСНЫХ БОГОВ

Когда мы читаем мифы и священную литературу, написанные в период с 2500 по 1500 год до Рождества Христова, мы замечаем смещение в восприятии мира древними. Сильные Богини, которые на протяжении не­скольких сотен тысяч лет доминировали в мыслях и чувствах людей, постепенно вытесняются могущественными Небес­ными Богами мужского пола. Сын (Охотник) Любимый, кото­рый, будучи сыном и мужем Великой Матери, всегда находился в подчиненном положении, сейчас становится главным божеством. Появляются новые имена: Мардук, Индра, Аполлон, Зевс, Тор, Юпитер, Иегова - Небесные Боги, правящие с помощью энергии солнца и бросающие вызов древним Богиням земли и луны: Церере, Кибеле, Афине, Диане, Артемиде, Тиамат, Анат, Изиде, Иштар, Астарте, Минерве, Дане. Солнечные Боги становятся героями, а Богини земли и луны - злодейками, и многий старые мифы переписываться заново, чтобы отразить это смещение сознания. Во многих из них Богиня - или женская сила - отождествляется со змеем или драконом, которые символизируют первичные силы земли, а также водные пространства, подверженные влиянию луны. В новых патриархальных религиях змей и дракон всегда символизируют зло. Мардук убивает Тиамат, Индра убивает Дану и ее сына Вирта. Аполлон убивает удава Гайи, Персей отрубает змееволосую голову Медузы. Эти истории дошли даже до христианских времен: в Англии свя­той Георг убил змея, а Святой Патрик изгнал из Ирландии Змей.

Священная мифология начинает отражать дуализм, кото­рый, вероятно, либо был вообще неизвестен во времена Неолита, либо занимал очень незначительное место. Солн­це и Небо противопоставлены Луне и Земле, Свет противо­поставлен Тьме, Жизнь противопоставлена Смерти, Мужс­кое начало противопоставлено Женскому. Раньше,всеявления, включая разрушительные силы, загадку смерти и тьму ночи, были частями Великой Матери. К противополож­ностям не подходили с мерками нравственности. Вопрос о противостоянии добра и зла не возникал. Каждое явление имело положительную и отрицательную сторону и было неотъемлемой частью Великого Колеса Сотворенной Жизни. Смерть, как и все неизведанное, хотя и внушала страх, считалась необходимой частью процесса творения.

Такие понятия, как "наказание за грехи" и "проклятие за непослушание" не существовали. Коренные жители Америки до наших дней сохранили это здоровое представление о смерти, как о части Великого Круга Жизни, в поговорке:

"Сегодня подходящий день для того, чтобы умереть". Такое отношение к смерти приводило в изумление миссионеров и кавалерию Соединенных Штатов.

Расправившись с силой зверя, как с ключевым аспектом поклонения Богине, проповедники новых идей заявили также, что изначальное творение было делом единственного Бога-Отца, а не божественной Матери. Если ранние истории о творении говорили о непорочных зачатиях и двуполых родителях, то новые мифы повествовали об исключительно мужском источнике творения. Некоторые из них даже рассказывали о Богинях, появившихся на свет из голов Богов-мужчин!

Как и многие другие мифы, претерпела изменения и древ­няя ассирийская история, повествовавшая о том, как Адам был создан из ребра Евы. Новый миф утверждал прямо противоположное. Древняя месопотамская легенда гласила, что женщина Ева создала мужчину Адама и сделала его своим любовником, что было еще одним вариантом мифа о Богине и ее сыне. В версии, приведенной в Книге Бытия, Бог "вылепил" Адама из глины, а потом сделал Еву из ребра Адама. Похоже, что библейские писатели хотели как можно дальше отстранить Бога от акта рождения, что должно было послужить доказательством постулата, что творение -это не женское дело, и не имеет ничего общего с маткой, кровью и родами.

В некоторых священных иудаистско-христианских писаниях Адам признает превосходство Евы: "Она дала мне знание". В одном гностическом тексте Ева представлена Ма­терью Всех Живых Существ, включая и Иегову. Этот текст гласит: "Он не знал даже собственную Мать... Именно пото­му, что он был глуп и не знал свою Мать, он и заявил: Я есть Бог; нет никого кроме меня". В некоторых вариантах этого мифа Ева укоряет и наказывает Бога за его жестокое отно­шение к живым существам. Барбара Уокер, автор "Женской Энциклопедии Мифов и Тайн", пишет:"0дной из наиболее тщательно охраняемых христианских тайн является история о том, что Мать Всего Живого была Творцом, который нака­зывал Бога". Ведьмы находят интересным тот факт, что имя Иегова состоит из четырех букв иврита: Йод-Ге-Вау-Ге. Пер­вая - "Йод", означает - "я", а следующие три - Те-Вау-Ге" представляют собой два слова - "жизнь" и "женщина". Латинская версия этих трех букв - "Е-В-А". Следовательно, имя Иегова - женское и означает: " Я - женщина, я - жизнь".

Распространенные среди сегодняшних ведьм магические восклицания основаны на этих четырех буквах.

По мере того, как мифология все дальше и дальше уходила от изначального представления о Великой Богине, дуализм, который и сегодня доминирует в мировоззрении народов западных стран, приобретал все большее значение. Жизнь стала представляться как борьба сил добра и зла, а менее важной, чем жизнь грядущая. Возникло предполо­жение, перерастающее в уверенность, что все связанное с земной жизнью - сама земля, тело, половые отношения, женщина - есть зло. Пословица "от чистоты до божествен­ности - один шаг" иллюстрирует эту точку зрения: земное не может быть принято в качестве религиозной концепции; зем­ное - нечисто, как в физическом, так и в духовном смысле. Женщина не может восприниматься в качестве духовного лидера, являющегося образом божественного Женского На­чала. Женщина нечиста как душой, так и телом.

Любопытные метаморфозы произошли с богами мужского пола, по мере того, как они, объединившись, заполнили во­ображение человечества. Хотя некоторые из них и сохра­нили многоликость, большинство постепенно утратило свое тождество с миром животных. Очень немногие боги продол­жали изображаться с головами животных или птиц, подобно египетскому богу Анубису (человек с головой шакала) или бог с головой орла, изображение которого было высечено на стене одного из дворцов в Месопотамии, датируемого девя­тым веком до Рождества Христова. Боги иудеев, христиан и мусульман никоим образом не связаны с миром природы. Бог приобрел абсолютно человеческий облик и определенно мужской пол. В главе, посвященной колдовству как науке, мы докажем, что неспособность принимать другой образ и тран­сформировать себя противоречит реальности. Принцип су­ществования вселенной и заключается в том, что она спо­собна преобразовывать энергию в материю и наоборот. На духовном уровне это значит, что Бог, потому что он - Бог, может становиться другим существом, даже обычным соз­данием, поскольку Бог и процесс творения -едины. Но авто­ры новых версий старых мифов приложили все старания к тому, чтобы отделить творца от творения и поставить его выше этого процесса. И они добились своего.

Одинокий Бог стал стандартом для иудеев, христиан и мусульман. В свое время, историки религии, которые толко­вали прошлое в свете их собственных патриархальных цен­ностей, утверждали, что переход от политеизма к моно­теизму является признаком прогресса цивилизации. Они говорили, что когда человек отказался от множества богов и богинь в пользу единого бога, он сделал шаг вперед в своем развитии. Но они ошибались и вот почему. Во-первых, еще в начале нашего столетия антрополог Поль Радин доказал, что вера во многих богов не исключает веры в Высшее Существо. Действительно, большинство цивилизаций, пок­лонявшихся многим богам, сохраняло непоколебимую веру в Великого Духа, или Всеобщего Отца, или Всеобщую Мать, или в какую-то божественную сущность или силу, которая возвышается надо всем, в том числе, и над низшими богами. Иными словами, история религиозной мысли не прог­рессировала от "наивного" многобожия к "истинной" вере во всемогущего, единого бога мужского пола.

Во-вторых, очень сомнительно, чтобы торжество моно­теистического мышления, в его женской, абсолютно негиб­кой форме, свидетельствовало о прогрессе цивилизации. С пришествием Бога-Отца началось уничижение земли, женщины, тела, секса и всего того естественного, в чем первые люди находили радость и счастье, и что называлось одним словом "работа": добыча и обработка пищи, строительство жилищ, изготовление инструментов и других полезных предметов и т.д. Более того, цивилизации, которые развивались в поклонении всевластному Богу-Отцу, неизбежно приходили к угнетению тех, кто не соответствовал образу всемогущего, взрослого, человекоподобного бога мужского пола: детей, женщин, сторонников однополой любви, а также животных, растений и минералов -для кото­рых, как и для нас, планета тоже является общим домом. Им не было места на шкале ценностей жесткого патриархально­го образа мышления, поскольку они считались лишь слугами. Их ценность заключалась лишь в том, что они могли быть использованы на благо патриархальных отношений.

Каковы же были изначальные задачи патриархата? И какие события дали толчок к его рождению?

Цивилизации Богини процветали в зонах с теплым уме­ренным климатом, богатым животным и растительным миром. Все имели относительно равный доступ к жизненно важным вещам, и потому не было нужды создавать властные структуры и подчиняться им. История ранней Европы повес­твует, что цивилизации Богини подверглись нападению свет­локожих и светловолосых людей, пришедших из холодных северных краев. Агрессоры-арии поклонялись Небесным Богам или Богам Грома, которые жили на вершинах гор, таковой она представлялась захватчикам. Историки отмеча­ют несколько волн арийского вторжения в Индию, на Ближний Восток, в Египет, Грецию и на Крит. Большинство из них прокатилось в период с 2500 до 1500 г. до Рождества Христова, то есть в то время, когда были пересмотрены священные мифы.

Почему они пришли? Менее мягкий климат был более сильным стимулом к накоплению и сохранению пищи, а также других жизненно важных вещей. От этого зависело выживание. Группа, испытавшая лишения, нападала на более удачливых соседей и силой отбирала то, что ей было нужно. Со временем это привело к появлению профессио­нальных бойцов, а войско стало необходимым для выжива­ния и развития институтом, чего не было в цивилизации теплого юга.

Интересно, что рейды патриархальных племен с севера совпали с развитием металлургии. Хотя точная дата неизвестна, но историки полагают, что около 2500 г. до Ро­ждества Христова патриархальные Хетты открыли техно­логию плавки стали. На протяжении каменного и бронзового веков оружие было простым и примитивным - топоры, дубины, пращи, копья - личное оружие, доступное любому человеку. Стало быть, ни у кого не было монополии на сред­ства ведения войны. Матриархальные цивилизации были относительно мирными; насилие принимало форму мелких, спорадических стычек. Но когда появилась возможность' производить более мощное оружие, война изменилась. Для того, чтобы научиться пользоваться новым оружием, необ­ходима была специальная подготовка. Сила и мастерство (а также время, требующееся для развития этих качеств), стали играть решающую роль. Военные отряды стали состоять из одних только мужчин, поскольку мужчины не рожали и не воспитывали детей, а стало быть, имели больше времени для того, чтобы стать "профессионалами" военного дела, и могли себе позволить отсутствовать в родном посе­лении длительное временя. Историки предполагают, что выход металлургии на новый уровень сделал ее исключи­тельно мужским занятием, нацеленным только на военные нужды. До этого плавкой олова, золота и серебра занимались в основном женщины, изготовлявшие украшения и предметы домашнего обихода.

Вторжения патриархальных племен происходили на про­тяжении многих веков. Не каждое было успешным, а иногда за отбитым нападением следовало ответное, но в некоторых местах цивилизации уживались друг с другом, что приводи­ло к слиянию религий. Матриархальные цивилизации не исчезли в один день, но и их постепенно разъедали новые методы ведения войны. Военному искусству были нужны жертвы. И такими жертвами стали женщины и дети. Мужчины воины могли насиловать женщин, красть детей и превращать пленных в рабов. Со временем статус женщин сравнялся со статусом детей и рабов, что нашло свое отражение в общес­твенном укладе. Патриархальные семьи стали нормой. Женщина стала слугой своего супруга, который на законных основаниях владел ею, ее имуществом и ее детьми. Мужчи­ны стали главенствовать в общественной, экономической и политической сферах, и, в конце концов, патриархальные учреждения, законы, ценности и обычаи породили миф о мужском превосходстве.

Нацеленные на войну патриархальные общества были основаны на милитаристах ценностях, и мужская этика ар­мейских отношений была узаконена, как образ жизни, про­возглашением единого, беспощадного и грозного Бога-Отца. Авторитарность, дисциплина, дух соперничества, лозунг: "сильный всегда прав" и "горе побежденным", а также суро­вые наказания за непослушание стали основой мужской этики. Со времен Бронзового века именно эти качества ха­рактеризуют политику, религию, экономику, образование и семейную жизнь в развитых государствах.

Ирония судьбы заключается в том, что с патриархальной революцией Бронзового Века совпадает и возникновение первых письменных исторических свидетельств, а потому создается впечатление, что подобный порядок вещей сущес­твовал всегда. Но патриархат возник и развился только в течение последних четырех тысяч лет. Если принять во внимание, что человеческие существа прожили в матриар­хальных общинах сотни тысяч лет, то его можно считать относительно недавним экспериментом. Или всего лишь кап­лей в океане, по сравнению с 3,5 миллиардами лет, на про­тяжении которых существуют на земле другие формы жизни.

 

Глава III. ЧТО ОНИ ГОВОРЯТ О ВЕДЬМАХ.

Священник, который был моим противником в телевизионном дискуссионном шоу, подтвердил мои самые большие опасения - ложь, порожденная еще в Эпоху Кост­ров, повсеместно живет и здравствует. Несмотря на все мои усилия убедить его в том, что этика ведьм зиждется на принципе "делай то, что ты должна делать, не причиняя никому вреда", он продолжал упорствовать, категорически утверждая, будто все без исключения ведьмы являются носителями зла. Я пыталась сказать ему, что никогда не использовала свое искусство с дурными намерениями, но он отказывался мне верить. Для него все ведьмы были плохими. Я была ведьмой, а значит, и я была плохой.

Этот священник, религиозный фанатик, который, похоже, намертво вбил себе в голову библейский призыв "не потер­петь существования ведьм", продолжал делать лживые за­явления обо мне и о ведьмах вообще, пытаясь настроить против меня аудиторию. Трудно было поверить в его предан­ность собственным идеалам, которые требуют "не лжесвиде­тельствовать против ближнего своего". В этой программе его ближним была я, и он как раз и занимался лжесвидетельствованием. В конце концов, я пришла в отчаяние, и для того чтобы разрядить обстановку и привнести в беседу немного юмора, я повернулась к нему и сказала: "Вы должны радо­ваться тому, что я не злая ведьма, потому что в противном случае у вас были бы крупные неприятности". Меня поразило, что у него хватало духу спорить со мной, если он и вправду верит, что у меня есть возможность и желание причинить ему вред. Он выкрутился: '"Мой Иисус защитит меня". Стало быть, здесь речь шла о том, кто обладает большей силой: "его Иисус" или я.

Чего священник так и не понял, так это того, что, будучи Ведьмой, я могу парировать нападки, не прибегая к напа­дению. Я могу защитить себя и нейтрализовать его вредо­носное влияние, не причиняя ему самому никакого вреда. На самом деле, закон ведьм гласит, что если ведьма причиняет кому-нибудь вред, то ее саму ждут неприятности, причем в три раза большие. Я думаю, что разница между мной и священником заключается в том, что уж он-то обязательно причинил бы мне вред, имей он такую возможность. Он ведь призывал аудиторию не доверять мне и бояться меня.

Подобная узость мышления характерна для всех слоев общества. Я не отрицаю того, что ведьмы могут причинить вред, потому что ведьмы - это люди, а люди, в том числе христиане, мусульмане и иудеи способны причинить вред другим людям. Любой талант и любое искусство можно использовать со злыми намерениями, но большинство ведьм не злоупотребляет своими способностями. Более того, ведьмы обладают способностью нейтрализовать своих врагов, не причиняя им никакого вреда. Если бы патриар­хальные религии - христианство, ислам и иудаизм - учили своих верующих, как противодействовать злу, не причиняя зла в ответ, так сказать, не вынимая меча или не размахивая атомной бомбой, то в сегодняшнем мире было бы гораздо меньше насилия и кровопролития, а история нашей цивилизации не представляла бы собой угнетающее повест­вование о войне и преследовании, каковым она и является.

Но, к сожалению, человек, "набросившийся" на меня во время телешоу, был последователем многих поколений "охотников за ведьмами", инквизиторов, судей и палачей, которые несут ответственность за казнь от шести до девяти миллионов людей в Западной Европе в период с двенадца­того по семнадцатый век. (Конечно, мы никогда не узнаем точное количество жертв. По некоторым данным, их могло быть даже тринадцать миллионов). Церковь поставила себе задачу уничтожить верования и духовное наследие многих общин, которые еще поклонялись Древней Религии. И в этой борьбе религиозные лидеры, которые по идее должны были претворять в жизнь учение, призывавшее людей жить в мире, подставлять другую щеку и отбросить мечи, не гну­шались ничем.

Несмотря на то, что американское общество предлагает большинству своих граждан множество прав и свобод, о реализации такого права, как свобода совести, люди, не исповедующие основные религии, могут только мечтать.

Всего только пятнадцать лет тому назад президент подписал закон о свободе вероисповедания для "коренных жителей" Америки, и даже сегодня им приходится бороться за право удовлетворять свои религиозные потребности в школах, тюрьмах и больницах. А о ведьмах и говорить нечего.

Общество радо нас видеть во время Хэллоуина и итерирует нас на Рождество - словно зимнее солнцесто­яние священно только для христиан и иудеев. Несколько лет тому назад Торговая Палата Салема приняла решение, что город должен отпраздновать декабрьские праздники под ло­зунгом "Праздничные Представления" - туманный термин, который включал в себя еврейский Чанука и наш кельтский Юлетайд. Поскольку для всех трех религий древняя земная загадка рождения нового солнца во время зимнего солнцес­тояния (самой длинной ночи в году) является священной, то три группы верующих работали вместе, развешивая по всему городу электрические гирлянды. Однако недавно го­родской совет снова стал поручать организацию празднеств только христианам, отказав таким образам евреям и ведь­мам в общественном внимании. Каждый год я с большим интересом наблюдаю за конфликтами местного значения, которые возникают в различных городах нашей страны из-за того, кто именно будет устанавливать символические ясли в общественных местах. Почему наша нация не может стать на путь плюрализма и найти деньги и место, чтобы люди всех вероисповеданий могли открыто праздновать свои священ­ные дни, не боясь подвергнуться нападкам со стороны ограниченных, озлобленных людей?

Во многих случаях люди поступают таким образом не со зла, а из-за своего невежества -они просто не знают фактов. Однако есть немало случаев, когда люди демонстрируют свой ярый фанатизм, который я определяю, как "доброволь­ное невежество": они не хотят знать никаких фактов, а узнав о них, отказываются их признать. Они сами хотят быть слеп­цами; они превратили свое сердце и ум в камень. Они не хотят знать истину, поскольку она могла бы поколебать их предубежденность, которая позволяет им удерживать их ошибочные позиции. Они принимают участие в дискус­сионных шоу, организуемых общенациональными теле - и радиоканалами, чтобы клеветать на нас. А ведь мы -полноп­равные граждане, и, по идее, должны быть защищены от клеветы.

До недавнего времени практически не сообщалось никаких правдивых сведений о европейском колдовстве. С отменой в середине этого столетия законов по борьбе с ведьмами, новым ростом интереса к колдовству, появ­лением посвященных нашей профессии научных трудов и отчетов о лично проведенных наблюдениях, опубликован­ных смелыми авторами, истина начинает постепенно тор­жествовать. Когда в 50-е гг. были опубликованы первые книги, написанные представителями нашей профессии, не­которые ведьмы отнеслись к этому, как к нарушению вековых традиций хранения тайны и молчания. Действительно, ведь­мы делали свое дело в тайне и не афишировали ни себя, ни свою профессию. Не следует забывать, что им было чего бояться. Но я считаю, что в наш век огромных перемен, большей открытости и выхода на более высокий уровень во многих сферах жизни, мы просто упустим реальную возмож­ность рассказать людям, кто мы такие и чем мы занимаемся, если не заговорим об этом открыто и честно. Мы должны рассказать обществу правду о нашей профессии; нам необ­ходимо развеять густой туман сказок и заблуждений, кото­рый позволяет нашим клеветникам говорить о нас все, что им взбредет в голову. В прошлом данные отдельными ведь­мами и целыми ведьмовскими коллективами обеты хранения тайны действительно были необходимы, но в историческом смысле они сослужили ведьмам плохую службу. О нас и за нас высказывались исключительно те люди, которые нас не знали и нас ненавидели. Мы не должны допустить, чтобы это повторилось. Мы должны рассказать о себе. Нам скрывать нечего.

Но некоторые люди нашей профессии высказываются против этого, заявляя, что мы не должны раскрывать себя и свои так называемые секреты, поскольку Эпоха Костров может повториться. Да, я согласна с тем, что все, что уже было, может повториться снова, но я убеждена, что вероят­ность этого станет меньше, если люди узнают правду о нас, поскольку тогда они будут в значительно меньшей степени склонны верить лжи, которая может быть использована в качестве оправдания расправы с нами только в том случае, если люди поверят этой лжи и будут действовать в соот­ветствии с нею. Я надеюсь, что когда люди узнают правду, они поймут, что ложь - это всегда лишь ложь. И Эпоха Костров никогда не повторится.

ЭПОХА КОСТРОВ

Когда родилась эта ложь? Когда сформировался отрица­тельный образ ведьмы? И почему этот образ запечатлелся в нашей культуре настолько сильно, что некоторые люди, за­слышав слово "ведьма", сразу думают о чем-то плохом?

Ответы на эти вопросы следует искать в далеком прош­лом, во времена той самой патриархальной революции, о которой мы говорили в предыдущей главе. В Европе патриархат достиг своей кульминации в четвертом веке нашей эры, когда церковь и Римская Империя объединили свои силы. При Константине христианство стало официаль­ной религией империи. Епископы следовали за римской армией в покоренные страны и под защитой солдат пропове­довали то, что они называли "благой вестью". Но вряд ли те, кто поклонялся Древней Религии своих предков, воспри­нимали эту весть, как благую.

История христианства - это история преследований. Христиане постоянно преследовали, пытали и казнили тех, кто исповедывал другие духовные ценности - язычников, евреев, мусульман. Да и сторонники некоторых направлений в самом христианстве тоже ощутили на себе тяжелую руку церкви. Любой человек, которого церковные власти за­клеймили как еретика, мог быть подвергнут пыткам и казнен.

Как только христианство добиралось до очередного угол­ка земного шара, местное население, стоявшее у него на пути или не согласное с его учением, обвинялось в покло­нении дьяволу. Этот аргумент приводился в качестве оправ­дания преследований туземных племен в Европе и Америке, в Африке и Полинезии, на Востоке и за Полярным Кругом. христианские армии и духовенство, ослепленные патриар­хальным и монотеистическим мировоззрением, вряд ли могли понять ценность духовного пути, отличного от их соб­ственного. Они не смогли постичь священную мудрость других культурных традиций, основанных на ином восприя­тии божественной силы. Во многих случаях они даже и не пытались этого сделать. Им было неведомо сочувствие, понимание или терпимость по отношению к пантеонам туземцев.

Когда Константин сделал христианство официальной религией Римской Империи, местным религиям была объяв­лена настоящая война. Священные гробницы были разоре­ны и разграблены, источники и колодцы - загрязнены, а жрецы и жрицы - казнены. Первый христианский император был воплощением того яростного насилия, которое со вре­менем будет направлено и против ведьм. Он живьем сварил свою жену, убил сына и шурина, а племянника запорол до смерти. Во времена его правления были заложены основы той политико-военно-церковной системы, которая домини­ровала в средневековом обществе. Он дал епископам право отменять постановления гражданских судов и обязал суды следить за исполнением гражданами всех епископских дек­ретов.

На протяжении последовавшего тысячелетия церковно-государственные структуры средневековой Европы под­водили теоретическую базу под патриархальное предубеж­денное отношение мужчины к женщине. Например, через сто лет после Константина Святой Августин выступил с заяв­лением, что у женщины не может быть души. В шестом веке эта ужасная теория стала предметом дискуссии на церков­ном съезде в Маконе, а затем и официальной доктриной церкви. Тем не менее, отдельные представители церкви в разное время выступали в поддержку этой идеи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: