Организованная преступность «шоковых времен».




В период коренных изменений социально-экономических отношений, когда происходит первоначальное накопление капитала, резкое расслоение населения по уровню до­ходов, когда изменяются стандарты и образцы поведения отдельных социальных групп, рост преступности становится неизбежным явлением. Объективно в этих условиях го­сударственные органы способны только сдерживать масштабы этого роста. Та критическая ситуация в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией, которая наблюдается сейчас, берет начало в 1988 году, когда после известного закона бывшего СССР о кооперации по существу и началось стихийно-неконтролируемое накопление капитала с перекачкой огромных государственных средств в кооперативный, а вернее, в частный сектор, носивший в большинстве случаев противозаконный характер. Здесь же находится точка отсчета слияния теневого мафиозного капитала, накопленного в годы тоталитарного режима, и молодого агрессивного гангстерского капитала первых лет де­мократизации.

О тенденциях развития организованной преступности в России свидетельству­ют следующие данные:

               
Выявлено организ.прест. групп            
В том числе:                        
Бандитской направленности -          
С международными связями -          
С межрегиональными связями            
С коррумпированными связями            
Установлено активных участни­-                        
Ков и лидеров ОПГ -          
Зарегистрировано преступле­ний                        
Совершенных ОПГ            
По ним возбуждено угол дел -          
Окончено уголовных дел -          
По ним раскрыто преступлений -          
Кол-во ОПГ по направленным                        
В суд уголовным делам -          
Привлечено участников ОПГ к                        
Уголовной ответственности -          
Раскрыто преступлений для                        
Других органов -          
Изъято:                        
Огнестрельного оружия (ед.)            
Денег и ценностей (в млн. руб.) 5,5          
Валюты (в тыс. долл. США) - -        
Наркотических средств (кг)            

Нестабильность в оперативную обстановку вносит деятельность криминальных структур, сформировавшихся по национальному или религиозному признакам. В 1994 го­ду выявлено 756 этнических преступных групп, в 1995 году — свыше 800. Наибольшую опасность представляют чеченские, азербайджанские, армянские и грузинские группировки. Отдельные из них специализируются на совершении конкретных видов противоправной деятельности, но в основном занимаются вымогательством, наркобизнесом, торговлей оружием, мошенничеством и хищениями в сфере экономики, контролируют проституцию, игорный и автобизнес.

Наибольшее количество организованных преступных групп международной ориентации выявлено в Северо-Кавказском, Северном и Северо-Западном, Центральном и Уральском экономических районах России.

Большинство из выявленных преступных групп (около 65%) имеют и поддерживают связи с аналогичными формированиями в странах ближнего зарубежья. Из числа государств — участников СНГ — это в первую очередь республики Украина, Беларусь, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан. Отмечаются устойчивые криминальные связи россий­ской организованной преступности с преступными структурами в странах Прибалтики (18-20%).

Российские группы наладили преступные связи в 39 странах дальнего зарубежья. Примерно 18% имеют связи в ФРГ, 12% — в США и Польше, 3—5% — в Швеции, Финляндии, Венгрии, Китае, Корее, Израиле, Болгарии и т.д.

Преступные группы, действующие на международной арене, специализируются на хищении и контрабанде валютных ценностей и антиквариата, нелегальном вывозе сырье­вых ресурсов, оружейном бизнесе, кражах автотранспорта, радиоактивных материалов, проституции, рэкете, наркобизнесе.

Ряд лидеров преступных формирований приняли подданство других государств и выехали за границу, что порождает определенные трудности с их задержанием и привлечением к уголовной ответственности. Находясь вне пределов России, они продолжа­ют руководить преступными формированиями, создают совместные фирмы для легали­зации криминальных доходов.

Приведенные данные дают право сделать вывод о том, что организованная преступность, являясь дестабилизирующим фактором социальных и экономических преобразо­ваний, имеет устойчивые тенденции дальнейшего развития, расширяет сферы влияния не только на территории России, но и за ее пределами.

 

2.2 Криминологическая характеристика.

Как уже отмечалось, организованную преступность об­разуют широкая консолидация и сплочение организованных преступных групп, преступных организаций и преступных сообществ, обеспечивающих противоправную деятельность, с целью увеличения криминальных доходов и укрепления влияния на властные структуры. Организованная преступная группа имеет простейшую иерархию. Как правило, она включает в себя главаря или группу главарей, активных участников и соучастников-ис­полнителей, а также пособников, способствующих осуществлению преступных замыслов. В отдельных случаях в нее могут входить коррумпированные должностные лица, которые, как правило, обеспечивают безопасность главарям и членам фор­мирований. Вместе с тем не исключается участие коррупционеров в консультациях и других подобных действиях, способствующих совершению конкретных преступлений. Организованность и сплоченность членов преступной группировки придают устойчивость криминальному формированию, а вооруженность холодным или огнестрельным ору­жием приводит, как правило, к превращению его в банду. Общественная опасность банды в современных условиях заключается прежде всего в постоянной ее готовности к совершению тяжких преступлений с применением оружия. Нали­цо заранее обдуманный прямой умысел.

Термины "преступная группировка" и "организованная преступная группа" употребляются и практическими, и на­учными сотрудниками. Причем первые понимают под пре­ступной группировкой нередко разновидность простого соучастия, а вторые этим термином обозначают что-то среднее между организованной преступной группой и преступной организацией, подчеркивая, что преступная группировка — это более объемная организованная преступная группа.

Действительно, преступные группировки можно рассматривать в качестве особой разновидности организованных пре­ступных групп.

Преступная группировка — это сплоченная общность лиц, заранее объединившихся для совершения одного или несколь­ких преступлений, отличающаяся строгим порядком и пла­нированием преступных действий и имеющая одного или не­скольких главарей[8].

Изучение деятельности таких формирований показы­вает, что их численность варьирует от 5—10 до 20—30 чело­век, а преступления совершаются, как правило, на местном уровне: в одном или нескольких административных районах города, области, края, республики в составе России либо не­большом городе. К наиболее характерным преступным действиям таких формирований следует отнести: рэкет, разбойные нападе­ния, заказные убийства, групповые злостные и особо злостные хулиганства, противоправный автобизнес, организация доставки и распространения наркотиков и некоторые дру­гие. Они образуют определенную систему — единую пре­ступную деятельность. На этом этапе развития жизнедеятельности преступной группировки появляются элементы коммерции, направленный на легализацию преступных доходов путем организации торговли, простейших производств, приобретения недвижимости и далее, как производное, — уклонение от уплаты налогов. Как правило, большинство преступных действий носит замаскированный, а также и нелегальный характер. Члены. преступной группировки по месту жительства конспириру­ются под законопослушных граждан. В первую очередь это относится к главарю и его ближайшему окружению. Таким образом, преступная группировка представляет собой организационно простейший уровень в структуре ор­ганизованной преступности. Перераспределение сфер криминального влияния, криминально-конкурентная борьба, возрастание уголовного экстремизма, усиление требований к конспирации и обеспечению безопасности главарей и активных участников, активизация действий по легализации преступных доходов, легитимности отдельных структурных звеньев, выход на международные связи и контакты создали объективные предпосылки для образования преступных организаций, которые обеспечили бы дальнейший рост криминальных доходов И воспроизводство преступной деятельности.

Преступные организации представляют собой симбиоза преступных группировок, иных организованных групп, коммерческих организаций, учреждений, предприятий со стоя­щим над ними руководящим звеном. Причем главарь преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, проводя свою линию через своих помощников, воз­главляющих отдельные структуры. В некоторых преступных организациях имеются совет­ники по различным направлениям как преступной деятель­ности, так и по коммерческо-финансовым, экономическим, производственным и др. Устойчивость и безопасность преступной организации распространяются в основном на руководящие и охранно-боевые звенья. Основная функция этих структур — легализация дохо­дов, нажитых противоправными методами и способами, их наращивание для воспроизводства и обеспечения преступ­ного функционирования. В отдельных случаях официальная деятельность комерческо-криминальных структур помогает завоевать гла­варям и их сообщникам определенный авторитет перед на­селением и создать условия для обеспечения безопасности руководящему ядру преступной организации. Этому способ­ствуют современные общественно-политические, обществен­но-экономические и правовые условия. Члены преступных группировок, как правило, ранее не судимые, входящие в криминальную организацию, легализуя материальные средства, нажитые противоправным путем, по поручению главаря создают сыскные или охранные бюро. Указанные коммерческие структуры, действуя от имени главаря преступной организации, официально оказывают помощь гражданам, например в розыске автомашин, охране от так назы­ваемых беспредельщиков, взыскании долгов, призывают к порядку хулиганов, дебоширов. Причем все делается быстро, опе­ративно, в противовес правоохранительным органам. Рассмотренный вид коммерческой деятельности легали­зует не только средства, нажитые преступным путем, но и огнестрельное оружие, на хранение и ношение которого "де­тективы" получают официальное разрешение. Легализуются также различные специальные технические средства, на­пример портативная кинофотоаппаратура, аппаратура про­слушивания и т. п.

Как показывает практика подразделений по борьбе с организованной преступностью, охранно-сыскные бюро явля­ются легальными филиалами преступных организаций, с помощью которых осуществляется контрразведывательная деятельность против правоохранительных органов. Одновре­менно это и вооруженный отряд, готовый к действиям по указаниям верхушки преступного клана.

Наиболее типичные направления криминальной дея­тельности преступных организаций:

· криминально-коммерческая деятельность (финансово-банковские мошенничества, коммерческо-производственная деятельность, криминальная приватизация, нарушение на­логового законодательства и т. п.);

· рэкет, который носит более скрытые, замаскированные формы, чем это было в преступных группировках, осущест­вляющих самостоятельно преступную деятельность. Напри­мер, получение так называемых откатных — определенного процента с коммерческих сделок, представляемых кредитов и ссуд и другие виды традиционного промысла: торговля оружием, наркотиками, организация проституции;

· похищение людей (киднепинг) с последующим получе­нием крупного выкупа;

· отдельные случаи разбойных, бандитских нападений, заказные убийства;

· организация и осуществление мер по безопасности чле­нов преступных организаций путем противодействия правоохранительным органам, а также криминальным конкурен­там с использованием различных способов и методов — от коррумпированных связей до уголовного экстремизма;

· международная преступная деятельность, основной ча­стью которой является контрабанда, финансовые махинации (например, перекупка внешних долгов и последующие мо­шеннические действия при их погашении);

· сбор "общаковых" средств[9], как с преступников-профессионалов, так и с отдельных коммерсантов и других лиц. Этот вид преступной деятельности наиболее характерен для кла­нов воров в законе, которые затем используют их для нара­щивания преступной деятельности, поддержки сообщников, находящихся в местах лишения свободы, а также легализуют эти средства через коммерческие банки, приватизацию и т.п;

· фальшивомонетничество.

Не исключаются и другие направления преступной деятельности. Многое зависит от криминального опыта руководителя преступной организации и его сподручных, а также внешних условий. Среди перечисленных направлений преступных органи­заций особое место занимает криминально-коммерческая дея­тельность, где наиболее широко представлены финансово-банковские мошенничества. Мировая криминальная практика показывает, что почти во всех развитых странах организованная преступность ба­зируется на традиционных видах противоправного промыс­ла: рэкет, торговля наркотиками, оружием, организация про­ституции.

В России до сих пор наиболее распространенным путем получения сверхдоходов была криминально-коммерческая деятельность. Причем в последние годы наиболее характерные виды финансово-банковских афер — использование государственных кредитов, целевых фондов не по назначению. Например, размещение денежных средств из фондов заработной платы в коммерческих банках с целью наращивания денежных средств и последующего присвоения полученного процента, а не ис­пользование их на выплаты рабочим и служащим. В 1994—1995 годах Правительство России, чтобы оста­новить спад промышленного и сельскохозяйственного произ­водства, выделяло из бюджета кредиты на сумму в несколь­ко десятков триллионов рублей. Аналогичные средства на­правлялись и на поддержку северных территорий. На самом деле на счета адресатов поступали скудные суммы, а ос­тальные деньги размещались либо в коммерческих банках, либо сразу перекачивались за рубеж. По данным Ассоциации российских банков, за послед­ние полтора года в кредитно-финансовой сфере государства было совершено около 12 тыс. преступлений и похищено бо­лее трех триллионов рублей.

Рассматриваемый вид хищений для главарей преступ­ных организаций привлекателен тем, что только в кредитно-финансовой сфере можно в самые короткие сроки получить конечный результат — чистые деньги. Думается, не случай­ны факты заказных убийств коммерсантов, банкиров, лиде­ров преступной среды. Одна из главных причин — неразде­ленные бешеные криминальные барыши, полученные в ре­зультате кредитно-финансовых афер. Стремление организованной преступности к оказанию воздействия на принятие государственных, в том числе политических, решений, взятию под контроль деятельности органов государственной власти и управления проявляется в создании ею позиций во властных структурах, проникнове­нии в управленческие звенья министерств, ведомств, их ор­ганы на местах. Решению этой стратегически важной задачи способст­вует укрепление финансово-экономического потенциала организованной преступности, приобретение иммунитета на действие закона, защита от правоохранительных органов.

Практика работы подразделений по борьбе с организо­ванной преступностью, научные исследования показывают, что установление коррумпированных связей, внедрение сво­их людей в госструктуры — довольно устойчивая функция в преступных организациях и сообществах, позволяющая ре­шать целый комплекс криминальных проблем.

В теории, а иногда и на практике возникает вопрос, мо­жет ли стать неформальным лидером другой член формиро­вания и даже коррупционер или главарь преступного фор­мирования? По моему мнению, в большинстве случаев не­формальными лидерами являются главари преступных фор­мирований. Однако из каждого правила бывают исключения.

В теоретическом плане необходимо рассмот­реть личность современного главаря преступной организа­ции. По данным исследований, главарю преступной организации, как правило, 35—40 лет. Он имеет в основном среднее образование, но, возможно, и незаконченное высшее, и высшее. Вместе с тем преступный опыт нельзя связывать с образованием, он имеет и социальную, и социально-психологическую основы. Криминальные способности, а в некоторых слу­чаях даже и талант, помноженные на общение с матерыми преступниками, в том числе в местах лишения свободы, мо­гут создать довольно изощренный тип преступного лидера с большим криминальным будущим. По проведенным исследованиям, главарь имеет, как правило, крими­нальный опыт, может быть судим, является своеобразным генератором преступных идей и взглядов, бескомпромисс­ный противник, изобретателен, честолюбив, иногда религиозен. Под маской порядочности нередко скрывает несправед­ливость, лживость, мстительность, жестокость. В нужных обстоятельствах общителен, умеет устанавливать контакты, проявлять инициативу, решительность, способен подчинять своей воле не только лиц с криминальной установкой, но и представителей государственных, в том числе правоохрани­тельных, структур.

Возглавляемые такими лидерами преступные организа­ции целесообразно вычленять из массы других. Их можно назвать условно-организационными. Они представляют со­бой устойчивые объединения криминальных структур с многозвенной иерархией и жесткой конспирацией, имеют кор­румпированные связи в органах представительной, исполни­тельной и судебной власти, созданные для получения крими­нальных сверхдоходов и развития преступной деятельности.

Наиболее характерными криминальными проявлениями являются:

· расширение масштабов конспирации и изощренности при совершении преступлений, например убийства маскируются под несчастные случаи, самоубийства, увеличивается число без вести пропавших граждан;

· увеличение количества различных мошенничеств, в том числе банковских, коммерческих, незаконных гражданских сделок, таких, как криминальная приватизация жилья, зем­ли с исчезновением владельцев;

· усиление давления на места лишения свободы (матерые преступники выдаются за невинные жертвы произвола вла­стей, возрастает компрометация правоохранительных органов);

· активизация пропаганды преступного образа жизни, осо­бенно социального паразитизма, преступных обычаев и тра­диций, через средства массовой информации и культуры.

Дальнейшее развитие организованной преступности объективно потребовало более широкой консолидации преступ­ных формирований как по регионам, так и в масштабе Рос­сии, а также с преступным миром некоторых стран СНГ и даже дальнего зарубежья.

Механизм образования криминальной структуры зави­сит от протекания негативных социальных процессов как в регионах, так и в масштабе всей Федерации, от их остроты, экстремальности, воздействия на них государства. Поэтому объединение нескольких криминальных организаций мо­жет произойти на добровольной основе, путем заключения договора, тогда сообщество будет иметь черты картеля. При острой криминально-конкурентной борьбе сильная пре­ступная организация поглотит более слабую или несколь­ко ей подобных. Полученное образование по своей иерар­хии будет иметь черты синдиката. При этом преступные организации, входящие в картель, сохраняют свою самостоятельность, но в криминальной деятельности им очерчиваются рамки, определяются мероприя­тия, когда необходимо действовать сообща, а когда самостоя­тельно. Например, при осуществлении противодействия правоохранительным органам. Преступные организации, входящие в синдикат, относи­тельно самостоятельны, но при осуществлении процесса кри­минального производства они обязаны жестко соблюдать ус­тановленные правила и подчиняться центральному звену.

Преступное сообщество типа синдиката — это преступ­ные организации, осуществляющие совместно межрегиональ­ную и международную преступную деятельность. В настоя­щее время такие сообщества образовались на территории Московского, Северо-Западного (с центром в г. Санкт-Петер­бурге), Уральского (с центром в г. Екатеринбурге) и некото­рых других регионах. К ним также следует отнести крими­нальные этнические объединения армян, азербайджанцев, грузин, чеченцев, китайские триады и другие подобные струк­туры, действующие как на территории России, так и в стра­нах ближнего и дальнего зарубежья.

Временные преступные сообщества — это образуемые главарями преступных формирований координирующие центры для выработки и решения конкретных задач про­тивоправных целей. Одной из разновидностей таких сообществ являются региональные и межрегиональные встречи-сборища главарей и активных участников преступных организаций и сообществ по типу воровских сходок, где определяются криминальная политика и совместные действия при решении региональ­ных и межрегиональных проблем.

Итак, преступное сообщество — это криминальные объ­единения главарей преступных организаций и лидеров преступной среды, создаваемые для координации и упорядо­чения преступной деятельности, решения межрегиональных и межгосударственных криминальных вопросов, оказания по­мощи в приспособлении преступных структур к современ­ным условиям России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

 

3. Основные направления предупреждения организованной преступности.

 

В новом Уголовном кодексе сделана попытка закрепить норму о преступных сообществах (организациях) и об особенностях ответственности их участников. Кроме того, предусмотрена дифференциация ответственности участников преступного сообщества в зависимости от выполняемой ими роли.

Так, лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими, должно прежде всего нести ответственность за организационную преступную деятельность. Помимо этого организатор либо руководитель преступного сообщества (преступной организации) должен нести ответственность также за совершенные организованной группой или преступным сообществом конкретные преступления, если они планировались под его руководством и охватывались его умыслом. Рядовые же участники преступного сообщества будут нести ответственность за преступления, в подготовке или совершении которых они принимали участие, а также за участие в таком сообществе.

По идее, в Особенной части УК следовало предусмотреть ряд составов, к особо квалифицирующим признакам которых было бы отнесено совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией). Однако можно выделить только ст.210 – «Организация преступных сообществ»[10], лишь данная статья предусматривает ответственность за организацию преступного сообщества и участие в нем.

В связи с ростом специального рецидива, специализацией и профессионализацией преступной деятельности весьма целесообразно включение в статьи Уголовного кодекса такого квалифицирующего (отягчающего ответственность) признака, как совершение ранее тождественного или однородного криминального деяния. К сожалению, в новом Кодексе это реализовано лишь частично.

Так на практике на сколько мне известно применение ст.210 УК РФ носит по России лишь эпизодический характер, как я считаю, возможно:

1) из-за высокой степени латентности данного преступления;

2) отсутствия практической «наработки» выявления преступлений подобного рода, в отличие например от ст. 228, ст. 222 УК РФ;

3) отсутствия материально-технической базы или её полному несоответствию с «противоположной» стороной.

На практике, т.к я являюсь о/у ОУР Богородицкого РОВД по линии НОН, нашим подразделением совместно с РУБОП в 1998, 1999 году проводились ОРМ по возбуждению ст. 210 УК РФ в отношении группы сбытчиков наркотиков, что в конечном счете привело к предъявлению обвинения в отношении данной группы по ст. 228 ч. 3, ст. 234 ч. 2 УК РФ. Как я считаю тут сыграл свою роль п.2 вышеназванных причин, но в большей степени на мой взгляд не только в нашем регионе, но по всей стране играет п.3. Т.е не всё и всегда может держаться на личном энтузиазме, но в конечном счете принимаемые законы должны и обеспечиваться материально, иначе, как в настоящем времени «борьба» с орг.преступностью на будет напоминать Сервантеса и его ДонКихота… мельницы… и т.д. В конечном же счете являясь прагматиком, я думаю, что в этом смысле я не являюсь единственным кто придерживается данной мысли и надеюсь на дальнейшую серьезную проработку законодательства.

Исходя из смысла Закона Российской Федерации «О безопасности»[11], основным органом, координирующим деятельность всех государственных органов по борьбе с органи­зованной преступностью, на федеральном уровне является Межведомственная комис­сия Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией.

В соответствии с Положением о Комиссии, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 24 апреля 1995 г. на нее возлагаются следующие функции:

· подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности Российской Федерации по выработке и реализации основных направлений политики в области обеспе­чения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных проти­воправных посягательств;

· анализ состояния преступности и иных криминогенных явлений, внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества, его материальным и духовным ценно­стям в целях выработки политических, организационных и иных мер по обеспечению безопасности Российской Федерации и улучшению координации деятельности фе­деральных органов государственной власти в этой области;

· оценка эффективности функционирования системы обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

· прогнозирование состояния преступности и обеспечения общественной безопасно­сти в Российской Федерации;

· подготовка материалов для Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения общественной безопасности и состояния борьбы с преступностью, контроль и координация выполнения федеральных программ по усилению борьбы с преступ­ностью;

· подготовка предложений для Совета Безопасности Российской Федерации по поддержанию общественного порядка в стране, предотвращению чрезвычайных ситуаций и совершенствованию деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;

· участие в разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией, обеспечение общественной безопасности;

· участие в установленном порядке в разработке федеральных программ, направленных на противодействие преступности и обеспечение общественной безопасности, оценка их эффективности;

· заслушивание по поручению Президента Российской Федерации ежегодных отче­тов руководителей правоохранительных органов Российской Федерации о состоянии борьбы с преступностью и обеспечении общественной безопасности с последующей под­готовкой докладов Президенту Российской Федерации;

· направление в правоохранительные органы Российской Федерации поступающих от граждан и должностных лиц писем, жалоб и заявлений о фактах коррупции и деятельности организованных преступных групп с осуществлением контроля за качеством рас­смотрения таких сигналов и эффективностью принимаемых мер;

· организация по поручению Президента Российской Федерации проверок деятельности правоохранительных органов Российской Федерации По предупреждению преступлений и коррупции, а также проверок в установленном порядке сообщений о проти­воправных действиях должностных лиц федеральных органов исполнительной власти;

· обобщение практики борьбы с коррупцией в федеральных органах государственной власти и внесение предложений по профилактике и пресечению этих правонарушений;

· изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью и коррупцией, подготовка пред­ложений по его использованию в деятельности правоохранительных органов Россий­ской Федерации.

В основе деятельности Комиссии должен лежать программно-целевой под­ход. Первым таким опытом явилась Федеральная программа Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 годы, утвержденная Указом Президен­та Российской Федерации от 24 мая 1994 г.

Программа содержала мероприятия как общего характера (по правовому, ресурсно­му обеспечению и по развитию системы профилактики), так и по основным направле­ниям борьбы с преступностью, включающие меры по усилению борьбы с насильствен­ной и корыстно-насильственной преступностью, посягательствами на неприкосновен­ность жилища, имущества, общественный порядок; с преступлениями в сфере экономики, в том числе с новыми формами, угрожающими законным интересам граждан и правомерного предпринимательства; с организованными формами преступности, включая межрегиональные и межгосударственные. Программа являлась федеральной и предпо­лагала развитие на ее базе программ на уровне субъектов Федерации и местного само­управления, а также межведомственных и ведомственных целевых программ.

В системе мер по предупреждению организованной преступности особое место занимают комплексные целевые мероприятия, направленные на противодействие незаконно­му обороту наркотических средств и злоупотреблению ими. В 1993 г. впервые в истории страны принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (утвержденная постановлением Верховного Совета Российской Федерации 22 июля 1993 г. № 5494-1)[12].

Цель указанного документа — установить концептуальные основы государственной политики по контролю за наркотиками, в первую очередь в ее организационных и законодательных аспектах, а также в плане выработки единой скоординированной межве­домственной программы. В Концепции отмечено, что государственная политика по контролю за наркотиками должна обеспечивать баланс мер, направленных на предупреж­дение и пресечение незаконного предложения наркотических средств и уменьшение спро­са на них, и строиться по следующим главным направлениям: совершенствование порядка регулирования законного оборота наркотических средств; борьба с их незаконным оборотом; предупреждение незаконного потребления этих средств; лечение и социаль­ная реабилитация больных наркоманией.

Осуществление контроля за наркотиками должно учитывать возможности макросоциального регулирования сложных психосоциальных явлений, к которым относится рас­пространение наркотиков, и опираться на постоянную оценку изменений ситуации, на­учный анализ данной проблемы.

В Концепции поставлены задачи по совершенствованию и правовому обеспечению деятельности по контролю за оборотом наркотиков, созданию межведомственной системы оперативного сбора и анализа информации об их распространении, широкому внедрению объективных методов идентификации наркотических средств, совершенствованию медицинских и юридических подходов к раннему выявлению их незаконных потребителей, а также выделению групп населения с повышенным риском незаконного потребления наркотиков и дифференцированному проведению в отношении них преду­предительных мероприятий. Серьезное внимание также уделено организации действен­ного таможенного и пограничного контроля, пресечению ввоза в Российскую Федерацию и транзита через ее территорию наркотиков; обеспечению соблюдения технологических и контрольных требований при производстве; проведению целенаправленных мероприя­тий по выявлению подпольного изготовления наркотических средств, в том числе Для предотвращения их поступления в незаконный оборот из медицинских учреждений. В июле 1994 года образована Правительственная комиссия по противодействию зло­употреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. В апреле 1995 го­да принята соответствующая Комплексная Федеральная целевая программа. Подготов­лены и направлены в Государственную Думу два законопроекта: первый определяет порядок легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, второй рег­ламентирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом и устанавливает ответственность граждан, причастных к нему. И как известно результатом работы данной комиссии стало принятие закона «О наркотических и психотропных веществах»[13] 10.12.1997 года.

Особое значение для предупреждения организованной преступности имеют меры по усилению финансового контроля. При обсуждении данного вопроса в мае 1995 года на заседании Правительства Российской Федерации отмечалось, что организация и состояние финансового контроля в стране, в том числе и по линии исполнительной власти, находятся не на должном уровне. Несмотря на усилия Минфина, создание Счетной па­латы, такого слабого контроля со стороны государства за своими собственными финан­сами в истории России еще не было. В стране нет официально принятой концепции финансового контроля. Отсутствуют законы о государственном контроле и государствен­ном финансовом контроле. Ведомственный финансовый контроль по существу ликви­дирован. В соответствии с действующим законодательством отдельными функциями финансового контроля, кроме Минфина, наделены многие министерства и ведомства России (Госналогслужба, Росстрахнадзор, Государственный таможенный комитет, Фе­деральная служба по валютному и экспортному контролю, Федеральная служба налого­вой полиции). Однако деятельностьих не координируется, усилия чаще всего носят разрозненный характер. Из-за несогласованности, дублирования и параллелизма в работе эффективность контроля этих органов крайне недостаточна. В результате в условиях нес



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: