Экономическое интервью – это тип публикации, в котором приводится экспертное и/или официальное мнение компетентного и полномочного лица, представляющего рассматриваемую отрасль или комплекс отраслей конкретной экономики. Лицами, дающими экономическое интервью, могут быть профильные специалисты, кадры, эксперты, ученые, управленцы, владельцы бизнеса или государственные чиновники.
Большинство сведений журналист получает в беседе - непосредственном речевом общении с лицами, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. На первый взгляд, кажется, что задача проста: надо получить информацию. Однако о какой информации речь, и на какие данные может рассчитывать журналист в ходе интервью. Выделяют пять групп:
1. фактические данные;
2. мнения;
3. объяснения;
4. предложения и прогнозы;
5. речевые приметы собеседника (характерные особенности языка).
o Экспертное интервью – это одна из жанровых моделей интерактивных аналитических текстов, которая отражает ситуацию непосредственного творческого контакта журналиста с экспертом в формате публичного диалога. Специфику экспертного интервью отличает драматургия процесса сотворчества, в котором автору принадлежит активная исследовательская роль коммуникативного лидера.
o Моделирование интервью с экспертом представляет собой коллегиальный процесс организации жанровой текстовой модели, алгоритм его оптимальной медиапрезентации с целью решения конкретных коммуникативных задач.
o Конструирование текстовой модели экспертного интервью для делового сайта есть также способ моделирования экспертного мнения в диалоговом формате.
o Медиатексты экспертных интервью на деловых сайтах будут широко востребованы целевой аудиторией в качестве первоисточника авторитетных мнений при условии их грамотного моделирования и оперативной презентации.
|
Эксперт для интервью выбирается заранее, исходя из его компетентности в данной предметной области, с целью познакомить читателя с мнением герменевта, который обладает энциклопедическими знаниями. В то же время сама экспертность и экспертное интервью, как статусные понятия, подразумевают некоторый контекст, целостность которого может быть нарушена фальсификацией контекстуальной экспертности. Угрозой для экспертного интервью может стать стремление любой ценой опросить респондента. От интервьюера требуется, помимо стимулирования содержательных ответов, профессиональный такт и умение удерживать собеседника в тематических рамках взаимодействия. Это исключит недостоверную информацию в ответах, за экспертной оболочкой которых может быть скрыто отсутствие компетентного мнения. Экспертное итервьюирование не должно сводиться к готовности выслушать ответ, а экспертность не тождественна инструктированию интервьюера или краткому введению в курс дела респондента. У знания, которое рождается в процессе коммуникации, двойное авторство. Каков вопрос – таков ответ. Какова аргументация – таковы уточняющие реплики. Экспертный дискурс формируется в процессе поисков некоего обоюдного суждения собеседников. Игнорировать его интерактивный характер – эффективный способ фальсифицировать какую бы то ни было экспертность.
Подготовка контакта с экспертом. Опытные интервьюеры считают главным профессиональным достижением в этой области коммуникации научиться «мыслить» теми же потребностями, что и потенциальная аудитория, а также умение заставить представителей бизнес-среды отдать эксклюзивную информацию, которую следует представить читателям в очень емком формате. Вопросы формулируются таким образом, чтобы затронуть ключевые моменты какого-либо явления, процесса, ситуации с целью мотивировать собеседника на пояснение причинно-следственных связей обсуждаемого события и получить полную информацию для моделирования качественного медиатекста с учетом характера адресата. Мнения опытных игроков рынка могут быть представлены читателям в разных жанровых формах – комментариях, вопросах-ответах, онлайн-конференциях.
|
Осуществление контакта с экспертом для журналиста базируется на дву адресности его обращения: вопросы задаются собеседнику, но адресованы также и пользователю, учитывают его интересы. Часто используются открытые вопросы, которые приглашают к обоюдному с аудиторией размышлению и направлены на необходимые уточнения, переспрашивания.
Проблемные вопросы журналиста намеренно превалируют над информативными и побуждают собеседника внести необходимую ясность оценок в ответах. Вопросы со вводкой (обосновывают заданный вопрос) используются, чтобы объяснить собеседнику (и читателю), почему в данный момент актуальна именно затронутая тема.
Провокационные вопросы задают эксперту с целью получить откровенный, импульсивный ответ и оживить беседу.
|
Отражение контакта в тексте во многом зависит от профессионального поведения интервьюера. Успех интервью – «актуального, общественно значимого нового информационного продукта в публицистическом стиле», «публичного варианта межличностного общения» – всегда зависит от правильной расстановки ролей, социального взаимодействия коммуникантов. Исполнение роли коммуникативного лидера в беседе ориентирует журналиста на профессиональную организацию и проведение диалогового общения, цель которого – создание грамотного, соответствующего условиям коммуникации текста экспертного интервью.
Жесткое распределение ролей коммуникантов (интервьюера-журналиста и интервьюируемого-эксперта), диалогическое единство реплик собеседников (вопрос − ответ) обеспечивают последовательность и целостность тексту интервью. Считается, что интервью, как текст, способно обладать прагматическим эффектом воздействия. Если читатели не замечают разницы в социальном статусе интервьюера и интервьюируемого, значит, можно говорить об успехе интервью. Анализируемые тексты интервью с экспертами производят впечатление конструктивного общения на равных и позволяют рассматривать их и как единицу коммуникации, и как результат подобного взаимодействия.
Э кспертные интервью используются журналистами и как метод получения информации, в том числе для создания текстов многих других жанров − например, комментария компетентного лица к событию, факту, проблеме.