А сейчас, ребята, прочтите стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль?




Тема: Русский литературный язык и его стили

Ход урока

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Георг Гегель

 

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Откройте рабочие тетради и запишите число и тему урока.

 

Восьмое апреля.

Русский литературный язык и его стили

2. Как вы понимаете смысл высказывания Г.Гегеля, являющегося эпиграфом нашего урока?

 

- Красивая речь - это ежедневная работа над ней. Предлагаю над этим и поработать.

- Орфоэпическая разминка. Произнесите правильно слова. Скучно, деградация, пустячный, скворечник, очечник, астма, Ильинична, яичница, бутерброд, дерматин, пресса, шинель.

- Акцентологическая разминка. Прочитайте слова, правильно поставив ударение..

вы прАвы, аргумЕнт,вЫборы, вЫборов, пОнял, жалюзИ, киломЕтр,досУг, слУчай, процЕнт, квартАл, докумЕнт,щавЕль, каталОг, звонИт, тОрты.

 

А сейчас, ребята, прочтите стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль?

Нужно ясно понимать, Что задача не простая.

Мысль словами выражать. Суть стилистики такая.

Диссертация, беседа, речь, статья или роман?

Заявление на соседа, что устроил балаган.

В языке во всём система. Ни к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила дилема, - нужно стили речи знать!

- Какова главная мысль стихотворения?

- А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

- У каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким - либо текстом.

-Какие вы знаете стили речи?

Перейдите по ссылке на видеоурок по нашей теме:

https://www.youtube.com/watch?v=lMhkRTVIxVo

Определите стилевую принадлежность текста….

- Писать текст не нужно, ставите номер текста и рядом название стиля

1. Ямало-Ненецкий автономный округ располагается в пределах трех зональных равнинных областей: тундровой, лесотундровой и лесной. Тундра – пространство приполярных областей со скудной мелкой растительностью. Тундровая зона расположена за Полярным кругом. Климат здесь суровый, избыточно влажный. С полярной ночью и полярным днем, с сильными ветрами. Вечная мерзлота. Повсюду мохово-лишайниковая растительность, на юге - кустарниковая на тундровых глеевых почвах. Территория используется для пастбищного оленеводства.

2. Списать. Указать стиль.

Нам дан во вл…дение самый б…гатый, меткий, могучий и поистине волшеб­ный русский язык. Всегда ли мы обр…щаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно судить о его гражданской це…ости. Исти…ая любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Любите родной язык, и он откроет перед вами кладезь народной мудрости.

К. Паустовский

-Какова идея текста? (Любовь к языку тесно связана с любовью к своей родине, своему народу.)

-Назовите стилевые особенности этого текста. (Логичность, образность, эмоциональность, призывность.)

-Определите языковые средства, типичные для публицистики. (Риторический вопрос: «Всегда ли...»; побудительное предложение: «Любите родной язык...»; эмоционально-окрашенные слова, которые создают оценку: «язык могучий, волшебный, неслыханно богатый»; общественно-политическая лексика: «гражданская ценность».)

- Записать текст. Объяснить орфограммы, пунктограммы.

3. Пишем в тетради

Продрогшая а…ея смотрит серо,

Ее р…сницы - мокрые листы -

Др…жат. Все пот…ряло веру

В тепло. Глаза домов пусты.

-указываем стиль, пишем

- Автор рисует картину дождливого дня. Почти каждое словосочетание - образ!

- Найдите языковые средства, которые создают художественный образ непогоды.

(Метафора, сравнение, эпитет).

-Как передана стремительность дождя, динамика движения? (При помощи глаголов совершенного вида).

-Какие ещё образы создают эту удивительную поэтическую зарисовку?

«продрогшая аллея» (эпитет - олицетворение)

«ресницы - мокрые листы» (скрытое сравнение, метафора)

«глаза домов» ( метафора).

 

4. Определяем стиль. (писать текст не нужно)

- Много, сынок, всяких стран на земле.

- А ты там был?

- Был! В Италии, во Франции, В Норвегии был - моряком ведь ходил.

- А какая Италия?

- Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты разные растут.

(Используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику. Для этого стиля характерны эмоциональность, образность)

 

5. Обратимся к стихотворению. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:

Стиль логичный, объективный, в нём – прямое слов значенье.

Применять нам эффективно в описании явленья.

Образности в стиле нет, тропы – не в участии.

В центре не один предмет, а общее понятие.

Можем мы всегда узнать Стиль сухой, немного скучный.

«Термин!» - стоит лишь сказать, - Перед нами стиль -.. (всавьте слово)

Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.

- в какой сфере употребляется данный стиль?

 

6. В каком стиле пишутся заявления? Прочитайте пример готового заявления.

 

Директору МБОУ «Сергачская СОШ №5»

Абызовой И.Б.

ученика 9 класса

Герасимова Александра

заявление.

Прошу освободить меня от занятий на период 10.03.2020 по 12.03.2020 в связи с отъездом на спортивные соревнования в город Нижний Новгород.

Выполнение школьной программы оставляю за собой.

09.03.2020 Герасимов / Герасимов А./

Домашнее задание. 1.Написать заявление на любой случай.

2. Выполнить тестовые задания

 

ОРФОГРАФИЯ

1. В каких словах пишется буква А?

1) к_нонада; 2) уд_ляться;

3) приг_реть; 4) слыш_щий.

 

2. В каких словах пишется буква И?

1) б_тон; 2) зап_рать;

3) стел_тся по земле; 4) опт_мист.

 

3. В каких словах пишется буква О?

1) _ранжерея; 2) ож_г руку;

3) тр_диция; 4) электр_фикация.

 

4. В каких словах пишется буква Е?

1) де_тельный; 2) инт_нсивный;

3) осме_нный; 4) р_гулярный.

 

5. В каких словах пишется буква З?

1) мир бе_ границ; 2) и_подлобья;

3) бе_вкусный, 4) _дача.

 

6. В каких словах пишется мягкий знак?

1) под_езд; 2) ударить наотмаш_;

3) береч_ся от простуды; 4) молодец пригож_.

 

 

7. В каких словах пишется двойная согласная?

1) гости_ая; 2) коло_альный;

3) а_омпанемент; 4) мирово_рение.

 

8. Какие слова пишутся через дефис?

1) (из)под стола; 2) (юго)восточный;

3) (пол)листа; 4) ушел(таки).

 

9. В каких словах пропущена буква?

1) буду_щее; 2) гиган_ский;

3) бисквитное пирож_ное; 4) ма_штабный.

 

Всё присылаете мне личным сообщением вконтакте

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: