стихотворение В. В. Маяковского«хорошее отношение к лошадям»




Литература 7 класс

Урок №42
Тема. владимир владимирович маяковский (1893–1930). Стихотворение «необычайное приключение…», стихотворение В. В. Маяковского «хорошее отношение к лошадям»

Цели: познакомить с особенностями творчества поэта, с темами его произведений, подчеркнуть понимание им своего назначения, его человеколюбие;

выявить смысл названия произведения «хорошее отношение к лошадям», мотивации поступков героев; пронаблюдать особенности композиции произведения, проанализировать использованные поэтом средства художественной выразительности.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Зачитать развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Кусаке было бы легче, если бы ее не приручали, или легче в той ситуации, которая описана автором? ».

II. Актуализация учебной деятельности.

1. Слово учителя о писателе.

«Маяковский прошел короткий по времени, но огромный по насыщенности исторических событий путь». (Катанян.)

Сформировавшись как поэт в среде футуристов, но будучи ярче, талантливее друзей, Маяковский проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала века.

2. Чтение биографии поэта (с. 102–103 в учебнике).

– Кто помогал Маяковскому в становлении как художника и поэта?

– Как работал поэт?

3. Чтение фрагментов статьи «В творческой лаборатории В. В. Маяковского».

«Что случилось бы, если бы Вы писали обыкновенными строчками?» (с. 104 со второго абзаца до с. 105 первого абзаца).

Беседа по вопросам.

– Почему его стихи разбиты на строчки? (Строка становится значительнее, веселее, строка оживает.)

 

IV. Знакомство со стихотворением «Необычайное приключение…».

Слово учителя.

Выразительное чтение.

Читая стихотворение «Необычайное приключение…», мы попадаем в сказку. (Помните: «сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».) Перед нами картинка русской деревни, солнечного заката. В ней нет полутонов и оттенков. Закат пылает «В сто сорок солнц» (гипербола Маяковского), жара плывет над землей.

Место действия – село Пушкино на пригорке, Акулова гора. Обращение к солнцу. В. Маяковский работал в окнах РОСТА – Российское Телеграфное Агентство. Спать не приходилось, 3 часа с поленом под головой. Шла гражданская война, окна РОСТА освещали ее события, сообщали о развитии экономики; о вступлении в Красную Армию… Уставший поэт сердится на знойное солнце, приглашая его к себе.

3. Словарная работа:

взорим – от слова заря, взойти над землей, озарить землю;

занежен – запрятан, укутан;

златолобо – золотой лоб;

вспоем;

трезвонится – встает;

додонца – до конца.

Цель неологизмов поэта не столько обогатить речь, сколько наиболее полно воплотить поэтическое чувство, создать художественный образ.

4. Тест. В. В. Маяковский. «Необычайное приключение…» (выполнить в рабочей тетради!)

1) Заглавие и первые строки стихотворения вводят читателя в атмосферу:

а) рассказа;

б) поэмы;

в) веселой сказки.

 

2) Литературный прием, использованный автором к строке «В сто сорок солнц закат пылал»:

а) гипербола;

б) сравнение;

в) антитеза.

 

3) Разговор о поэзии с читателем-другом Маяковский ведет в форме:

а) поучительного рассказа;

б) задушевной полушутливой беседы;

в) нравоучительной истории.

 

4) Поэт и Солнце предстают в стихотворении как:

а) божество и маленький человек;

б) непримиримые враги;

в) два друга.

 

5) Диалог и авторские ремарки насыщены:

а) разговорной лексикой;

б) высокопарными словами;

в) сатирическими выпадами.

 

6) Поэт рисует встречу с Солнцем:

а) в сатирическом плане;

б) с юмором;

в) восторженно.

 

7) В стихотворении есть неологизм:

а) слазь;

б) шляться;

в) златолобо.

 

8) Маяковский обогатил выразительные возможности классического стиха:

а) введением паузы как ритмической единицы;

б) традиционным ямбом;

в) стихотворным ритмом.

 

9) В этом стихотворении поэт утверждает, что:

а) поэзия играет созидательно-преобразующую роль;

б) поэт возвышается над миром простых людей;

в) поэзия должна скрашивать темные стороны жизни.

 

10) Тема стихотворения:

а) жизнь поэта летом на даче;

б) фантастическая встреча человека и Солнца;

в) поэтический труд и назначение поэзии.

V. Анализ стихотворения.

– Какова композиция? (В стихотворении два плана; «земной», событийный (солнце приходит в гости), обобщающий – философский; рассуждения солнца о трудности его дела, о содружестве поэта и солнца, о цели и лучей, и стихов, девиз солнца и поэта

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца!)

– Каково значение поэзии, по мнению поэта? (Поэзия – это труд, труд сложный, напряженный, но вместе с тем радостный, если цель достигнута.

 

Цель стиха – озарить, воспеть (взорим, вспоем) «у мира в сером хламе» (хлам – преступность, воровство, разгильдяйство, карьеризм, казнокрадство, взяточничество), солнце освещает этот хлам, поэт борется с ним стихами. И если солнце устало, на смену ему приходят стихи. И снова настает день. Солнце и поэт – двустволка, сила их велика, поэтому «стена теней, ночей тюрьма пала».)

– Во имя чего поэт готов к ежедневной, будничной, трудной работе? (Чтобы пала «стена теней», все отрицательные стороны жизни (бюрократизм, подхалимство, мещанство), чтобы всегда день «трезвонился», день (свет, чистота, ясность) не заканчивался.)

– Что общего между солнцем и поэтом? (У обоих работа трудна, беспрерывна, борьба со всем отрицательным.)

– Каков язык стихотворения, каковы выразительные средства? (Гиперболы – «сто сорок солнц»; просторечия – «слазь», «шляться в пекло», неологизмы (новые слова); омонимы (звучат одинаково, значения разные); рифма – в облака ты – плакаты – сложная, ритм.)

 

Вывод. Маяковский, адресуясь к читателю-другу, для разговора о поэзии выбрал форму задушевной, полушутливой беседы, в которой утверждал мысль о высоком назначении поэзии. Поэт защищает непреходящее значение любого, самого скромного, незаметного или самого тяжелого труда, если он одухотворен целью, если он помогает людям в борьбе за счастье. Сам Маяковский весь свой талант, всю силу своего ума отдавал борьбе за светлое, солнечное завтра.

 

VI. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Необычайное приключение…», используя советы самого поэта; самостоятельно прочитать стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и подумать, что хочет сказать читателям поэт.

стихотворение В. В. Маяковского«хорошее отношение к лошадям»

Цели: выявить тему произведения, основную идею; показать точность и образность языка, емкость эпитетов и сравнений.

1. Чтение стихотворения учителем.

С. 112 – 113.

2. Устное рисование.

(Копыта лошади стучали по улице, покрытой льдом, выбивая слова: «Гриб…» С. 110. Поскользнувшись, лошадь упала. Толпа бездельников-зевак, гулявших по Кузнецкому мосту в расклешенных брюках («клешить»), засмеялась, «зазвякала» (заговорила, издевалась); «Лошадь упала!» Никто не пытался помочь, посочувствовать ей. Лишь автор не вмешивался в вой советов, насмешек. Он подошел к лошади, увидел глаза ее, из которых «за каплищейкаплища» катились слезы. От обиды лошадь плакала. Боль, страдания за животное вылились из души автора и «расплылись …» (в его словах). Обратившись к лошади, он сказал ей, чтобы она не обращала на смех, издевательства внимания, что она «не плоше» (не хуже их). Поэт добавил еще, что «все мы (тот, кто трудится) немножко лошади», «каждый из нас по-своему лошадь». Лошадь рванулась вперед, «встала на ноги, ржанула и пошла». Она забыла о насмешках, почувствовала себя «рыжим жеребенком», в стойло стала веселая. Она обрела силы, желание жить и работать.)

3. Беседапо вопросам.

– Как вы понимаете главную мысль стихотворения? (Если ты занят трудом и труд этот нужен людям, то ни на что не надо обращать внимания, все, кто самозабвенно трудится, «немножко лошади».)

– Близка ли главная мысль стихотворения сегодняшним заботам человека?

– Что скрывается в заключительных строчках стихотворения?

4. Язык и художественные средства.

Язык и художественные средства: сравнения – «как рыжий жеребенок», «каплища… прячется в шерсти»; просторечия – «грохнулась», «зазвякал»; рифма – «пошла – пошла», неточная рифма – «плоше» – «лошадь».

Вывод. Маяковский в своих стихотворениях воспевает труд, любой труд, если он приносит пользу, потому что труд – основа жизни, он преобразует жизнь, делает ее краше, Маяковский от лучших представителей русской литературы Пушкина («Восстань, пророк… И обходя моря и земли, глаголом (словом), «жгли сердца людей»), Лермонтова («Мой стих… звучал, как колокол…), Некрасов («Иди в огонь за честь отчизны, за убеждения, за любовь…») – унаследовал высокий взгляд на искусство.

Подведение итогов.

– Интересна ли вам личность Маяковского?

– Какие советы Маяковского помогли вам при чтении его стихов?

– Стихотворение Маяковского «Послушайте!» заканчивается так:

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

– Как вы понимаете эти слова? В чем их смысл?

Домашнее задание: написать мини-сочинение «За что я люблю (не люблю) стихи Маяковского».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: