Участники акции протеста в Париже, с фотографиями членов экипажа «Арктик Санрайз»
Фото: Thomas Samson / AFP
Всем членам экипажа и пассажирам судна Greenpeace «Арктик Санрайз» в среду, 2 октября, предъявят обвинения в пиратстве. Об этом сообщает агентство FlashNord со ссылкой на собственный источник в следственном управлении СК по Северо-западному федеральному округу.
Собеседник агентства уточнил, что тридцать фигурантов дела о попытке захвата нефтяной платформы «Приразломная» будут обвинены в преступлении, предусмотренном частью 3 статьи 227 Уголовного кодекса (пиратство, совершенное организованной группой). Такое преступление, в соответствии с УК, карается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
Статьи
Разлом между мирами
Мурманский суд решил судьбу всех членов экипажа «Арктик Санрайз»: репортаж «Ленты.ру»
Дыр в Печорском море
Что такое платформа «Приразломная» и почему ее постоянно атакуют «зеленые»
Ранее суд в Мурманске арестовал весь экипаж «Арктик Санрайз» на два месяца. Большинство фигурантов дела — иностранцы, граждан России четверо. В числе арестованных россиян оказался фотожурналист Денис Синяков, который работал по контракту с Greenpeace и выполнял на борту судна редакционное задание «Ленты.ру».
Арест Синякова вызвал протесты со стороны общественности, акцию в его защиту провели российские интернет-СМИ. Сбор средств для помощи фотографу ведется через сайт freedomdenissinyakov.ru.
Видео
«Списки Магнитского пополнятся таким количеством хороших судей»
Арест членов экипажа «Арктик Санрайз»
Акция природозащитной организации Greenpeace прошла в Печорском море 18 сентября. Активисты попытались высадиться на принадлежащую «Газпрому» платформу «Приразломная», чтобы обратить внимание общественности на опасность нефтегазовых разработок на арктическом шельфе. Пограничники воспрепятствовали высадке и при этом задержали двоих активистов. На следующий день они высадились на судно «Арктик Санрайз», которое затем было отконвоировано в Мурманск. Там всех находившихся на борту судна лиц поместили в СИЗО.
|
https://lenta.ru/articles/2013/09/30/pri/
30 сентября 2013
Дыр в Печорском море
Что такое платформа «Приразломная» и почему ее постоянно атакуют «зеленые»
Активисты Greenpeace на платформе «Приразломная»
Фото: Денис Синяков / Greenpeace
За скандалом, вызванным арестом экипажа судна «Арктик Санрайз», на котором активисты Greenpeace хотели провести акцию у платформы «Приразломная», как-то забылось, почему именно это сооружение вызвало протесты экологов. Между тем «Приразломная» — один из самых спорных проектов «Газпрома», а шлейф разного рода сомнительных историй тянется за платформой со времени начала ее возведения.
Великая арктическая
Хотя Россия и занимает одно из первых мест в мире по запасам нефти и газа, беспокойные геологи не останавливаются на достигнутом и открывают все новые и новые месторождения. Дойдя до сухопутных границ страны, они вышли в море и уже к концу 1980-х обнаружили на шельфе огромные месторождения, разработка которых может сильно изменить мировой нефтегазовый рынок.
Однако одно дело найти нефть и газ и совсем другое — начать их добычу. Суровая арктическая природа до последнего защищала Северный Ледовитый океан от людей, но высокие цены на топливо вкупе с новыми технологиями постепенно открыли доступ и к «северным» углеводородам. Вернее, почти открыли — основные проекты по извлечению нефти и газа из арктического шельфа будут запущены в ближайшие годы.
|
Для России разработка шельфа — это не только возможность получить нефтяные сверхприбыли, но еще и шанс заявить о себе как о «великой арктической державе», повысить престиж страны за счет по-настоящему высокотехнологичной отрасли.
Для экологов также важно, что Приразломное месторождение находится между частями Ненецкого природного заказника, места стоянки полярных птиц. Кроме того, в этой части Печорского моря расположены места нагула и миграции омуля.
В 1990-е и начале 2000-х в России о серьезной работе на шельфе говорить не приходилось, но правительство вместе с госкомпаниями сформировало пул приоритетных нефтяных и газовых месторождений в Арктике. Одно из таких месторождений — нефтяное Приразломное. Оно расположено на шельфе Печорского моря относительно недалеко от берега — в 60 километрах. Глубина моря на этом участке также невелика — 19-20 метров (для сравнения, затонувшая в Мексиканском заливе платформа Deepwater Horizon работала на глубине более километра и в 80 километрах от берега), но все вышеперечисленное вовсе не означает, что добывать нефть в Печорском море легко. Более того, раньше это считалось невозможным, поскольку нефтяники должны не только выдерживать полярную ночь и девять месяцев зимы (с температурами до минус 46 градусов), но еще и следить за тем, чтобы платформу не раздавили льды толщиной более полутора метров и торосы толщиной в три с половиной метра. Наконец, в том же районе случаются еще и так называемые ледяные штормы и дрейф ледовых полей.
|
В мировой истории нефтедобычи аналогов тому, что «Газпром» собирается сделать на Приразломной, нет, так что с точки зрения государственного престижа добыча нефти в Печорском море — вещь исключительно важная. Другое дело, что за стремлением установить рекорд может потеряться экономическая эффективность проекта.
Десятилетие в доках
Специальную платформу для Приразломного месторождения в России начали строить на «Севмаше» еще в 1990-х годах, но из-за недостатка финансирования проект был заморожен.
Идею возродили в начале 2000-х, причем в «Роснефти» (тогда было еще непонятно, кто из российских государственных гигантов будет разрабатывать месторождение) утверждали, что добычу в Печорском море можно наладить к 2005 году. Реальные сроки сдвинулись как минимум на восемь лет — сейчас «Газпром» планирует начать добычу в последнем квартале 2013-го. Не исключено, что и этот срок будет скорректирован — запустить эксплуатацию Приразломного ранее планировали и в 2010-м, и в 2011-м, и в 2012 году.
Еще в начале 2000-х в «Севмаше» решили, что для сокращения сроков строительства лучше заняться основной, нижней частью платформы — кессоном, а верхнюю часть с жилым блоком купить где-нибудь на стороне. В 2002 году компании приглянулась платформа «Хаттон» (Hutton), когда-то работавшая в Северном море и списанная по истечении срока годности. Если бы покупатели из России не подоспели вовремя, платформа «Хаттон» была бы порезана на металлолом.
Ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная»
Изображение: пресс-служба «Газпрома»
Именно с приобретением «Хаттона» связан первый скандал вокруг «Приразломной»: сделка прошла крайне непрозрачно. В течение 2002 года платформу несколько раз перепродавали, и если первая сделка прошла по цене в 29 миллионов долларов, то затем некая офшорная компания Monitor TLP Ltd продала россиянам списанную платформу уже за 67 миллионов долларов. В норвежской прессе, правда, назывались другие цифры: 365 и 500 миллионов норвежских крон соответственно (по текущим курсам это 60,7 и 83,2 миллиона долларов), но норвежцы оговаривали, что разница в 135 миллионов крон — это чистая прибыль Monitor от сделки.
Что именно произошло — переплатила ли российская сторона или недоплатил тот самый офшор, неизвестно, но на российских специализированных форумах, заинтересовавшихся чередой сделок, цитировали норвежскую прессу, в которой говорилось, что россияне приглядывались и к другим платформам, в том числе и к одной действующей на Аляске. Она якобы стоила 60 миллионов долларов, но в России сочли ее слишком дорогой.
Норвежцы действительно посвятили сделке ряд статей (например, эту; найти процитированную на форуме заметку в открытом доступе не удалось). Их интерес понятен: владельцем Monitor TLP оказался местный житель Бьорн Осеред. Из данных норвежцев следует, что он сумел заработать 135 миллионов крон за один день: Осеред купил «Хаттон» 28 августа, а продал 29-го.
На подозрительной цене «странности» с будущей «Приразломной» не закончились. Так, архангельские журналисты обнаружили, что «Хаттон» оказался радиоактивным, и россиянам, прежде чем модернизировать верхнюю часть платформы, пришлось сначала «очищать» ее от радионуклидов. Впрочем, историю с радиоактивностью «Хаттона» удалось довольно быстро замять.
Статьи