Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?




В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз — примерно в четыре часа утра.

Послушайте об этом стихотворение "Петушок".

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Слышали ли вы о цветочных часах?

Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

  1. Что такое часы?
  2. Какие старинные часы вы знаете?
  3. Какие виды часов вам знакомы?
  4. Какие виды часов относятся к домашним?
  5. Какие часы относятся к уличным? Чем они отличаются от домашних?
  6. Расскажите о Кремлевских курантах.
  7. Какие "природные" часы вы знаете?

 

3. В третьем классе детей знакомят с календарём, подробнее с табелем-календарем.

Наглядный материал: разные виды календарей и презентация.

-Для начала отгадайте загадку:

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но каждый день терял он вес,

И, наконец, совсем исчез.

-Сегодня мы с вами поговорим о календаре

Что такое «календарь»?

Календарьэто печатное издание в виде таблицы (табель-календарь) или книжки, где содержится перечень чисел, дней недели, месяцев (реже годов). Также указываются праздники и астрономические сведения (лунная фаза, затмения и т. п.)

Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать. Календари определяли наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора лекарственных трав, изменений в поведении и жизни животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое. Календари отвечают на вопросы: "Какое сегодня число?", "Какой день недели?", "Когда произошло то или иное событие?" и позволяют регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Слово " календарь " имело в своей истории разные значения. Оно произошло от латинского слова «календа» - название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. Затем возникло слово «календариум» - так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца.

Первый в истории календарь появился в Древнем Вавилоне. Это был лунный календарь — система изме­рения времени, связанная с изменением внешнего вида Луны (фазы Луны). Время между одинаковыми фазами получило название месяц. К сожалению, лун­ный календарь не отражает смены времен года, и со временем люди начали использовать солнечный кален­дарь, основывающийся на наблюдении за движением Солнца по небосводу. По этой системе время разделя­ется на годы и сутки (дни). Для облегчения исчисления времени дни условно объединили в недели и месяцы.

Первые печатные календари начали выпускать в России в начале XVIII века

Существуют разные виды календарей в наше время:

1. Отрывной календарь — карманный или настенный календарь-книжка с отрывными листами, где на одном листе располагается информация по данному дню (реже — неделя или месяц). Каждый новый день у такого календаря отрывают страничку. Вы уже знакомились с этим календарем в первом классе.

2. Перекидной календарь — настольный или настенный календарь-книжка, у которого по прошествии указанного периода (дня, недели или месяца) перекидываются страницы.

3. Таабель-календарь — календарь в виде таблицы, может быть как карманным, так и настенным или настольным. Так как он обычно небольшого размера, его удобно носить с собой.

Интересный факт – календарь 1982 года совпадает с календарем 2021

4. Карманный календарь — малоформатный печатный календарь такого размера, чтобы его можно было положить в карман. Бывает в виде книжки или таблицы. В России он был издан около 250 лет назад. Причем календари в то время изготавливали на французском языке. Стоили они 25 копеек

Вопросы:

-Зачем нужен календарь?

-О каких календарях вы сегодня узнали?

-Какие календари есть у вас дома?

 

4. В четвертом классе, вместе с изучением секунды, дети знакомятся с секундомером.

Секундомер - это прибор, способный измерять интервалы времени с точностью до долей секунды.

Вначале секундомеры имели точность измерений 1/10 и 1/100 секунды, но с появлением новых современных технологий появились возможности измерять время гораздо более точно - до 1/10000 (десятитысячной доли) секунды и ещё точнее.

Часы известны человеку очень давно. Сначала их роль играло солнце, потом вода, песок, даже огонь. Но ни о какой точности таких измерений говорить не приходилось. Такие измерения давали погрешность от нескольких минут до часа.

Ситуация существенно изменилась с появлением механических часов. Первый прообраз механических часов появился в 13 веке. Это было примитивное устройство, движимое подвешенной гирей. Родиной же наручных часов является Италия и Франция. Уже в 1511 году, в газетах появилась небольшая заметка о часах, которые все равно работали, как бы их не поворачивали, их можно носить на груди или в кошельке. Они имели всего одну стрелку - часовую.

К 1650 году в часах появилась вторая стрелка - минутная, а секундная - в 1750. К этому же времени специалисты относят и появление первых секундомеров. Это были механические секундомеры. Они в основном использовались в астрономии при наблюдении небесных явлений.

Устройство этих секундомеров не менялось вплоть до середины 20 века. Оно было достаточно просто по сравнению с обычными часами. Управление этим механическим прибором состояло всего из одной кнопки. Одно нажатие - пошел отсчет, второе нажатие – отсчет остановился, третье - стрелки секундомера вернулись в изначальное положение. Покрутил кнопочку - завел пружинку.

Более сложные модели механических секундомеров, которые имеют две или три кнопки, появились уже в 20 веке. Такие секундомеры позволяют производить запуск, остановку секундомера, а также «запоминать» промежутки в измерении времени (например, время круга). Перевод стрелок на начало в таком секундомере производится посредством отдельной кнопки.

Точность механических секундомеров, как правило, - 1/10 сек.

С началом активного развития электроники появляются электронные секундомеры. Электронные секундомеры в отличие от механических имеют более высокие точностные характеристики (1/100 сек и менее) и более широкий набор рабочих функций.

В отдельных областях (например, автогонки) применяются секундомеры с лазерной засечкой момента финиша. Их точность - 1/1000 секунды и менее.

Постепенно электронные секундомеры вытесняют механические. Теперь электронный секундомер есть в каждом мобильном телефоне.

 

Вопрос 4

В первом классе детей знакомят с часом и учат определять время с точностью до часа. Для этого используют часы или изготовленный циферблат часов со стрелками

Во втором классе дети знакомятся с минутой и учат определять время с точностью до минуты. Дети узнают, что в одних сутках 24 часа, в одном часе 60 минут. Также можно использовать циферблат часов со стрелками, пособие-шкалу:

ночь утро день вечер ночь

0 1 2 6 12 24

В третьем классе дети проходят год, месяц, неделя. На этих уроках рекомендуется пользоваться табелем-календарем. Ученики узнают:

Ø В году 12 месяцев, 365 (366) дней

Ø В одном месяце 4 недели, 28, 30 или 31 день

В четвертом классе детей знакомят с секундой. Для этого используют секундомер и метроном. Дети узнают, что в одной минуте 60 секунд

 

Вопрос 5

С первых уроков в сентябре в 1 классе, учитель вывешивает в классе отрывной календарь, при этом проводит беседу о времени как о величине (прошедшее, настоящее, будущее время, субъективное ощущение времени…).

Далее сообщает, что для того, чтобы точнее определять время, люди изобрели приборы измерения времени. Один из них - календарь (рассматриваем отрывной календарь). Затем ежедневно в начале первого урока отрываем страницу календаря и рассматриваем следующую страницу, обсуждаем месяц, число, день недели, можно дать и другие дополнительные сведения. Оторванные страницы рекомендуется складывать вместе, по истечении недели эти страницы пересчитывают. В результате дети запоминают, что в неделе 7 дней, их название и последовательность (понедельник, вторник, …, воскресенье). Скрепленные листы по неделям в конце месяца достают и рассматривают, сколько недель в месяце, сколько дней в месяце и какой следующий месяц. Дети запоминают последовательность месяцев в году. При смене года обсуждают какой год закончился, а какой наступил. Таким образом, работа продолжается весь учебный год. На следующий год, во 2 классе, идет работа уже с календарем погоды.

Во втором классе дети повторяют все за прошлый пройденный год и уточняют:

Ø Одни сутки равны 24 часам

Ø Вводят понятие «минута», один час равен шестидесяти минутам

Ø Учатся определять время с точностью до минуты по 12-часовой системе отсчета времени

Для этого рекомендуется сделать циферблат со стрелками.

Упражнение «Который час?»

Цель. Развитие восприятия времени, формирование представлений о времени.

Игровой материал. Игрушечные часы.

Описание упражнения. Учитель предлагает ребятам рассмотреть часы и сказать, что они видят. Затем педагог говорит: «Сейчас утро. Наши часы показывают время 8 часов (ставит стрелки на часах), сейчас у нас урок математики. Просит повторить который сейчас час.

Это упражнение можно повторять в различное время суток, постепенно приучая детей к пониманию, что в различное время суток они занимаются разными делами.

 

Игра «Лучший часовод ». Оборудование для игры: циферблат, созданный из диска, наклеенных цифр и стрелок, карточки с указанием времени и фишки. Сначала учитель раздает каждому часоводу свои «часы». Затем педагог поочередно показывает карточку с временем, которое часоводы должны установить точь-в-точь установить на часах. Первому выполнившему верно вручается фишка. По окончании игры выбирается самый лучший часовод, который точнее всех устанавливал время.

Для формирования чувства времени по минутам рекомендуются такие упражнения:

1. Установка песочных часов, рассчитанных на 3 минуты, на стол учителя. Детям предлагаются несколько примеров. Часы переворачиваются, и ученики начинают решать примеры. По истечении песка нужно остановиться и посчитать количество решенных примеров. В ходе эксперимента ребята выясняют, за какое же время оказывается можно решить определенное количество примеров.

2. На мобильном телефоне ученики смотрят текущее время. Песочные часы переворачиваются и как только песок «перетекает» полностью, т.е. «время истекло» ребята снова определяют время по телефону время. Задача: рассчитать за какое время «истек» песок в песочных часах. Тем самым дети узнают: как измеряли время в старину песочными часами и рассказывают, где используются такие часы и сейчас – в современных жизненных ситуациях.

3. Зафиксировать на листочке время начала и конца нахождения в школе. Зафиксировать начало и конец каждой перемены и сложить его. Сравнить время, полностью проведенное в школе с тем, что было выделено на перемены.

Дидактическая задача – учить оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.

Игровая задача 1. Учитель просит детей замереть или хранить молчание ровно минуту. Каждый ребенок сам должен определить, когда нужно закончить упражнение, как только по его мнению 1 минута закончится.

Игровые действия:

Учитель даёт указание: каждый будет хранить молчание или замрет на месте, но как только 1 минута закончится, все должны начать говорить или шевелиться. Показываются часы, по сигналу все начинают задание, но часы убираются. Когда последний ребёнок заканчивает задание, воспитатель показывает часы и рассказывает, кто правильно выполнил задание и почему.

 

В третьем классе детей знакомят с табелем-календарём, изучают последовательность и продолжительность месяцев.

 

Для более точного понимания и запоминания у каждого ребенка должен быть такой маленький календарик.

 

Пользуясь календарем ответьте на вопросы: Сколько месяцев в году? (12 месяцев) Перечислите. Сколько в месяце недель? (4 недели) Сколько дней в одной неделе? (7 дней) Перечислите. Сколько часов в одних сутках? (24 часа) Сколько суток в одном месяце? (30, 31, 28 или 29) А кто знает сколько дней в году? (365 или 366 суток)

Учитель: Что записано в календаре с левой стороны? Как распределены числа? Что расположено горизонтально? Назовите месяцы, в которых 30 дней…,31день. Начало года — это какой день недели? Почему одни цифры чёрные, а другие красные? Назовите число, месяц, день недели вашего дня рождения согласно этому календарю.

 

Назовите месяцы зимы (весны, лета, осени). Какое время года составляют июнь, июль, август? (лето). Назовите второй месяц весны.

 

В четвертом классе детей знакомят с секундой и учат определять время в 24-часовой системе измерения времени.

 

Для этого детей учат переходить из 12-часовой системы в 24-часовую и наоборот. Например:

Учитель на циферблате показывает время (устанавливает часовую и минутную стрелки) и спрашивает: «Какое время показывают мои часы? А если это будет ночь (день)?»

 

Чтобы «почувствовать» секунду учитель может принести на урок метроном. Все дети встают и садятся на свои места, когда проходит минута, 45 секунд, полминуты и т.д. Но каждый считает про себя.

 

Вопрос 6

 

Когда детей учат вычитать и складывать величины времени, выраженные в разных единицах, умножать и делить на число, важно объяснить детям: соотношение между мерами не кратно 10, кратно 12 и 60. Поэтому, все действия с величинами выполняют с предварительным переводом из крупных единиц в мелкие.

Задания:

1. 16 ч 37 мин = … мин (Рассуждение: в одном часе 60 минут, значит в 16 часах 16 умножить на 60 минут, то есть 960 минут, да еще 37 минут, 960 плюс 37 равно 997 минут. Значит, 16 ч 37 мин равны 997 мин)

2. 2 сут. 5 ч = … ч (Рассуждение: в одних сутках 24 ч, значит в 2 сутках 24*2, то есть 48 ч, да еще 5 ч, следовательно, 48 ч +5 ч = 53 ч)

3. 52 ч = … сут. … ч (Рассуждение: в одних сутках 24 ч, значит 52 ч = 2 полным суткам, 52 ч – 48 ч = 4 ч, значит 52 ч = 2 сут. 4 ч)

4. Задние из статьи Муравьи

 

Автор: Рулевская Л.В.

 

Журнал: «Начальная школа», 2000 г №5

 

Рассуждение: одни сутки равны 24 часам, 12 часов являются половиной от суток, значит в 20 сутках 40 раз умещается 12 ч, что значит, за 20 суток муравьиная семья уничтожит 40 раз по 33 тысячи гусениц, то есть за 20 суток муравьиная семья может уничтожить 40*33 000 =1 320 000 гусениц.

Задания из учебников:

Аргинская 4 кл 2 ч

Стр. 97

Стр. 109

 

стр. 115

 

Демидова 4 кл 3 ч

Стр 72 №2

Стр 74 № 3

Стр. 81 № 1 (в), № 2 (2 столбик), № 3 (в)

Дорофеев 4 кл 2 ч

Стр 72

Стр 77

Моро 4 кл 1 ч стр 28

Стр. 50

Стр. 53

Чекин 4 кл 2 ч стр. 23

Стр. 36

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: