Результаты проведенной методики




 

Эффективность выстроенной системы работы отслеживалась на протяжении 2-х лет через различные формы и метод: диагностирования, наблюдения, тесты.

Результаты заносила в таблицу.

 

Класс.

№ п/п Фамилия, имя учащихся Дикция Воспроизведение интонационного рисунка Словарь Построение предложения
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
1. Гончарова М. Р + - + мал. увел. - -
2. Рыжов А. Ш + - + мал. увел. - +
3. Септаров Р. + + + + мал. увел. - +
4. Ушков С. Л + - + мал. увел. - -

 

Класс.

№ п/п Фамилия, имя учащихся Орфоэпические нормы Передача ритмического рисунка Словарь Свободное высказывание
Начало года Конец года Начало года Конец года Конец года Начало года Конец года
5. Гончарова М. - + - + увел.   3 предл.
6. Рыжов А. - + - + увел.   4 предл.
7. Септаров Р. + + + + увел.   6 предл.
8. Ушков С. - - - + увел.   3 предл.

 

Данные исследования подтверждают эффективность выстроенной системы.

 

 

Заключение

 

Речь – широкая сфера деятельности человека. По развитию речевой деятельности выделяют следующие уровни работы:

1. Произносительный уровень – произносительная работа планируется по трём направлениям:

- техника – к ней относится правильное дыхание, дикция;

- орфоэпия – оптимизация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка;

- интонация – звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части.

2. Лексический уровень или словарная работа. Задачами данного уровня являются:

- количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения;

- задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включение их в предложения и текст в прямом и переносном значении.

3. Грамматический уровень – построение словосочетаний и предложений.

4. Уровень текста (связная речь)

Выделяют три вида упражнений:

- по образцу;

- конструктивные;

- коммуникативно-творческие.

На данном уровне учащиеся должны уметь:

а) понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;

б) собирать материал: отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

в) располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ, писать сочинение по плану;

г) пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать написанное.

Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения. Однако основной базой для решения этих задач являются уроки русского языка и литературы.. Анализируя характер материала учебников, стоит отметить следующее. Неоценимым достоинством учебников являются тексты, взятые из лучших произведений классической и научно-популярной литературы. Обогащение словаря происходит за счёт узнавания новых слов, их значений, знакомства с этимологией слов. Обращение учащихся к истории отдельных слов способствует более внимательному отношению к словам родного языка. Рисунки и тексты упражнений помогают создать конкретные образы, воспринять значение многозначных слов. В процессе выполнения практических заданий уточняется и углубляется представление учащихся о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, о синонимах и антонимах.

Пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся:

- во-первых, это целенаправленная подготовка урока, чёткая цель, продуманность отбора материала, обязательное введение пословиц, ежеурочное введение новых слов, создание условий для свободных высказываний, внимательное отношение к речи учащихся, оценка, как стимул для овладения речевыми умениями;

- во-вторых, обучение живому, очеловеченному языку. Слово должно представляться не только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-эстетических.

В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.


Список литературы

 

1. Бондаренко А.А., Калинчук М.Л. «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников».

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психоло­гия».— 2-е изд.— М.: 1981.

3. Жинкин Н.И. «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 1998 г.

4. Закожурникова В.А. «Работа над предложением и связной речью в начальной школе».

5. Ладыженская Т.А. «Живое слово» - М., Просвещение, 1986 г.

6. Ладыженская Т.А. «Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1991 г.

7. Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития» - М., Просвещение, 1985 г.

8. Львов М.Р. «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.

9. Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1984 г.

10. Программа 1-4 «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой и обеспечивающие её учебники и методические пособия.

11. Рождественский Н.С. «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980 г.

12. Синицын В.А. «Путь к слову» - М., АО «Столетие», 1996 г.

13. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 – 1994г.

14. Современные подходы к развитию речи младших школьников /Начальная школа, № 2, 2003 г.

15. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 175с.

16. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. – 280с.

17. Ушаков Н.Н. «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.

18. Формирование культуры речи младших школьников /Начальная школа, № 10, 2003 г.

19. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д. Ушинского /Начальная школа, № 10, 2001 г.

20. Что такое виды речевой деятельности /Начальная школа. Плюс – минус, № 4, 2003 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: