РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ




ОСНОВЫЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА

В начале1990-х гг. с активной коммерциализацией Интернета появились термины «электронный бизнес» (e-business), «электроннаякоммерция» (е-соттеrсе) и электронный маркетинг (e-marketing ). Анализируя особенности глобальной сетевой экономики и опыт различных компаний в области электронного бизнеса, можно построить модель, отражающую новые категории, и сформулировать определения, адекватные сегодняшним реалиям

В широком смысле электронный бизнес —реализация бизнес-процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий и систем. В узком смысле электронный бизнес — это бизнес на электронном рынке в сети Интернет.

В соответствии с этим подходом электронный маркетинг — реализация маркетинговой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий и систем ,а в узком смысле — маркетинговая деятельность субъектов на электронном рынке.

Сегодня онлайн-торговля обеспечивает 7% продаж в США. По прогнозам журнала «Forbes», к2020 г. электронный бизнес достигнет уровня 20 трлн долл., что превосходит текущий ВНП США. Ниже приведены цифры и факты, отражающие состояние электронного бизнеса в России, отметим лишь, что, по оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли, объем рынка электронной торговли в 2005 г.составил 4474 млн долл. США, а средние темпы роста за период с 2001 до 2005 г.составили 138%.

Приведем данные статистики по росту электронной торговли в мире (рис. 5.2) и в России (рис.5.3).В 2007 г. оборот электронной коммерции достиг 259 млрд долл., что на 18% больше,чем в 2006 г. Однако к концу десятилетия,по прогнозу компании JupiterResearch, рост онлайн-продаж будет составлять лишь 9%в год, что является существенным спадом по сравнению с 2004 г., когда эта цифра составляла 25%.

По отношению к электронному бизнесу компании разделяются на несколько типов:

o традиционные(brick-and-mortar), которые действуют на реальном, физическом рынке и не обращаются к электронному бизнесу, если их к этому не вынудят определенные обстоятельства;

o смешанные (click-and-brick) компании, которые часть своей деятельности осуществляют через Интернет;

o полностью электронные (click-only) компании, которые существуют только в Интернете.

Перечислим основные цели использования Интернета в рамках стратегии компании:

· получить дополнительный доход от продажи физических или электронных товаров и услуг;

· снизить издержки и сократить время совершения сделки в самых разных областях бизнеса;

· создать или укрепить свои торговые марки, использовать Интернет для рекламы/продвижения товаров и услуг.

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

В России происходит быстрое развитие электронного рынка и электронного бизнеса, хотя по основным показателям наша страна в этом отношении находится далеко позади развитых стран мира. Доля оборота электронной торговли России в мировой доле электронной торговли составляет не более 1 %,рейтинг России, поданным EIU2007 (EuropeanIntelligenceUnit совместно с EU,IBMк Microsoft), составляет 52из 68.

Формируется технологическая и экономическая инфраструктура, создана Национальная ассоциация участников электронной торговли НАУЭТ, проводятся исследования рынка (пример — регулярные исследования состояния российского Интернета OnlineMonitor— www.onlinemonitor.ru).

Активно развивается российский сегмент Интернета— Рунет. По результатам 2008 г. в российском сегменте Интернета зарегистрировано более 1,9 млн доменных имен в зоне .RU, их обслуживает более 150 тыс. серверов. По доменным именам годовой рост составил более 60%, а по серверам — более 30%. С точки зрения динамики роста Рунет намного опережает средние мировые показатели.Важным является тот факт, что национальная доменная зона .RU находится в пятерке лидеров среди всех европейских национальных зон.

Приведем некоторые цифры и факты по материалам НАУЭТ.

Средние темпы роста электронной торговли в России за период с 2003 до 2007 г. составили130%, объем рынка в 2007 г. — 7906 млн долл. Структур а же самого рынка сильно отличается от аналогичной структуры в развитых странах. Основное отличие — относительно высокий объем продаж в секторе B2G по сравнению с В2С и В2В, что объясняется сохраняющейся с советских времен значительной ролью государственных структур в экономике,а также работой п о развитию этого сегмента, проделанной в рамках Федеральной целевой программы«Электронная Россия».

В заключение отметим некоторые тенденции,которые, на наш взгляд, определят развитие электронного бизнеса в России. В ближайшие годы

· продолжится рост Рунета и будут расти объемы продаж электронного бизнеса.

· Опережающими темпами будет расти сектор В2В, что соответствует общемировым тенденциям и сдерживалось до сих пор особенностями в развитии этого сектора.

· С ростом конкуренции на потребительских рынках будет расти сектор В2С.

· В сфере электронной коммерции надо отметить следующие тенденции:

· рост количества действующих интернет-магазинов;

· укрупнение/слияние интернет-магазинов {buy.com, aromat.ru);

· создание интернет-гипермаркетов {zShops, Rambler, Marex);

· создание сетей интернет-магазинов.

Ожидается укрупнение российского электронного рынка, повышение уровня безопасности,наращивание услуг, рост доверия потребителей и распространение из центра в регионы страны.

В связи с ростом рынка рекламы в Интернете ожидается значительный рост существующих успешных общенациональных интернет-проектов,выход их на мировые рынки капитала,возможны слияния и поглощения. Рынок интернет-рекламы станет более зрелым,будут развиваться компании, предоставляющие различные услуги в данной области.Ожидается приток капитала в Интернет,появятся новые интересные интернет-проекты.Будет происходить рост влияния поисковых порталов, развитие новых веб-сервисов и новых технологий распространения контента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: